Тема 13. Общество как объект познания. Философия истории и перспективы современной цивилизации
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Общество как социальная система, истоки его происхождения. Специфика социальной формы движения материи. Общество как объект социального познания. Теоретическая модель общества и реальность. Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм. Общество как система: специфика социальных связей. Человек, общество, культура. Общество как саморазвивающаяся система. Общество и его структура. Гражданское общество и государство.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Место формационного процесса в общественном развитии. Сущность, структура и закономерности развития общественно-экономических формаций. Цивилизационный подход: современное понимание. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Общая характеристика цивилизационного подхода А. Тойнби. Культурологическое и цивилизационное понимание общества как альтернатива формационному подходу: общее и различие.
Исторический процесс как способ функционирования общества. Сущность исторического процесса. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Философские дискуссии о смысле истории. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо).
Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. История как деятельность преследующего свои цели человека. Специфика социального детерминизма. Объективные и субъективные факторы исторического процесса. Соотношение стихийности и сознательности. Общественные противоречия как источники развития общества. Элементы социальной структуры как движущие силы развития общества: народ, социально-этнические общности, классы, элита и интеллигенция, лидеры и выдающиеся личности. Нужда, потребность, интерес как элементы механизма развития общества. Духовность как движущая сила общественного развития. Насилие и ненасилие: их разновидности. Понятие социального прогресса и проблема его критериев.
Поиски единства мировой истории: проблем закономерности исторического процесса. Социальные законы, их сходство и отличие от законов природы, классификация и механизм действия в различных типах общества. Диалектика материального и идеального, объективного и субъективного в механизме социальных законов. Действие всеобщих, общесоциологических и специфических законов в историческом процессе.
Единство и различие подходов к историческому процессу философии истории и исторической науки. Актуальные проблемы философии истории в начале XXI века.
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Глобальные проблемы современности. Вклад Римского клуба в разработку теории глобальных проблем. Проблема войны и мира как глобальная проблема. Угроза ядерной катастрофы. Понятие экологической проблемы. Причины возникновения и пути решения экологических проблем: достаточности сырьевых и энергетических ресурсов Земли, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия биосферы. Демографическая проблема.
Сущность и перспективы научно-технической революции, ее возможные последствия и альтернативы, стоящие перед человечеством. Ограниченность технократического мышления. Гуманистический потенциал научно - технического прогресса человечества.
Ускорение «ритма истории» как объективная закономерность поступательного развития общества. Будущее человечества. Становление будущего как реальный исторический процесс и итог столкновения противоборствующих тенденций в жизни общества. Социальное прогнозирование: научные критерии и методы. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
- Организационно-методические указания
- 1.1. Цели освоения дисциплины
- Иметь представление:
- Быть ознакомленным:
- 1.2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- И последующим дисциплинам
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии»
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование»
- 2. Тематический план
- 2.1. Направление 080200.62 – «Менеджмент» очная форма обучения
- 2.2. Направление 080200.62 – «Менеджмент» очно-заочная (вечерняя) форма обучения
- 2.3. Направление 080100.62 – «Экономика» очная форма обучения
- 2.4. Направление 080100.62 – «Экономика» очно-заочная (вечерняя) форма обучения
- 2.5. Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- 2.6. Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 3. Рабочая программа учебной дисциплины
- Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в обществе. Исторические типы философии
- Тема 2. Философия Древней Индии и Китая
- Тема 3. Основные школы и течения античной философии
- Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Тема 5. Содержание и основные черты философии Нового времени
- Тема 6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.). Философия марксизма
- Тема 7. Неклассическая и современная западная философия XX в.
- Тема 8. Русская философия: особенности становления и развития
- Тема 9. Онтология как философское учение о бытии и проблема классификации его видов и форм
- Тема 10. Материя и сознание как предельные основы бытия: структура и характер взаимосвязи
- Тема 11. Проблема развития в философии. Основные законы и категории теории развития
- Тема 12. Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины и методология научного исследования
- Тема 13. Общество как объект познания. Философия истории и перспективы современной цивилизации
- Тема 14. Проблема человека: философско-антропологическое и аксиологическое измерение
- Тема 15. Философские проблемы развития науки
- 4. Практические (семинарскиЕ) занятиЯ
- 4.1. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
- 4.2. Тематика и формы проведения практических (семинарских) занятий Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 5. Самостоятельная работа студента по изучению учебной дисциплины
- 5.1. План-график самостоятельной работы студента
- Студента направление 080200.62 – «Менеджмент» очной формы обучения
- Направление 080200.62 – «Менеджмент» очно-заочной (вечерней) формы обучения
- Направление 080100.62 – «Экономика» очной формы обучения
- Направление 080100.62 – «Экономика» очно-заочной (вечерней) формы обучения
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очной формы обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очной формы обучения
- 5.2. Методические указания по самостоятельной работе студента по изучению учебной дисциплины а) Планирование самостоятельной работы
- Б) Самостоятельная работа с книгой
- В) Самостоятельная работа по подготовке к учебным занятиям
- Г) Самостоятельная работа на лекции
- Д) Роль консультации в самостоятельной работе студентов
- 5.3. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 6. Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов
- 6.1.2. Примерные задания на контрольную работу (домашнее задание)
- 6.1.3. Упражнения для самостоятельной работы Вариант № 1.
- Вариант №2
- 7. Какая из приведённых характеристик показывает принципиальное отличие сознания человека от психики животных?
- 10. Какой из философских подходов к пониманию социальной ценности представляется Вам верным?
- 6.2. Вопросы к экзамену
- Философия марксизма
- 6.4. Оценка знаний, умений и практических навыков студентов
- Для проверки формируемых компетенций в результате изучения дисциплины «Философия»
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Основная (обязательная) литература
- 7.2. Дополнительная литература:
- 7.3. Средства информационной поддержки
- 8. Применение инновационных методов и форм учебной деятельности в курсе
- 9. Словарь терминов и определений (глоссарий)
- Содержание
- Организационно-методические указания…..............…………..….3