42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые находятся в единстве.
Качество можно охарактеризовать как такую определенность вещи (явления, процесса), которая непосредственно тождественна (совпадает) с самим ее существованием (бытием) как целого. Это значит, что качество непосредственно связано с самим существованием предмета. До тех пор пока предмет обладает такими-то качествами он остается тем, что он есть. Именно качество делает вещь этой определенной вещью и в этой определенности отличает ее от других вещей.
Основанием качественной определенности выступает состав и структура вещи, явления, процесса, изменение которых приводит к изменению их качеств и свойств. Ввиду того, что качественная определенность тождественна с существованием предмета как целого, качество выражает, с одной стороны, единство составляющих его элементов и структуры, т. е. целостность; а с другой — границы существования данной вещи, ее конечность.
Качества проявляются в многообразных свойствах. Свойство выражает определенные качества вещи в ее отношении с другими вещами. В свойствах качества выступают внутренней стороной, определяющей специфику данного конкретного взаимодействия предметов. Так, например, свойства стула быть неудобным для сидения определяются не только тем, для кого этот стул предназначен, как и где он стоит и т. п., но и в силу своих конструктивных особенностей, т.е. качеств (сломанной ножки, отсутствия каких-либо деталей). Таким образом, поскольку отношение между двумя вещами не принадлежит только одной из них, постольку к свойствам данной вещи относится лишь то, что в самом этом отношении двух вещей показывает и сохраняет себя как собственная определенность данной конкретной вещи.
Качеству противоположно количество. Количество — это определенность вещи, которая непосредственно не тождественна (не совпадает) с самим ее существованием (бытием) как данной определенной вещи. Изменения количества кажутся безразличными к существованию предмета. Стул, маленький или большой, остается стулом. Железный шар, если изменить только его размеры, остается железным и круглым телом, т.е. остается тем, что он есть в своей качественной определенности. Противоположность количества качеству выражается в том, что количественная определенность основана на отрицании качественной специфики. Но это отрицание не есть отрицание вообще всякой определенности, а только специфической, отличительной определенности в данном количественном отношении. Поэтому, например, в измерении количества отвлекаются от качественной специфики предмета, приравнивая друг к другу качественно различные вещи. Так, например, кусок железа и кусок сахара как физические тела имеют определенные общие для них физические качества, скажем, такое, как тяжесть. Для того чтобы измерить количественное отношение железа и сахара, мы должны отвлечься от качественной специфики и железа, и сахара, т.е. от того, в чем они отличаются друг от друга. В таком случае и железо, и сахар выступят по отношению друг к другу как нечто качественно однородное (как тяжесть и тяжесть), но количественно различное. Таким образом, количество является выражением качественной однородности вещей, их подобия или сходства в каком-либо отношении.
Взаимосвязь (единство) количества и качества. Единство количественной и качественной определенности особенно отчетливо выступает в процессе изменения этих различных, но взаимосвязанных сторон. Все процессы развития, происходящие в природе, в общественной жизни и в познании протекают в двух основных формах: количественной (непрерывной, эволюционной) и качественной (прерывной, скачкообразной). Эти две формы находятся в тесной взаимосвязи.
Количественные изменения порождают количественные различия и могут иметь бесконечное число градаций, оттенков, степеней тождества качественной определенности предмета с его бытием. Может показаться, что здесь нет никаких границ, никакого предела. Конечно, мысленно можно представить бесконечное количество одних и тех же предметов различной величины. Но это только в представлении. В действительности каждая конкретная вещь, явление, процесс и т.п. имеют свой предел, свою меру, свое специфическое «сколько», свои количественные границы существования определенных качеств. Поскольку качество имеет свое основание в составе и структуре вещи, следовательно, в ней же самой оно имеет и свой предел. Вещь не может быть уменьшена или стать меньше своих элементарных частей. Скажем, железный шар не может быть уменьшен до размеров равных или даже соизмеримых с атомами железа. Точно так же и увеличение имеет свой предел, определяемый внутренним соотношением, взаимосвязью и взаимодействием составляющих его элементов. Этим объясняется то, что количественные изменения, с одной стороны, образуют некоторый непрерывный ряд последовательных изменений, прежде чем они порождают нечто качественно иное; а с другой — они с необходимостью прерываются, достигая определенного пункта (предела). Количественные изменения, когда они идут в одном направлении, т.е. последовательно нарастают, увеличиваются или уменьшаются, сначала не затрагивают качественной стороны предмета, поэтому кажутся безразличными ей. Однако изменения количества, накапливаемые постепенно, в конце концов, достигают того момента, когда они в своей совокупности ведут к быстрому превращению качественной стороны предмета. Это быстрое, в сравнении с предшествующей постепенностью, превращение количественных изменений в качественное различие называется скачком.
Подведем итоги.
Закон количественных и качественных изменений показывает, что процесс развития представляет собой взаимосвязь количественной и качественной сторон предмета и характеризуется непрерывностью и прерывностью, постепенностью и скачками, эволюционными и революционными изменениями. Этот закон объясняет, почему, в силу каких причин и как происходит смена качественной определенности в результате последовательных изменений в количественной стороне предмета, вещи, явления и т. п. Развитие в свете этого закона выступает как закономерный процесс перехода от качества к качеству, от старого качества к новому качеству.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества