47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каждой науки соответственно различию их предмета существуют свои методы. В физике — физические, в математике — математические, в химии — химические, в биологии — биологические, в экономике — экономические и т. д.
Помимо предмета, научный метод характеризуется и другими своими существенными моментами, наиболее важными из которых являются: 1) конкретный объект исследования, т. е. определенная часть исследуемого предмета (объективная сторона научной деятельности); 2) цель исследовательской деятельности (субъективная сторона научной деятельности); 3) наличными средствами и приемами исследовательской деятельности (субъектно-объектное отношение); 4) форма исследовательской деятельности в целом, или способ исследования.
Принято различать методы всеобщие и частные; общенаучные и конкретно-научные.
К всеобщим методам относят методы, которые применяются повсеместно и не составляют преимущества только философии или каких-либо конкретных наук (например, исторический и логический методы).
К частным методам следует отнести такие методы и формы познавательной деятельности, которые не имеют и не могут иметь повсеместного применения (метод исчисления прибыли, метод исчисления ускорения свободно падающего тела и т. п.).
Общенаучными методами называются методы, которые находят свое применение во всех науках. К ним относят такие методы, как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.
Конкретно-научные, или специальные методы — это методы, применяемые исключительно в рамках определенной науки, научного направления, школы или для решения тех или иных своих конкретных исследовательских задач.
Общенаучные методы
Наблюдение — первичный познавательный процесс на эмпирическом уровне научного познания. Его можно определить как целенаправленное, систематическое и организованное восприятие предметов и явлений действительности. Научное наблюдение связано с решением определенных научных задач. Например, с созданием определенной эмпирической базы теории, проверкой гипотезы и др. Планомерность, систематический характер и организованность наблюдения исключают многие случайные ошибки обычного восприятия.
Особым видом наблюдения является измерение. Измерение позволяет получить информацию о количественных характеристиках изучаемых объектов.
Наблюдение и измерение могут осуществляться при помощи чувств, а также при помощи специальных приборов (микроскоп, телескоп, часы и т. п.).
В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством субъекта в условия изучаемого объекта, активным воздействием на исследуемый объект. В ходе эксперимента, благодаря воздействию на объект специальными средствами, исследователю удается:
Изолировать его от побочных, второстепенных влияний, препятствующих изучению интересующих явлении в их в чистом виде;
Многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю параметрах;
Планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях решения поставленной научной задачи.
В эксперименте предметно-орудийная деятельность исследователя тесно связана с его теоретическим мышлением.
В тех случаях, когда прямое экспериментальное действие невозможно или затруднено, не дает желаемого результата, экономически нецелесообразно и т.п., прибегают к так называемому модельному эксперименту. Это значит, что в исследовании реальный объект заменяется его моделью.
Модель — это реальная или мысленная система, которая замещает в познавательных процессах другую систему-оригинал и, следовательно, находится с ней в отношениях сходства (подобия).
Моделирование определяют чаще всего как процесс построения модели, воспроизводящей существенные особенности структуры, действия и свойств оригинала.
Таким образом, важнейшей особенностью всякой модели является ее сходство с оригиналом в каком-либо одном или нескольких строго фиксированных отношениях. Благодаря этому сходству результаты, полученные на модели, можно переносить на оригинал.
Анализ и синтез. Анализ — это метод исследования, состоящий в мысленном расчленении целого и сложного явления на составляющие его, более простые или элементарные части, выделение отдельных сторон, особенностей, качеств и свойств, связей и отношений предмета и познание их самостоятельной специфической природы в составе целого. Конечная цель анализа состоит, однако, не в самом этом разъединении частей целого и познании отдельных частей, а в получении на этой основе знания о целом. Поэтому всякий анализ связан с противоположным ему методом — синтезом. Синтез — это метод исследования, состоящий в мысленном соединении отдельных частей, элементов, сторон явления и постижении природы его как целого. Истина, следовательно, состоит в том, что без анализа нет синтеза, а без синтеза нет анализа.
Индукция и дедукция. Индукцию определяют как метод восхождения от знания единичного (частного) к знанию общего, или движение исследующей мысли от частного к общему. В логике индуктивными умозаключениями называются такие умозаключения, посылки которого так относятся к своему заключению, как частное относится к общему. Из посылок индуктивного умозаключения вывод производится, как правило, вероятностный. Это значит, что основным свойством отношения логического следования в индуктивном умозаключении является вероятность. Вместе с тем индукцию иногда определяют как такой вид умозаключения, посредством которого осуществляется перенос знания об отдельных свойствах предметов одного и того же класса на весь этот класс.
К недостаткам индукции можно отнести то, что индуктивным умозаключениям обычно недостает: 1) строгой необходимости (они всегда суть проблематические суждения); 2) всеобщности (особенно в неполной индукции).
Дедукцию определяют как метод движения исследующей мысли от общего к частному (единичному). Иными словами, это метод нисхождения от некоторых общих положений к частным. Дедуктивными называются такие умозаключения, когда из одних суждений получают выводное суждение (заключение), которое вытекает из исходных суждений с необходимостью. Однако чаще всего под дедуктивным умозаключением понимают такое умозаключение, одна из посылок которого так относится к своему заключению, как общее относится к частному.
К недостатку дедукции можно отнести то, что средствами самой дедукции невозможно доказать истинность тех исходных общих положений, на основе которых делается дедуктивный вывод.
Индукция и дедукция должны применяться вместе, каждая для решения определенных научных задач. Поэтому в науке они обычно идут рука об руку: индукция представляет собой метод обобщения фактов, а дедукция является основной формой построения развернутой теории.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества