7.1. Возрождение
Ключевые слова: Ренессанс, антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, культ красоты тела, Брунеллески, палаццо, перспектива, сфуманто, живопись маслом, Джотто, Рафаэль, А. Дюрер, утопия, эссе, П. Ронсар, М. Монтень, плутовской роман, маньеризм, барокко, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Бруно, Васко да Гама, Колумб, Савонарола, «охота на ведьм», аутодафе.
Возрождение – точка отсчета, обозначившая в сознании европейцев начало становления современной европейской культуры, а также – рубеж, отделяющий новый тип миропонимания от всего того, что ему предшествовало. Именно в этот период впервые утверждалась одна из самых существенных характеристик современного взгляда на мир – индивидуализм – признание ценности и значимости человека не как части универсума, включенной в него и ответственной за его целостность, а как единичного существа. Важнейшим следствием такого смещения центра всей мировоззренческой «системы координат» оказалась смена приоритетов в человеческой деятельности. Утверждение точкой отсчета человека самого по себе, в его единичности, оказалось связанным с тем, что высшим родом человеческой деятельности признавались не усилия, направленные к знанию Бога и спасению души, а практическая активность в материальном мире, преобразующая природу и общество. За этим стояла претензия человека не ориентироваться на изначально определенный порядок вещей, а конструировать собственный, по своим, человеческим меркам.
Новый взгляд на мир возник в Италии, а в XV в. культура Ренессанса распространилась по всей Европе, в том числе за Альпы. В итальянском Ренессансе выделяют следующие периоды:
проторенессанс – конец XIII – начало XIV вв,
раннее Возрождение – с середины XIV до 1475 г.,
высокое Возрождение – последняя четв. XV – начало XVI вв.,
позднее Возрождение – XVI – начало XVII в.
Начало утверждения Возрождения соответствует становлению в Италии раннебуржуазного общества. К XIII в. эта страна имела существенное преимущество в экономическом, политическом и военном отношении. Его главной причиной был бурный рост итальянских городов, ставших крупнейшими в Европе. Это были значительные ремесленные центры. В Милане производили оружие, в Венеции – стекло, во Флоренции – сукно и т.д. В итальянских городах процветала торговля, появились большие купеческие компании, занимающиеся кредитными операциями, возникло банковское дело.
Вместе с могуществом городов росла их самостоятельность. Италия переживала, начиная с XII в., период напряженной борьбы между горожанами – пополанами и их феодальными сеньорами. Эта борьба, как правило, завершалась победой горожан и образованием городов-коммун, по сути, независимых государств. Пополаны обладали там всей полнотой власти. Они не признавали никакого преимущества и превосходства над собой рыцарского сословия. В XIV–XV вв. в Италии возник городской патрициат, который составляли богатые и влиятельные роды пополанов. Для Флоренции, например, это Буанаротти, Медичи, Барди и др. Они занимались торговой и финансовой деятельностью.
Именно в итальянских городах-коммунах складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, которое более не предопределялось принадлежностью к какому-либо сословию. Становился нормой самостоятельный поиск занятий наиболее привлекательных для данного человека и сулящих ему наибольший успех. За свою жизнь пополан успевал побывать политиком, купцом, придворным, попробовать себя в науках и искусствах. Все это способствовало формированию у него ощущения собственной независимости и свободы. В городах-коммунах впервые возникла интеллигенция – особый тип интеллектуальной элиты, лично независимой, не связанной принадлежностью к цеху университетских ученых. Ее представители – духовенство, университетские преподаватели, наиболее просвещенная часть городского патрициата – использовали свои знания и опыт по собственному желанию и на свой страх и риск. Они зарабатывали на жизнь например, службой в качестве придворных секретарей или воспитателей, сочинительством на заказ.
В этой среде лично свободных интеллектуалов возник гуманизм – идейное направление, особенно полно выразившее ренессансное мировоззрение. Гуманисты (Ф.Петрарка, Л.Бруни, Х.Ландино, П.Браччолини и др.) выдвинули новый идеал прекрасного, гармоничного человека, соединяющего ученость с воспитанностью и осознанием своего достоинства. Важно их утверждение, что человек – потенция любого образа, способен самостоятельно создать себя по самим же избранной форме, в том числе, и по «идеальному» античному образцу. Место монашеских трудов в движении к идеалу занял формирующий человека образовательный цикл «Studia humanitatis» (занятия человеческим, лат.), включавшим в себя изучение греческого и латинского языков, литературы, риторики, истории, моральной и политической философии.
С движением гуманизма связано осознание обществом того, что начинается новая культурная эпоха. Само понятие «Средневековье» родилось в период Ренессанса. До этого христианская Европа знала деление исторического времени на две части: до и после Рождества Христова. Новую периодизацию предложил Ф.Петрарка. В его интерпретации история впервые получила привычное для нас тройственное деление: античность (золотой век человечества), средние века (века варварства и тьмы) и новое время, возрождающее забытые ценности. Именно гуманисты выдвинули идею возрождения античности как образца для подражания. Она вполне органична для Ренессанса, ведь красота и гармония античной культуры соизмеримы с человеком, с его восприятием мира.
Возрождение греко-римского наследия настолько характерно для гуманистов, что некоторые ученые само понятие «гуманизм» определили как «профессиональную область деятельности» примерно между 1280 и 1600 гг., которая заключалась в занятиях указанными выше дисциплинами и в их преподавании. Видимо, справедливее рассматривать гуманизм более широко, как выражение позиции индивидуализма. Для понимания смысла деятельности гуманистов важно не столько «что» они возрождали, сколько – «как» они это делали.
Историк культуры Э. Панофски назвал ренессансное возрождение античности «возрождением в духе». Он отметил, что здесь впервые обозначилась дистанция по отношению к греко-римскому наследию, «когда классическое прошлое перестало быть живым – “прагматически” используемым и одновременно опасным. Вместо этого оно предстало объектом страстной ностальгии, чарующим образом потерянного рая». Способность погрузиться в реальность культуры, совершенно отличную от собственной, ощутить ее как нечто близкое себе, и в то же время отнестись к ней отстраненно, и явилась отличительной чертой новой индивидуалистической позиции. Отношение к культуре как к хранительнице независимой от человека истины бытия сменяется субъективистским, представлением о ней как о человеческом способе осмысления реальности. Гуманисты полагали, что ироническое, по сути, отношение к ценностям той или иной культуры, собственная внеположенность им возвышают человека. Однако уже деятели позднего Ренессанса оценивали новую позицию пессимистично, понимая, что она связана с отсутствием жизненных ориентиров, целостного взгляда на мир, позволяющего отделять истину ото лжи, добро от зла. Это следствие ренессансного возвышения человека более полно было осознанно в романтизме XIX в., а затем в постмодернизме ХХ в.
Истоком гуманистического самовозвышения человека над любыми ценностями, нормами и ограничениями, считавшимися прежде непреложными, стало представление о себе как о воплощенном абсолюте. На смену теоцентризму Средневековья пришел антропоцентризм, когда в человеке почиталось главным не столько стремление к Богу, сколько раскрытие в себе его «божественных» атрибутов: универсальности и творчества. Философское обоснование нового самоощущения человека было дано в XV в. представителями Флорентийской академии, которые предложили онтологическую картину, объясняющую центральную роль человека в мироздании. Человек выступал как «скрепа бытия», связующее звено между природным и божественным мирами (М.Фичино). Другая теория утверждала, что у человека вообще нет определенного места в мироздании, поскольку он может занять любую ступень (Пико дела Мирандола). В обоих случаях устремленность человека вверх оказывалась имеющей не большую ценность, чем его способность вовлекаться в жизнь природы. Возможность возвышаться к небесам не требовала для своей реализации отказываться от природности, напротив, природа и природное начало в человеке получили свое оправдание. Для христианского сознания эти теории были парадоксальны – богоподобным объявлялся человек, не совершавший духовного подвига, не преодолевший своей греховной «природы».
Гуманизм является основой эстетики Возрождения. Самодостаточности человека Ренессанса соответствовало превращение искусства в независимую от религии сферу деятельности. Оно стремилось вызвать ощущение красоты мира и человека самих по себе.
Литература Возрождения начинается с «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэма воспроизводит средневековый космос и состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Ее главная идея – путь души к Богу через нисхождение в ад и очищение – вполне соответствует христианскому мировоззрению Средневековья, однако личность главного героя уже несет черты ренессансного представления о величии и доблести человека. Гуманист Ф. Петрарка прославил свое имя прежде всего как поэт – автор «Книги песен», воспевший чувственность в стихах о любви к Лауре. Его современник Дж. Боккаччо создал «Декамерон» – сборник новелл, обрамленных общим сюжетом. Как и Данте, Боккаччо выстроил свой роман по законам готической вертикали – от низменного к возвышенному, однако космический масштаб здесь отсутствует, единственная реальность, где происходят события – земная жизнь. Новаторство Боккаччо состояло и в том, что он оправдывал природное начало в человеке, противопоставив его всему, по его мнению, «неестественному»: аскетизму, сословным предрассудкам, общественным законам. Представитель позднего Возрождения Н. Макиавелли в политическом трактате «Государь» показал, что обратной стороной возвышения человека и игнорирования им всяческих ограничений является аморализм.
Архитектура Возрождения выражает ренессансный индивидуализм в свободном обращении к античным формам. Ранний ее период был переходным от средневековой готики к ордерной архитектуре, которая отличалась делением здания на этажи по горизонтали; четким порядком размещения оконных проемов и архитектурных деталей и, в целом, тяготела к симметрии, статичности. Основоположником новой архитектуры стал Ф.Брунелески (Воспитательный дом во Флоренции, купол собора Санта Мария Дель Фиоре). Высокое Возрождение представляет Д.Браманте (собор св. Петра в Риме). Архитектуру Позднего Возрождения создавал Микеланджело (завершение собора св.Петра), который положил начало новым тенденциям, выразившимся затем в барокко; а также А.Палладио, создатель палаццо и вилл (Палаццо Кьерикати, вилла Ротонда), предопределивший будущее развитие классицизма.
Скульптура в эпоху Возрождения отделилась от архитектуры, стала самостоятельным видом искусства. Скульпторы изображали обычно доблестных и отважных людей: библейских и легендарных персонажей, воинов-современников (конный памятник полководцу Коллеони в Венеции работы А. дель Вероккьо). Образцом явилась античная скульптура: формы снова стали реалистичными, ценилась красота тела. «Давид» Донателло – первая после тысячелетнего перерыва скульптура, представляющая обнаженную фигуру. Вершина ренессансной скульптуры – работы Микеланджело («Давид», «Моисей», «Пьета» и др.)
Начало Ренессанса в живописи – это конец XIII – начало XIV вв., когда при сохранении готической иконографии, при отсутствии перспективы, живописцы стали подчеркивать психологическое состояние персонажей, их фигуры представлять более объемными, передавать ощущение пространства. Такова роспись интерьера Капеллы дель Арена, выполненная Джотто. Творчество С. Ботичелли, жившего на полтора столетия позже, – это собственно ренессансная живопись. Фигуры еще достаточно условны, но в целом присутствует ориентация на чувственное переживание, а не на символическое восприятие. Сюжеты античной мифологии для Ботичелли равноправны с христианскими («Весна», «Рождение Венеры»). Судьба художника характерна для эпохи. Увлеченный идеями проповедника Саванаролы, он сжег оставшиеся картины, порвал с античными сюжетами, и стал писать на религиозные темы. «Золотой век» ренессансного искусства представлен тремя именами: Леонардо да Винчи («Тайная вечеря», «Мона Лиза»), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна») и Микеланджело Буанаротти (роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане). Они воплотили в своих творениях главное в новом понимании человека – его интеллект, творческую мощь, стремление к переживанию гармонии. Они же открыли приемы, чрезвычайно важные для новой живописи. Так, в картинах Леонардо да Винчи решена задача передачи перспективы, вместо четкой прорисовки контуров применена игра светотени «сфумато». Поздний Ренессанс представлен полотнами Тициана («Венера перед зеркалом», «Св.Себастьян»).
Выход искусства из-под контроля Церкви дополнялся союзом с наукой. Этому способствовало требование реализма – соответствия изображения чувственному восприятию. Гармония художественных произведений Ренессанса – результат геометрических вычислений (теории линейной перспективы), знания анатомии.
Развитие науки Ренессанса связано с общим интересом эпохи к природе. Благодаря географическим открытиям Х. Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана, Ф.Кортеза изменялись представления о Земле; благодаря астрономам Н.Копернику, Д.Бруно, И. Кеплеру – о вселенной. Их усилиями разрушалась геоцентрическая модель вселенной. И хотя наука не стремилась к конфликту с религиозными представленями, предполагая создать автономную картину мира, противостояние религии и науки оказалось неизбежным. Италия, родина Возрождения, стала и страной, где началась католическая реакция. В XV в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая носителей ересей, в числе которых оказались исследователи природы и гуманисты. Папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг». В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно. Исследователи часто называют этот год концом эпохи Ренессанса.
За Ренессансом последовала эпоха радикальных изменений в образе жизни человека, в его отношении к природе и к обществу. Он в зародыше содержит в себе весь пафос новой европейской культуры, ярко продемонстрировавшей возможности человека, который осознал себя свободным творцом и преобразователем действительности. Но в то же время он содержит в себе и ее кризис, свидетелями которого мы являемся сегодня. Претензия человека самому конструировать смысл мира и собственной жизни оказалась непомерной, а главное – человек утрачивает непосредственное, интуитивное ощущение своей укорененности в бытии, осмысленности своего существования. Культура конца XX–начала ХXI вв., обозначившая себя как постмодернистская, подразумевает, с одной стороны, критическое отношение к модернистским ценностям, утверждаемым впервые в период Ренессанса, с другой – отрицание возможности вернуться к «наивному» – бессознательному и непосредственному переживанию целостности и разумности мироздания.
Памятники культуры: «Божественная комедия» Данте, сонеты Петрарки, «Декамерон» Дж. Бокаччо, «Неистовый Роланд» Ариосто, «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Король Лир» В. Шекспира, С. Боттичелли «Весна», И. Босх «Сад наслаждений», Тициан «Даная»; Донателло «Давид»; Микеланджело: фрески Сикстинской капеллы, собор св. Петра, Хуан Баутиста де Толедо «Эскориал»; Леонардо да Винчи «Джоконда»; Н. Коперник «Об обращениях небесных сфер»; печатный станок И. Гутенберга; Инститорис и Я. Шпренгер «Молот ведьм».
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.