6.2. Вопросы к экзамену
Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. Роль мировоззрения в духовной жизни человека и общества.
Философия: предмет, социальное предназначение и функции.
Исторические типы философствования. Основные этапы становления и развития философской мысли.
Поиск первоосновы мира в античной философии.
Атомистическое учение Демокрита.
Философия Сократа.
Учение Платона об «идеях».
Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
Теоцентризм средневековой философии: от Августина до Фомы Аквинского.
Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
Философия эпохи Возрождения и Реформации: гуманизм, натурфилософские идеи, социально-политические учения.
Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и особенное.
Философия Б. Спинозы.
Английский материализм XVII-XVIII вв.: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Толанд.
Идеалистическая философия XVII-XVIII вв.: Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм.
Французское Просвещение и французский материализм XVIII в.: Д. Дидро и его философские сподвижники.
Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
«Категорический императив» И. Канта.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Возникновение и основные черты философии марксизма.
Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
Значение творчества М.В.Ломоносова для русской философии.
Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
Философская система Вл. Соловьева.
«Русский космизм» как философское направление.
Революционно-демократическая традиция в русской философии и общественно-политической мысли: А.Н. Радищев, декабристы, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.
Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
Проблема свободы в экзистенциализме.
Религиозная философия ХХ века.
Проблема бытия в философии: история и современность.
Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
Понятия «мир», «реальность» и «картина мира». Условия формирования картины мира и ее изменения.
Материя как философская категория. Атрибуты материи.
Пространство и время как философские категории.
Идея развития и модификации ее философского воплощения.
Диалектика и метафизика как альтернативные формы осмысления развития и связи.
Диалектическое противоречие как источник развития.
Диалектика количественных и качественных изменений.
Сущность закона отрицания отрицания.
Единичное, особенное, общее как категории диалектики.
Сущность и явление как категории диалектики.
Возможность и действительность как категории диалектики.
Содержание и форма как категории диалектики.
Необходимость и случайность как категории диалектики.
Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
Сознание, его происхождение и сущность. Самосознание.
Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
Познание, его возможности и границы. Агностицизм и гносеологический оптимизм.
Соотношение веры и знания.
Основные этапы и формы процесса познания.
Наука, ее особенности и социальные функции.
Методы научного познания. Методологическая функция философии.
Истина как центральная категория гносеологии.
Познание и практика. Основные гносеологические функции практики.
Общество как объект философского познания: основные методологические подходы.
Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
Формация и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Философские проблемы антропосоциогенеза.
Понятие личности. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.
Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
Основные сферы жизни общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная.
Философия истории об основных субъектах и движущих силах исторического процесса.
Человек в информационно-техническом мире. Современные проблемы философии техники.
Система социальных ценностей.
Социальный и научно-технический прогресс. Единство и многообразие мировой истории.
Человечество перед лицом глобальных проблем на пороге XXI века: перспективы гуманистических решений.
6.3. Контрольные вопросы и методические рекомендации
по организации самоконтроля
6.3.1. Методические рекомендации по организации самоконтроля
Для повышения эффективности обучения по дисциплине «Философия» студенты должны научиться организовывать самоконтроль по оценке своих знаний. Контрольные вопросы для организации самоконтроля представлены в данном УМК с разбивкой по темам лекционных и практических занятий. После каждой лекции и семинара студент в рамках самоконтроля должен ответить себе на контрольные вопросы.
6.3.2. Контрольные вопросы для самоконтроля
Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в обществе.
Исторические типы философии
Философия: роль и место в структуре мировоззрения.
Характер связи философии, мифологии, религии и науки.
Особенности предмета философии.
Структура философского знания.
Основные философские направления и школы: основания классификации.
Тема 2. Философия Древней Индии и Китая
Первые школы древнекитайской философии.
Разделение школ древнеиндийской философии.
Философское наследие Древней Индии и Древнего Китая и современность.
Тема 3. Основные школы и течения античной философии
Главные философские проблемы и способы их решения в античной философии.
Эллино-римский период античной философии.
Историческое значение античной философии.
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Основные этапы средневековой философии.
Основные философские проблемы средневековой философии.
Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Тема 5. Содержание и основные черты философии Нового времени
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем.
Проблема методов познания в философии Нового времени.
Проблемы государства и права в философии Нового времени.
Тема 6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.).
- Организационно-методические указания
- 1.1. Цели освоения дисциплины
- Иметь представление:
- Быть ознакомленным:
- 1.2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- И последующим дисциплинам
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии»
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование»
- 2. Тематический план
- 2.1. Направление 080200.62 – «Менеджмент» очная форма обучения
- 2.2. Направление 080200.62 – «Менеджмент» очно-заочная (вечерняя) форма обучения
- 2.3. Направление 080100.62 – «Экономика» очная форма обучения
- 2.4. Направление 080100.62 – «Экономика» очно-заочная (вечерняя) форма обучения
- 2.5. Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- 2.6. Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 3. Рабочая программа учебной дисциплины
- Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в обществе. Исторические типы философии
- Тема 2. Философия Древней Индии и Китая
- Тема 3. Основные школы и течения античной философии
- Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Тема 5. Содержание и основные черты философии Нового времени
- Тема 6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.). Философия марксизма
- Тема 7. Неклассическая и современная западная философия XX в.
- Тема 8. Русская философия: особенности становления и развития
- Тема 9. Онтология как философское учение о бытии и проблема классификации его видов и форм
- Тема 10. Материя и сознание как предельные основы бытия: структура и характер взаимосвязи
- Тема 11. Проблема развития в философии. Основные законы и категории теории развития
- Тема 12. Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины и методология научного исследования
- Тема 13. Общество как объект познания. Философия истории и перспективы современной цивилизации
- Тема 14. Проблема человека: философско-антропологическое и аксиологическое измерение
- Тема 15. Философские проблемы развития науки
- 4. Практические (семинарскиЕ) занятиЯ
- 4.1. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
- 4.2. Тематика и формы проведения практических (семинарских) занятий Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 5. Самостоятельная работа студента по изучению учебной дисциплины
- 5.1. План-график самостоятельной работы студента
- Студента направление 080200.62 – «Менеджмент» очной формы обучения
- Направление 080200.62 – «Менеджмент» очно-заочной (вечерней) формы обучения
- Направление 080100.62 – «Экономика» очной формы обучения
- Направление 080100.62 – «Экономика» очно-заочной (вечерней) формы обучения
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очной формы обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очной формы обучения
- 5.2. Методические указания по самостоятельной работе студента по изучению учебной дисциплины а) Планирование самостоятельной работы
- Б) Самостоятельная работа с книгой
- В) Самостоятельная работа по подготовке к учебным занятиям
- Г) Самостоятельная работа на лекции
- Д) Роль консультации в самостоятельной работе студентов
- 5.3. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины Направление 080200.62 – «Менеджмент»
- Направление 080100.62 – «Экономика»
- Направление 230400.62 – «Информационные системы и технологии» очная форма обучения
- Направление 020800.62 – «Экология и природопользование» очная форма обучения
- 6. Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов
- 6.1.2. Примерные задания на контрольную работу (домашнее задание)
- 6.1.3. Упражнения для самостоятельной работы Вариант № 1.
- Вариант №2
- 7. Какая из приведённых характеристик показывает принципиальное отличие сознания человека от психики животных?
- 10. Какой из философских подходов к пониманию социальной ценности представляется Вам верным?
- 6.2. Вопросы к экзамену
- Философия марксизма
- 6.4. Оценка знаний, умений и практических навыков студентов
- Для проверки формируемых компетенций в результате изучения дисциплины «Философия»
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Основная (обязательная) литература
- 7.2. Дополнительная литература:
- 7.3. Средства информационной поддержки
- 8. Применение инновационных методов и форм учебной деятельности в курсе
- 9. Словарь терминов и определений (глоссарий)
- Содержание
- Организационно-методические указания…..............…………..….3