logo search
учебник_Культурология__со_вставками

4.1. Индия

Ключевые слова: Индуизм, санскрит, брахманизм, варны, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, «неприкасаемые», касты, дхарма, карма, закон – рита, жертва – яджна, майя, мокша, сансара, сутра, йога, санкьхья, буддизм, будда, ботхисатва, нирвана, джайнизм, лингам, йони, джабба, архат, Пуруша, Брахма, Вишну, Кришна, Рама, Шива, Лингам, Парвати (Дугра, Кали), Ганеша, Лакшми, Кама, Бхарата, Будда, Индра, Агни, Пандавы и Кауравы, Арджуна.

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Ее начало датируется примерно IV тыс. до н.э. Индию с двух сторон омывают воды Индийского океана, а с третьей её охраняют Гималаи, что ограничивает контакты с окрестными культурами. Большая часть территории Индии находится в тропическом климате. Люди здесь жили с древнейших времен, археологи находят орудия охоты, тесла, зернотерки, остатки тканей, черепки глиняных сосудов, датируемые нижним палеолитом, мезолитом, неолитом. На некоторых древних стоянках найдены образцы наскальной живописи с изображением фигур животных и человека, а также целых охотничьих сцен.

Периоды истории Индии:

4 – сер.2 тыс. до н.э. – дравидический период;

сер.2 тыс. до н.э – сер.1 тыс. н.э.– ведический период;

2-я пол. 1 тыс. – II–V вв. н.э. – эпоха империй (Маурьев, Кушанской, Гуптской);

VI–XVII вв. – средневековье: VI–XIII вв. – раздробленность и период Делийского княжества (позднее султаната), XIII–XVIII вв. – индоисламская культура (проникновение ислама; 1526–1857 гг. – империя Великих Моголов);

XIX–XX вв. – колониальный период (протекторат Великобритании); 1947 г. – завоевание независимости; с 1950 г. по настоящее время – демократическая республика.

Две великие реки – Ганг и Инд – послужили колыбелью древнейшей Индской или дравидической доарийской цивилизации. Она была открыта в 1921 г. индийскими археологами Р.Б. Сахии и Р.Д. Банерджи около поселений Хараппы и Мохенджо-Даро (ее именуют по названиям этих поселений). Это – городская культура; города имели чёткую планировку, улицы пересекали друг друга под прямым углом, по обеим сторонам улиц стояли двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Жители первыми в мире научились прясть и ткать из хлопка. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Гончары умели изготавливать полихромную керамику и замечательные скульптурные изображения, ювелиры создавали великолепные золотые ожерелья, кольца, браслеты с драгоценными и полудрагоценными камнями. Уже тогда делали бронзовые статуэтки, которыми до сих пор знаменита Индия. Была создана своя оригинальная письменность, которую до сих пор расшифровывают. Система водоснабжения и канализации была самой совершенной среди древневосточных городов.

Арийское видение мира соединилось с древними шаманскими ритуалами дравидической цивилизации, в результате чего появилась новая самобытная культура, в которой мир делится на мир богов и мир людей, а ритуал позволяет людям приобщиться к миру богов. В процессе развития индийской культуры пантеон богов видоизменялся. В древнейший арийский период главными богами являются Индра – бог войны и Агни – бог огня, что прослеживается в Ригведе. Постепенно в I тыс. до н.э. складывается представление о тройственности «трилока» и выделяются три главных бога мироздания – Брахма, Вишну и Шива. Основной закон мироздания –цикличность, его символы – чакра, сансара, вечно вращающееся колесо. Древнейший период завершился формированием замкнутых общественных групп: по сословиям – варны (их четыре); по профессиональной деятельности – касты (их 3,5 тыс.). Такое деление получило обобщенное название варно-кастового строя. Варны (их позднее стали называть джати): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религии, брахманизма, ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира – индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. В него включено почитание верховных богов или их воплощений и соблюдение кастовых бытовых правил; корова, змея, лотос, река Ганг считаются священными. Основой индуизма являются ВЕДЫ, складывавшиеся в середине 2 – начале 1 тыс. до н.э. на древнеиндийском (ведийском) языке, в них входят сборники гимнов и жертвенных формул («Ризведа», «Самаввда, «Яджурведа», «Атхарваведа»).

Космогоническая система отражена в Ригведе и других Самхитах. Её характеризуют: поиски первопричины бытия, это – «Нечто одно», Бог-творец Вишнакарман, Золотой зародыш, жертвоприношение Пуруши (первочеловека). Символ мира – мировое древо. Трёхчастное строение мира – трилока. Мировой закон – рита, жертва – яджна, майя – иллюзия, магическая сила. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни (одна из таких частей «Камасутра» – трактат об искусстве любви).

Ценнейшим источником для изучения древней Индии первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература. Основные памятники эпической литературы – «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н.э., но их сюжеты пересказывали уже в IV в. до н.э. Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхараты»), состоящей из 110 тысяч двустиший, – борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды (например, мифы о сотворении мира, потопе), рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса. Большой стройностью композиции и тщательной обработкой отличается поэма «Рамаяна», включающая около 24 тысяч двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более двух тысячелетий обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои – Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств современного индуизма.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индий­ские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее «заговорили» и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV–V вв.). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев. Наряду с прозаическими диалогами и стихотворными монологами они содержали и танцевально-песенные интермедии.

Ученый брахман Панини (V–IV вв. до н.э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств. Расцвет искусства Древней Индии приходится на рабовладельческую эпоху династии Маурьев (около 322–185 гг. до н.э.). Так, дворец царя Ашоки (273–232 гг. до н.э.) в Паталипутре имел три зала, расположенных ярусами, с каменными и деревянными, обвитыми золотыми виноградными лозами, колоннами. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью форм. Колонна царя Ашоки стала символом индийской государственности. Во многих древнеиндийских текстах описаны загородные ландшафтные парки с искусственными водоемами, фонтанами. Царь Ашока был горд тем, что посадил рощи для отдыха людей.

В эпоху сутр в индии появляются отдельные духовные направления, крторые называются школами или даршанами («духовное видение»). Они делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, – астику и неортодоксальные, не признающие авторитет Вед – настику. Различия между школами весьма существенны, самой распространенной и основной школой является Веданта.

Основные понятия Веданты. Дхарма – совокупность правил, необходимых для поддержания божественного порядка. Существует общая дхарма людей, которую составляют: правда, чистота, мирное состояние духа, непричинение зла живым существам (ахинса) и индивидуальная дхарма, которая зависит от социального состояния и считается важнее общей. Дхарма – это закон, управляющий Вселенной. Мокша – освобождение, окончательная цель индивидуума, достижение избавления от всякой изменчивости, перерождений, страданий и вообще бытия в сансаре. Сансара – странствование из жизни в жизнь. В индуизме признаются индивидуальные перевоплощения от мучительнейших адов до высших областей рая. Смена тел подчиняется закону кармы. Выход из круга перерождений – освобождение – главная цель в индуизме. Карма – причинно-следственный закон, приводящий к перерождениям. Гуны – основные компоненты материального мира; их три: раджас – страстная, деятельная, возбуждающая; саттва – возвышающая, просветленная, сознательная, тамас – косная, инертная. Их символами являются, соответственно, красный, белый и черный цвета. майя – иллюзорность материального мира, необходимо отличать иллюзии-майя от реального бытия, постичь которое возможно только с помощью истинного знания – постижения Брахмана. Основные понятия санкхьи: Пуруша – духовный принцип, противопоставляемый материи. Пракрити – первоматерия, вечное и неоформленное начало. Йога означает сосредоточение. Ее основателем считается мудрец Патанджали. Йога – это система практики для соединения с Единым, это индивидуальный путь спасения. Философским основанием йоги считается Санкхья. Йога предназначена для обеспечения контроля за чувствами и мыслями. Она включает в себя правила поведения, правила приема пищи, необходимость терпимости. Поиск истинного Я является одновременно умственным и физическим. Смысл практики достичь гармонии. Человек пытается достичь состояния «незанятного» знания или просветления и использует для этого систему медитации. Высшим состоянием является самадхи.

Неортодоксальные школы. Джайнизм. Целью джайнизма является освобождение, это достигается с помощью аскетизма. Основное содержание – учение освобождения человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм признает сознание. Степень сознательности людей различна. Душа скована телом и несет в себе бремя прошлых жизней и прошлых действий. Душу способно освободить только знание, которое передается духовными учителями, которые победили свои привязанности. Джайна (победитель). Знание – это как послушание учителю, так и правильное поведение.

Буддизм. Основателем буддизма был Будда или Сиддхарта Гаутама. Он достиг просветления, сидя под деревом. Основания учения называются Тремя Алмазами буддизма, которыми являются: Будда – жизнь самого Будды, дхарма – четыре благородные истины и срединный путь, сангха – община верующих, буддийский монастырь. Четыре благородные истины буддизма: страдания («все есть страдание»), возникновения страдания, прекращения страдания и Восьмеричный Благородный путь – путь к освобождению, практический путь, осуществляющий все аспекты буддийского учения. Страдание происходит от того, что живые существа стремятся к приятным переживаниям, которые связаны с их внутренними мысленными образами. Живые существа пребывают в заблуждении, так как полагают, что желания вызываются объектами внешнего мира, а не мысленными образами. Причиной страдания является привязанность к чувственным наслаждениям и привязанность к ложным воззрениям, т.е. стремление к переживанию чувственного опыта. Любой человек обладает возможностью избавиться от страдания, если очистит свое сознание от алчности, вражды и невежества. Это «разъединение» с корнями неблагого есть обретение совершенного знания. Практическая часть учения буддизма – это принципы правильной жизни, Восьмеричный путь: 1) правильное видение, 2) правильная мысль, 3) правильная речь, 4) правильное действие, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное внимание, 8) правильное сосредоточение. Буддизм не стремится к устранению внешних причин, а является индивидуальным путем. Будда осуждал крайности, такие как стремление к наслаждению и аскетическое умерщвление плоти, самоистязание. Он осуждал ведические ритуалы и считал, что каждый человек может достичь спасения независимо от того, какой варне он принадлежит. Будда призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию и воздержанности.

С распространением буддизма стали создаваться культовые сооружения – ступы. Ранние ступы служили для хранения реликвий самого Будды. Как гласит легенда, Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Будда постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму, символ Неба и бесконечности. Одна из самых древних ступ – ступа в Санчи (ок. 250 г. до н.э.), в I в. до н.э. созданы ворота (тарана) в круговой ограде этой ступы. Рельефы ворот разносторонне отражают жизнь людей. Многофигурные изображения проникнуты радостью жизни, любовью к природе, ощущением ее бесконечного многообразия. Комплекс (чайтья – пещерный храм, вихара – общежитие буддийских монахов) в Аджанте представляет великолепное единство архитектуры, скульптуры и живописи.

Одной из самый богатых и разнообразных в истории мировой культуры стала буддийская мифология. В ней широкий спектр мифологических образов и сюжетов сочетается с глубокой философией. Велико ее влияние на литературу и искусство как в Индии, так и за ее пределами. Древние и средневековые храмы Индии, Непала, Тибета, Китая, Японии, Бирмы и других азиатских стран украшают статуи, барельефы и иконы из буддийской мифологии.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука (династии Маурьев и Гуптов) достигли в IV–II вв. до н.э. – VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа π (3, 1416...), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна были разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.

Широкое распространение в эпоху Маурьев, Кушанской династии и Гуптов получила монументальная скульптура из камня. И сегодня эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. Династия Гуптов (IV–V вв.) оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствует о богатстве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен.

В мусульманскую эпоху индийская архитектура обогатилась роскошными дворцовыми комплексами, защитными фортами и мавзолеями, самым известным из которых является мавзолей Тадж Махал, построенный шахом Джаханом для своей горячо любимой жены Арзуманд в качестве посмертного памятника.

Возникнув в глубокой древности, индийская художественная культура стала одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии.

Памятники культуры: Хараппа и Мохенджо-Даро, Веды, Махабхарата, Бхагават Гита, Камасутра, Рамаяна, Аюрведа, Аджанта, скульптура Чолы, храмы Кхаджурахо, Трипитака, Ступа Санчи.