29. Философское учение о движении.
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса:
1. Какова связь материи и движения? (или более конкретно: может ли существовать материя без движения и движение без материи?)
2. В чем сущность движения?
3. В каких формах проявляется (или может проявляться) сущность движения?
Вопрос о связи материи и движения является исходным и основным вопросом философского учения о движении с позиций современного материализма. Можно предположить, что последовательный материализм в трактовке связи материи и движения будет состоять в выяснении того, что является первичным: материя или движение. Так ли это? Здесь следует обратить внимание на то, что в данной своей постановке сам вопрос уже выражает вполне определенное утверждение, именно: либо материя, либо движение – первичны. Рассмотрим последовательно каждую содержащуюся в данном вопросе альтернативу.
1. Допустим, что материя первична. Тогда сначала существует материя, но, разумеется, без движения. Затем откуда-то «приходит» движение. Откуда оно «приходит» и что является причиной движения материи? В данном случае необходимо предположить некий внешний по отношению к материи источник движения, например, Бог. Но тогда это уже не материализм.
2. Допустим, что первично движение. Тогда сначала существует только движение. Материи пока нет. В таком случае возникает вопрос: что движется? Поскольку материи еще нет, ответ на этот вопрос оказывается однозначным и безальтернативным: движутся наши мысли, или, во всяком случае, нечто нематериальное. Затем каким-то образом из нематериального движения должна возникнуть материя. Но и это то же не материализм.
Таким образом, все выводы, вытекающие из первого и второго допущений, не согласуются с материализмом. Остается предположить, что сама постановка вопроса «Что первично материя или движение?» не состоятельна, так как в такой постановке вопроса уже предполагается, что материя и движение могут существовать сами по себе: материя без движения и движение без материи.
Логика рассуждения подводит нас к необходимости сделать следующий вывод: материя и движение неразрывно связаны. Это значит – не существует материи без движения и движения, не связанного с какой-либо материей. Следовательно, последовательный материализм в философском учении о движении будет состоять в обосновании необходимой и неразрывной связи материи и движения, неотделимости их друг от друга.
Тогда каким определением движения можно правильно выразить эту связь?
В истории философской мысли существовали две принципиально различные позиции в понимании движения.
Первая состояла в отрицании необходимого характера связи материи и движения, т.е., так или иначе, допускалась возможность существования материи без движения (например, в учении Аристотеля). Вторая состояла в признании необходимого характера этой связи, т.е. утверждалась неразрывная связь материи и движения. Так, например, сложились определения понятия движения как свойства или существенного свойства материи (материализм XVII–XVIII вв.). В дальнейшем развитие второй точки зрения приводит к современному, диалектико-материалистическому определению понятия движения: движение есть способ существования материи.
Итак, отвечая на второй вопрос («В чем сущность движения?»), современные философы-диалектики отвечают: сущность всякого движения в противоречии. Это, например, противоречие моментов изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, беспокойства и покоя, неуравновешенности и равновесия. Абсолютные покой, равновесие, устойчивость – невозможны. Покой есть временное состояние равновесия противоположных сил, вызывающих движение, определяющих ту или иную его конкретную форму. Поэтому всякий покой относителен, а движение абсолютно. Вместе с тем покой не следует понимать как нечто второстепенное, несущественное в движении. Покой (устойчивость, равновесие) как моменты реального движения – существенные условия дифференциации материи. «Покой есть главное в движении» (Лао Цзы), столь же главное, как и другой его момент – изменчивость. Всякое движение проявляется в различных изменениях. В этом смысле третье основное положение философского учения о движении заключается в утверждении, что движение есть изменение вообще, или всякое изменение.
Положение о движении как всяком изменении (качественном, количественном, физическом, химическом, биологическом, социальном, духовном и т.д.) направлено против метафизического сведения движения лишь к какой-либо одной его конкретной форме (например, к механическому движению в философском материализме XVII–XVIII вв.). Движению материи присущи самые разнообразные формы, самые различные виды изменений и взаимодействий материальных объектов, в которых проявляется их сущность.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества