Система и субстанция-система:
Развитие понятия субстанции по пути выявления его диалектического содержания на все многообразие частных явлений приводит к пониманию субстанции как саморазвивающейся системы. Эту проблему исследует синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин).
Система — это есть более или менее устойчивая совокупность множества элементов, представляющая собой такое единое целое, которое внутренне расчленено на относительно самостоятельные элементы-части.
Принцип системности требует рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность.
Структурность системы — это совокупность устойчивых, закономерных связей (отношений) между элементами. Специфика систем определяется их составом (количеством и качеством элементов) и структурой.
Элемент системы — это минимальный неразложимый компонент системы.
Организация системы — это динамичное бытие системы, при котором происходит активное и вместе с тем более или менее упорядоченное взаимодействие, взаимоизменение отдельных элементов, системы в целом и окружающей сферы. Большое значение приобретают в связи с этим понятия: динамическое равновесие, равновесные (закрытые) и неравновесные (открытые) системы.
Под самоорганизацией понимается и самоорганизующиеся системы, и процесс их образования. Единственной полностью самоорганизующейся системой является бесконечная материя.
Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как прогресс.
Черты самоорганизующихся систем:
— открытость для обмена веществом, энергией и информацией с другими системами;
— самопроизвольный спонтанный характер самоорганизующихся систем;
— ярко выраженные на этой стадии неравновесность, неустойчивость и чувствительность к случайным воздействиям извне или изнутри;
— наличие точек крайней неустойчивости и перехода количественных изменений в качественные — к точек бифуркации, когда происходит разветвление возможных направлений и выбор одного из них.
Распространение понятия «система» на всю движущуюся материю означает признание всеобщности этого понятия и возведение системного подхода на уровень всеобщего: если материя есть система, то системными должны быть все ее элементы.
Метафизическое понятие «субстанция» выражает непосредственно целостность, единство бытия, его самообусловленность.Диалектическое понятие «субстанция-система» предполагает не только целостность, но и расчлененность, не только непрерывность, но и прерывность, не только необходимость, но и случайность.
Необходимость и случайность:
Необходимость — философская категория, выражающая устойчивые связи и отношения, при которых одно событие обязательно влечет за собой другое.
Случайность — философская категория, которая служит для обозначения явлений, возникающих в результате внешних или неглавных для данного объекта причин с заданной степенью вероятности (могут произойти обязательно, а могут и вообще не произойти).
Необходимая связь в «чистом виде» существует лишь в нашем сознании, но в реальной действительности она неотделима от случайных форм своего проявления и вне их она не дана. Всякая необходимая связь является связью, пробивающей себе дорогу сквозь хаос случайностей.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества