6.1. Западная Европа
Ключевые слова: католицизм, филиокве, таинства, Папа римский, теология, меровинги, Хлодвиг, Карл Великий, каролинги, Оттон, Священная Римская Империя германской нации, индульгенция, симония, целибат, монашеский орден, рыцарский орден, крестовые походы, алхимия, ересь, инквизиция, менестрель, миннезингер, вагант, альба, роман, романский стиль, готика, университет, cемь свободных искусств, ветряная мельница, порох, стекло, витражи, карнавал, смеховая культура.
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества Католической церковью. Однако, в ней пробивались и светские тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции – тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487–578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры "века сего" определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора – к становлению светской культуры.
В средние века росли доходы и владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства, которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на территории Западной Римской империи. Религиозная идеология была поставлена на службу идее Бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка.
Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с принципом "народ исповедует веру короля". В силу этого правового принципа христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой легитимизацию христианства.
Христианская теология представляет собой целостную систему представлений о вселенной, о природе. В соответствии с ее принципами Бог сотворил Вселенную, выступает гарантом ее существования и конца, по Его воле ангелы перемещают тела на небесном своде, Он служит причиной всех необычайных явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой. Религиозная универсальность, основанная на юридическом и аграрном характере индивидуальной религиозности, в регионе своего существования не могла быть терпимой ни к религиозной индифферентности, ни к инаковерию. Согласно тогдашним представлениям, неконформистское поведение нарушало порядок природы – угрожало расстройством общественной стабильности и нарушением ритмов природы, т.е. влекло за собой катастрофические последствия. Если кто-то не принимал веру, тот "не умещался" в существующем общественном устройстве. Сильная связь, существовавшая между церковью, государством и обществом, приводила к тому, что каждый, кто хотел жить в обществе, должен был быть христианином.
При этом следует упомянуть о многочисленных сектах, имеющих свои истоки и опору в массовых общественных движениях, – катарах, вальденсах, флагеллантах, немецких и фландрских мистиках XIV в., гуситах, о движениях эпохи Реформации. Одним из «эффективных» орудий решения проблемы ересей выступала священная инквизиция. Эта организация контролировала все сферы деятельности миллионов людей, используя различные методы управления обществом. Она возникла в XII–XIII вв. и закончила свое существование в первой половине XIX в. К концу XIII в. Западная Европа была покрыта сетью инквизиционных трибуналов. В ту эпоху священная инквизиция выступала в качестве международной полиции. Деятельности инквизиции были присущи разнообразные методы и формы – от пыток в застенках и аутодафе до анафем, отлучений и Индекса запрещенных книг.
Римско-католическая церковь имела монополию на образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ, необходимых для обучения клириков. В них Боэцием и Кассиодором было введено (VI в.) деление "семи свободных искусств" на две части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. В XIII в. появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии; в XIV в. были основаны Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский университеты. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятия в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора, нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Средневековая университетская наука получила название схоластики (от слова школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Особенно важное значение придавалось "схоластической логике". Рецепция античного логического наследия в средние века явилась одной из основ для дальнейшего развития математики и возникновения европейской экспериментальной науки.
С XI в. в результате крестовых походов Западная Европа познакомилась с культурой Востока и Византии; возникли новые культурные центры в Испании и Сицилии. На латинский язык переводились труды греческих и арабских ученых: Птолемея, Архимеда, Галена, Гиппократа, Авиценны, Аверроэса и др. Знакомство с этими трудами способствовало распространению в XIII в. античного рационализма в духе Аристотеля, в первую очередь в парижском университете. Церковь попыталась приспособить учение Аристотеля для обоснования догматов католической веры. Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193–1280) и Фома Аквинский (1225–1274). Последний выработал общие принципы католического богословия, считаемые Церковью незыблемыми и по сей день. Выдвигая идею гармонии веры и разума, Фома Аквинский тем не менее подчинил философию богословию.
Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление. При непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко – эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественный ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки Нового времени, так и средневековой техники, именно последняя была первоначально носителем духа преобразования, который в XVI–XVII вв. стал доминирующим и в науке. Следует при этом помнить, что средневековая техника пронизана интеллектуальным началом. Техника должна облагораживать труд, а труд – жизнь. Интеллектуальный подход к труду и технике стал этосом, который позже оказал влияние на Лютера и Кальвина; этос труда впоследствии стал светским этосом буржуазии. Можно сказать, что этос труда стал неотъемлемым элементом западноевропейской культуры; от него зависит все – знание, техника, промышленность.
В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое – физико-космологическое, ядром которого является учение о движении; на основе аристотелевской натурфилософии оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени. Второе – учение о свете, оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины – "метафизики света", в рамках которой строится модель вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма. Следующее направление средневекового знания составляют науки о живом, они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни, и содержали богатый эмпирический материал и систему аристотелевского толка. Наконец, комплекс астролого-медицинских знаний (к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах) и алхимию следует выделить как особое направление средневековой науки. Алхимия представляет собой специфический феномен средневековой культуры – нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт – это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления. Алхимик считал, что мир есть изделие (Лактанций), т.е. он вышел из рук Бога законченным, совершенным. Вот почему любое действие – лишь комментирование мира, копирование образца. Фундаментальной особенностью средневекового мышления является его рецептурный характер, причем средневековый рецепт – и действие, и священнодействие.
Рационалистическая тенденция средневековой культуры весьма ярко обнаружилась в трудах английского ученого монаха францисканского ордена Роджера Бэкона (1214–1292). Он был одним из первых, кто настаивал на необходимости опытного познания природы, противопоставляя опытное знание ложным авторитетам Р. Бэкон установил способы получения многих химических веществ, составил рецепт пороха.
В средние века существовали направления в философии и богословии, которые вели борьбу со схоластикой. Одним из них была мистика. Мистики считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума, а путем интуиции, озарения или "созерцания", молитв и бдений. К известным мистикам средневековья относятся Бернард Клервоский, организатор второго крестового похода, Иоаганн Баулер и Фома Кемпийский, оказавшие большое влияние на деятельность немецких реформаторов радикального направления XVI в. Некоторые предсказывали необходимость переворота и установления царства Божия на земле. К ним относился Иоахим Флорский (1132–1202).
В XII–XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература. Особое место в ней занимала поэзия вагантов, появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Ее расцвет совпал с развитием школ и университетов; ее носителями были бродячие студенты. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь и жаловались на ее бесприютность и необеспеченность.
В XI–XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Величайшим памятником французского эпоса является "Песнь о Роланде немецкого – "Песнь о Нибелунгах" (1200). Сложился и «кодекс» рыцаря. Он должен молиться, избегать низких поступков, защищать церковь, вдов и сирот, заботиться о подданных, а также быть храбрым и верным. Он должен сражаться на турнирах в честь дамы сердца, любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.
Рыцарская поэзия возникла на юге Франции.В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. Они создали куртуазную поэзию, прославлявшую возвышенную любовь и культ служения «прекрасной даме». Поэзия трубадуров имела много жанров: любовные песни (одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь поэта по поводу смерти сеньора, песни-диспуты, плясовые. Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главная из них – история короля бриттов Артура и его рыцарей, живших в V–VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и святом Граале. Большую роль в развитии романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа. Его произведения открывали мир глубоких человеческих чувств. Наиболее известен его роман о Тристане и Изольде.
Влияние Церкви определило облик средневекового искусства Западной Европы. Его образцом были памятники церковной архитектуры. Формула "искусство – Библия для неграмотных" сохраняла значение на протяжении всего средневековья. За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля – романский и готический. Романские монастырские церкви напоминают крепости, что естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан с развитием городов. Главный феномен искусства готики – ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной жизни города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, принимались решения, читались лекции, разыгрывались культовые драмы и мистерии.
В целом же следует отметить, что средневековая культура Западной Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин выросла блестящая культура эпохи Возрождения.
Памятники культуры: «Песнь о Роланде»; «Тристан и Изольда»; поэзия трубадуров; Гильем Аквитанский «Прощальная песня»; Джауфре Рюдель «Дальняя любовь»; поэзия вагантов, студенческий гимн «Гаудеамус»; Джефри Чосер «Кентерберийские рассказы»; Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»; ансамбль соборной площади в Пизе, собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, собор в Фрейбурге, замок графов Фландрских в Генте, ратуша в Таллинне, ратуша в Брюгге; конная статуэтка Карла Великого из Мехца, ирландская миниатюра, интерьер церкви св. Виталия в Равенне.
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.