28. Учение о материи в современной философии.
Субстанциальные поиски в философии привели к формированию понятия материи, которое исторически неоднократно меняло свое содержание.
Можно выделить несколько этапов эволюции философских представлений о материи:
1) Античная натурфилософия (существовавшая в классический период отрасль философии, направленная на постижение природы путем абстрактных теоретических рассуждений) (6 – 5 вв. до н.э.): Понятие материи связывают с попытками найти основу единства и целостности мира – архэ, отождествляемую с конкретнымвеществом (вода, земля, огонь, воздух), из которого все рождается и в которое все превращается. Так, например, такой древнегреческий натурфилософ как Фалес Милетский считал подобным веществом воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – неопределенное вещество, которое он называл апейрон.
2) Натурфилософия классической античности, средневековья и Возрождения (5 в. до н.э. – 16 в. н.э.): Под материей понимается косная, инертная, пассивная масса, которая принимает некоторую упорядоченность только под воздействием активного духовного начала (идея, форма, Бог). Например, Платон считал, что разнообразие материальных объектов существует только потому, что каждый из них причастен некоей вечной и неизменной идее (так, камень является камнем потому, что он сформировался в результате причастности идее камня как такового вообще). В средневековой философии считалось, что материя – это ничто, хаос; упорядоченную форму в виде множества предметов и явлений она принимает благодаря творческой деятельности Бога.
3) Философия 17-19 вв.: Материя отождествляется с атомами как мельчайшими «первокирпичиками» материи. Весь мир представляется как совокупность неделимых и неизменных материальных частиц, движущихся в абсолютном пространстве и времени благодаря силам притяжения и отталкивания, которые определяют жесткую причинно-следственную обусловленность природных явлений и процессов. Акцентируется внимание на атрибутивных свойствах материи, отождествляемых со свойствами атома, такими, как протяженность, твердость, непроницаемость, неделимость, постоянная масса. Так сформировались представления о материи как строительном материале, из которого все “сделано”, но который существует и сам по себе, в чистом виде.
Ряд естественнонаучных открытий в конце 19 и в начале 20 веков, в первую очередь, открытие явления радиоактивности, структуры атома, теория относительности подорвали атрибутивную концепцию материи. Результатом становится то, что все те свойства, которыми наделялась материя (протяженность, неделимость, непроницаемость, постоянная масса, твердость), в свете данных научных открытий оказались несостоятельными. В 20 в. в философии и науке возник методологический кризис в понимании сущности материи. Некоторые философы, прежде всего сторонники позитивизма, предлагали вообще отказаться от данного понятия как бессодержательного.
4) Современная философия. На протяжении 20 в. в философии и науке делались попытки реабилитировать понятие материи. Наиболее известной современной формулировкой данного понятия является следующее:
материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.
При этом материя рассматривается не как что-то неопределенное, аморфное, а как динамическая системная целостность, организованная в пространстве и времени.
Широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологические значение в современных условиях, предполагает обращение к таким атрибутивным характеристикам материального мира, как его системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация.
В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Материя всегда существует в виде организованных систем. Под системой обычно понимают ограниченную и организованную совокупность элементов, связи между которыми более устойчивые, чем связи с элементами других совокупностей, что придает им единство и целостность. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытыми называются системы, в которых отсутствуют обменные процессы с внешней средой, вследствие чего возрастает мера беспорядка, ведущая к дезинтеграции и гибели системы. Открытые же системы осуществляют разнообразные обменные процессы и характеризуются устойчивостью, способностью к саморегуляции и развитию.
Элементы, из которых состоит система, находятся в отношении координации и субординации. Это значит, что система структурно организована. Структура – это способ связи элементов, внутреннее строение системы, которое придает ей целостность, устойчивость и качественную определенность. Структурная организация материи имеет многоуровневый характер, при этом каждый конкретный уровень включает в себя элементы низших уровней и сам в качестве элемента входит в более сложные системы. Такая организация материальных систем является условием единства мира.
В рамках современной естественнонаучной картины мира выделяют такие подсистемы универсума, как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем. В области неживой природы современная наука выделяет субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомно-молекулярный, макроскопический, планетарный, галактический и метагалактический уровни структурной организации материи. В области живой природы к уровням организации материи относятся доклеточный (включения клеток: органеллы, митахондрии, ДНК, РНК, гормоны, ферменты, вирусы, белки и др.), клеточный, органотканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценозный, биогеоценозный, биосферный уровни.
Динамическая организация материального мира.
Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии. Подвзаимодействием обычно понимают такие отношения между системами, при которых в процессе взаимного воздействия изменения в одной системе приводят к изменениям в другой системе.
Движение– это любые взаимодействия материальных объектов или их систем, а также изменения состояний объектов, вызванные этими взаимодействиями.
Выделяют два основных типа движения:
1) Первый тип движения связан с количественными изменениями объекта, при которых сохраняется качественная определенность материального объекта.При таком типе движения изменяются отдельные свойства, признаки объекта, но сохраняется его сущность. Например, температура воды может подняться с 20 до 50 градусов, но при этом сущность воды – жидкое состояние – останется неизменной.
2) Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому. При таком типе движения изменяются самые основные, определяющие свойства и признаки объекта, в результате чего объект приобретает новую сущность. Например, когда вода нагревается до 100 градусов, она начинает превращаться в пар, у нее возникает новая сущность – газообразное состояние.
Во второй половине 19 в. немецкий философ-марксист Ф. Энгельс предложил классификацию форм движения, которая отражала состояние науки того времени. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальнуюформы движения. Он также сформулировал три принципа классификации форм движения материи:
1) формы движения материи соответствуют основным ее структурным уровням (так, физическая форма движения соответствует микроэлементарному уровню организации материи, химическая – атомно-молекулярному, биологическая – уровню живой природы, социальная – уровню общества – социальной материи);
2) формы движения материи связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на основе низших (так, химическая форма движения возникает на основе физических взаимодействий и изменений, возникновение биологической жизни возможно благодаря химическим процессам);
3) высшие формы движения материи качественно специфичны и не сводимы к низшим (для каждой из форм движения материи характерны свои закономерности; нельзя, например, объяснять биологические процессы на основе законов физики или химии).
Современная наука не отрицает предложенной Ф. Энгельсом классификации, но модернизирует его. Так, в настоящее время механическое движение не рассматривается как основа всех физических процессов, оно не связано с каким-то отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Современная наука рассматривает механическое движение как одну из сторон физической формы движения.
С понятием движения тесно связано понятие развития. Развитие– это процесс необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени, при которых происходит качественное преобразование объектов. Примерами могут выступать развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, приобретение студентом специальности, формирование новых научных теорий.
Выделяют два вида развития:
1) Прогрессивное – вид качественного преобразования объекта, в результате которого определенная система приобретает более интегрированную структуру и более эффективные функции.
2) Регрессивное – вид качественного преобразования объекта, в результате которого определенная система приобретает менее интегрированную структуру и менее эффективные функции.
- 1. Философия, её предмет и метод.
- 2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
- 3. Основной вопрос философии и две его стороны.
- 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
- 5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
- 6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы
- 7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы
- 8. Античная философия: особенности развития и основные школы.
- 9. Гераклит: учение о бытии и диалектика.
- 10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.
- 11. Философское учение Демокрита.
- 12. Философское учение Платона.
- 13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы
- 14. Античный скептицизм.
- 15. Философия Эпикура.
- 16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские
- Общий характер средневековой философии
- Отличительные черты философии средневековья
- 17. Реализм и номинализм в средневековой философии.
- 18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.
- 19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.
- 20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 21. Проблема субстанции в философии Нового времени.
- 22. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 23. Философское учение и. Канта
- 24. Философия г.Гегеля: система и метод.
- 25. Формирование и развитие марксистской философии
- Состав и содержание марксистской философии
- 26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века. Общая характеристика
- Основные особенности:
- 27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 28. Учение о материи в современной философии.
- 29. Философское учение о движении.
- 30. Пространство и время
- Пространство
- 31. Философское учение о сознании.
- 32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития
- II. Закономерность всеобщего движения и развития
- Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
- Категории диалектики
- Система и субстанция-система:
- Альтернативы диалектики
- 33. Понятие закона. Законы диалектики.
- 34. Единичное, особенное и всеобщее.
- 35. Содержание и форма. Элементы и структура.
- 36. Часть и целое.
- 37. Сущность и явление.
- 38. Причина и следствие. Закон причинности.
- 39. Необходимость и случайность.
- 40. Возможность и действительность. Вероятность.
- 41. Закон противоречия.
- 42. Закон меры. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры)
- 43. Закон отрицания отрицания.
- 44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики. Познание как отражение действительности
- 45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
- 46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
- 47. Научное познание, его уровни, методы и формы.
- 48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
- 49. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- 50. Общество как исторически развивающаяся система. Понятие общества
- Сущность общества