logo
УМК_Философия

Тема 12. Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины и методология научного исследования

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Вера и знание. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

Проблема истины: философский и научный аспекты. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. Основные гносео­логические функции практики. Особенности научного познания. Гносеологический оптимизм и агностицизм. Сциентизм и антисци­ентизм в современной философии.

Эмпирический и теоретический уровни познания, их различение по предмету, методам и формам знания. Эмпирический уровень: методы получения и проверки знания (наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент); методы обработки и систематизации знаний (анализ, синтез, индукция, классификация и др.); формы знания - научный факт, эмпирические законы и гипотеза. Теоретический уровень: методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.); формы знания - идеи, принципы, знаковые модели и др.; методы построения и обоснования теории (объяснения, восхождения от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.); формы знания - гипотеза, теория.

Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания. Роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Соотношение познания и оценки. Проблема объективной истины и ее критериев в ценностно-ориентированном познании. Особенности социального эксперимента.