23. Философское учение и. Канта
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804)
Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основных вопросов:
Что я могу знать?
Что я соответственно этому должен делать?
На что я смею надеяться?
Таким образом, в философии Канта гносеология (теория познания) занимает первое место. Исследование познавательной деятельности имеет целью выяснение границ человеческого разума. Поэтому свою философию И. Кант называет критической философией, или критикой разума.
Основная черта критической философии – попытка примирить материализм и идеализм. Результатом этого «примирения» является агностицизм.
В чем суть агностицизма Канта?
1) В признании существования принципиальных границ человеческого разума, за пределы которых он не должен выходить, поскольку, выходя за эти границы, разум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии) – становится диалектичным.
2) Границы познания заданы самой природой человеческой чувственности. Ощущения и восприятия не являются отображением объекта, т.е. вещей самих по себе. Поэтому мы не можем знать каковы вещи сами по себе есть. Вещь как она существуют вне субъекта и независимо от него – есть нечто непознаваемое (вещь-в-себе).
Это значит, что ответ на первый вопрос выглядит у Канта следующим образом: мы можем знать только то, что сами создаем. Мы можем знать нечто не как объективное, а как субъективное: мы не можем знать вещей-в-себе (объективное), мы можем знать лишь их явления для нас (например, ощущения и восприятия).
В философии Канта произошло своеобразное удвоение мира на мир вещей-в-себе и мир явлений. Что нашло свое отражение и в антропологии.
Человек онтологически принадлежит двум мирам и миру явлений, и миру вещей-в-себе. Отсюда каждый человек выступает 1) как эмпирический индивид; 2) как трансцендентальная личность. Поэтому, соответственно, есть два источника нравственности: 1) эмпирические мотивы, представляющие эмпирического индивида и 2) чистый разум, представляющий человека-в-себе, или трансцендентальную личность.
Основное положение кантовской этики гласит, что высшая нравственность не может быть выведена из эмпирических мотивов.
Высшим критерием нравственности выступает категорический императив практического разума. Категорический императив не признает никаких условий, в зависимости от которых определялось бы исполнение моральных обязанностей человека. Нравственно нужно поступать ради самой нравственности, а не в виду какого-либо вознаграждения, материальных выгод, славы и т.п. Поэтому моральный долг исполняется ради самого долга, а не ради каких-либо конечных (эмпирически ограниченных) целей жизни. Именно всеобщность является признаком морально оправданного поступка, который в таком случае распространяется не только на других, но и на самое себя: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе.
Возникает вопрос о природе категорического императива. Согласно Канту императив – это правило, содержащее «объективное принуждение к поступку» определенного рода. Само это правило не выводимо из эмпирических мотивов. Оно заложено в каждом человеке как в трансцендентальном субъекте до всякого опыта.
Согласно Канту, высший принцип нравственности (категорический императив практического разума) утвержден Богом. Бог поддерживает моральный порядок и гарантирует справедливость воздаяния в потустороннем мире. Следовательно, человек нуждается в Высшем моральном существе, которое было бы причиной и его, и мира. Человек не верующий в Бога – расстается с нравственностью. Высшая нравственность имеет свою опору в религиозной вере и без нее не может существовать. Таким образом, ответ Канта на третий вопрос выглядит следующим образом: я могу надеяться только на религиозную веру.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества