6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги: Шу Цзин и И Цзын, известных как «Книга Истории» (начало I тыс. до н.э.) и «Книга Перемен» (XII-VI вв. до н.э.). Отдельные части Шу Цзин могут быть отнесены к XIV-XIII вв. до н.э., а глава «Великий Закон» примерно к VIII в. до н.э. В текстах И Цзын и Шу Цзин нашли отражение мировоззрение и религиозно-философские представления, которые в дальнейшем (в VI-III вв. до н.э.) составили основу различных философских школ Древнего Китая.
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются:
Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь II в. до н. э.).
Идея Дао, Неба и Поднебесной, высшего и низшего, их взаимоотношения. Причем всеобщей формой гармонизации отношений высшего и низшего является путь Дао как естественный закон всех вещей, который действует путем превращения противоположностей. (Дао дэ цзын. § 40, 36). В представлении древних китайцев Небо олицетворяет Высшую Волю или то, что европеец называет Судьбой. Постичь эту волю – дано не каждому человеку.
Идея Небесной природы человека и пути его совершенствования, в котором особое значение придается долгу человеколюбия и ритуалу как всеобщей форме гармонизации отношений между людьми в обществе и государстве.
Самые мудрые, полагает Конфуций, «знают от рождения». Это значит, что подлинный «образ человека», существует еще где-то до рождения. «Человек рождается чистым, в этом дарованная ему небом натура». «То, что даровано [человеку] небом, называется его природой» (Ли Цзы). Таким образом, человек – сын Неба, т.е. изначально несет в себе высшее небесное начало, которое он должен реализовать, дать ему раскрыться в жизни. Характерно, что иероглифы небо (тянь – небо, день, Бог; цянъ – творчество, небо), человек, гуманность (жэнъ – «человек и человек», «человек среди людей») связаны общностью происхождения.
Небо карает человека и его наказания всегда справедливы, хотя нередко и не понятны людям, которые оценивают их по своим земным меркам.
Представление о том, что именно Небо дает людям Высший моральный закон весьма схоже с идеей Дхармы в Древнеиндийской философии.
Школы:
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
Жестокости
Грубости
Разбоя
Жадности
В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:
Ритуал
Музыка
Искусство стрельбы из лука
Управления лошадьми
История и математика
О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.
Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Мин-цзя (школа имён).
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.
Идеей последователей мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).
Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.
Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви и так далее…
Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:
Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
Карать жёстко, внушая трепет
Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества