5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арийцев периода древней ведийской религии и брахманизма. Этот период известен как период создания Вед и всей непосредственно связанной с Ведами литературы. Он охватывает примерно две тысячи лет: середина II до н.э. – начало I тысячелетия н.э.
Источником основных идей древнеиндийской философии являются Веды. Слово «Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Знания, содержавшиеся в Ведах, сначала передавались изустно. Затем они были записаны и собраны в священные тексты. Их конечный, дошедший до нас литературный вариант (уже существенно видоизмененный) датируется весьма разноречиво. Авторство Вед в их современном виде предание связывает с легендарным мудрецом Вьясой.
В целом ведическая литература представляет собой комплекс разнообразных архаических мифологических и религиозных представлений, которые заключают в себе некоторые философские размышления о мире, его происхождении, сущности жизни и всего живого, включая человека. Философские представления выражаются, как правило, в образной, аллегорической, метафорической форме. Если оставить в стороне особенности формы, то их содержание (идеи и ценности) весьма возвышены.
Веды в их современном виде разделены на четыре части:
Самхиты (сборники гимнов, мантр):
Брахманы (книги, написанные брахманами для брахманов с культовой целью, носят в основном ритуальный характер. В философском отношении эта литература не имеет большой ценности, но в ней получили развитие некоторые важные идеи древнеиндийской философии.
Араньяки (букв. – «лесные» тексты) в основном содержащие правила образа жизни и поведения отшельников, которые удалялись от мира и предавались размышлениям о мире и жизни.
Упанишады (букв. – упа-ни-шад, т.е. «сидящий около», например, ученик сидит около учителя и слушает его наставления; есть и другой смысл: «тайное учение», посвящение в которое людям, не принадлежащим к трем высшим варнам, было запрещено). Упанишады нередко рассматривают как собственно философскую часть Вед. Они представляют собой собрание текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кена, Каушитаки.
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений:
1) относящееся к абсолютному («обожествленному» макрокосму);
относящееся к человеку (или микрокосму);
относящееся к жертвоприношению (символизирует связь микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, конечного и Бесконечного, относительного и Абсолютного).
Из всех наиболее важных идей, нашедших свое отражение в Ведах, можно выделить следующие философские идеи и представления:
Идея Абсолютного, или первоначала.
Истина восточной философии состоит в утверждении, что Абсолютное есть Брахма(н), который в своих высших аспектациях выступает как Вселенский Атма(н) (Космическая душа), Мысль и Прана(дыхание)
Идея Бога или богов.
Представление о Боге или богах (девах и асурах) в Древней Индии характеризуется следующими особенностями: 1) Бог есть перворожденный; 2) бессмертие богов – не есть изначально данное, а «наработанное» качество; 3) верховное божество (Брахман) присутствует в каждой вещи, следовательно, основной формой философского мировоззрения Древней Индии является пантеизм
Идея бессмертия индивидуальной души – Атмы.
Согласно ведийским представлениям существует индивидуальная бессмертная сущность всего живого – Атма(н). Он не рожденный, изначальный, вечный, постоянный. В вселенском (космическом) смысле Атма(н) и Брахма(н) – одно и то же
Идея непрерывности (круговорота) жизни, воплощения и перевоплощения Атмы (колесо самсары).
Согласно Ведам жизнь – непрерывна, а смерть – всего лишь смена жизненной формы. Этих форм бесчисленное множество. Атма(н) воплощается в самых различных формах, от растения до человека. В этом сущность жизни. Жизнь непрерывна потому, что Атман – бессмертен
Идея кармы.
Карма является достаточно сложным понятием. Представление о карме основано на признании всеобщности отношения причин и следствий. Она предполагает идею бессмертия индивидуальной души (Атмы), ее воплощения и перевоплощения. По существу каждое новое воплощение Атмы определяется действием этого закона. Действие кармы состоит в том, что сумма последствий определенного результата незримыми нитями вовлекает своего породителя в цепь непреложных отношений, которыми определяется не только его настоящее положение, но и его ближайшее или (что особенно важно) весьма отдаленное будущее. Этой нитью и выявляется действительное значение всего содеянного как для самого деятеля, так и для других людей.
Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых по закону кармы.
Представление о множестве обитаемых миров как материальных, так и духовных, встречается уже в упанишадах. Эти миры человек обретает по закону кармы. Кармическая предопределенность каждого нового рождения создает наше ближайшее будущее. Ареной деятельности бессмертной Атмы становится обретаемый ею мир.
Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению (мокше).
Согласно этой идее смысл и высшая цель жизни состоят в освобождении души
Философские школы
Принято разделять философские школы Древней Индии на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) в зависимости от характера признания ими авторитета Вед. Те школы, которые признают единственный и безусловный авторитет Вед как источник истинного знания, называют ортодоксальными (санкхъя, йога, ньяя-вайшешика, миманса и веданта). Те школы, которые либо не признают авторитета Вед (локаята), либо, помимо Вед, признают еще и иные источники истинного знания называют неортодоксальными (джайнизм, буддизм). Все ортодоксальные школы связанны с традицией брахманизма и носят религиозный характер. Религиозный характер некоторых неортодоксальных школ, в частности, джайнизма и буддизма, подлежит особой оценке: вера в спасение или, выражаясь более точно, освобождение человека (мокша) не связывается здесь с представлением о Боге.
Общим для всех религиозно-философских школ Древней Индии характерно признание того, что:
жизнь в любой ее форме имеет ценность и должна уважаться (ахимса);
мысль – главный фактор жизни и орудие кармы, потому «каковы наши мысли, таковыми мы и становимся» (Майтри-Упанишада VI, 34);
карма есть болезнь прошлого, ее исцеление в будущем. А будущее заключено в сознании человека;
познание имеет значение не само по себе и не для создания все более совершенных средств господства над природой, удовлетворения материальных потребностей человека, а как средство освобождения (мокши). Наиболее выпукло эта идея выступает в йоге, буддизме и веданте. Но и санкхъя, и ньяя-вайшешика, и ранняя миманса именно это имеют в виду, когда говорят о высшей цели познания.
5) «Свобода души есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату» (Свами Вивекананда).
Различие этих школ более всего касается конкретных путей, средств и методов освобождения. Поэтому в рамках каждой школы есть своя Йога.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества