5.1. Древняя Греция
Ключевые слова: агора, акрополь, античность, эллинизм, Олимпийские игры, курос, кора, Дельфийский оракул, пифия, космос, философия, риторика, логос, демократия, полис, агон, антропоморфизм, рок, калокагатия, ордер, вазовая роспись, мистерия, театр, трагедия, комедия, котурны, палестра, гимнасий, Зевс, Гера, Аполлон, музы, хариты, Афродита, Прометей, Геракл, Гомер, Пифагор, Евклид, Архимед, Гиппократ, Геродот, Фукидид, гекзаметр.
В истории Древней Греции можно выделить этапы:
1) Крито-микенская цивилизация (III-II тыс. до н.э.),
2) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.),
3) архаика (VIII-VI вв. до н.э.),
4) классика (V-IV вв. до н.э.),
5) эллинизм (конец IV-I в. н.э.).
Первая культура, возникшая на территории Древней Греции в III тыс. до н.э. и просуществовавшая до конца II тыс. до н.э., получила название крито-микенской, и, хотя не получила своего прямого продолжения в культуре Античности, явилась одним из ее источников. Автохтонное население данной области ― пеласги ― через некоторое время было вытеснено или ассимилировано греками-ахейцами. Первый взлет культуры наблюдается на острове Крит, где возникает централизованное теократическое государство. Центрами культуры являлись дворцовые комплексы в Кноссе, Малии, Фесте и Като-Закро. Дворцы отличались большими размерами и отсутствием регулярного плана. Наиболее знаменитый из них ― Кносский дворец (площадью 16 тыс. кв. метров) послужил основой для легенды о лабиринте царя Миноса и минотавре. Дворец представлял собой город в миниатюре, включая в свою систему помещения различного назначения (жилые, парадные, служебные, святилища), также был снабжен водопроводом, воздуховодом, канализацией и системой освещения. Его стены украшали фрески, отличающиеся экспрессией и живостью линий. Отсутствие крепостных стен у городов и изображений воинов и военных действий позволяет сделать вывод о миролюбии критской культуры. Была развита торговля (в том числе внешняя), письменность (до сих пор не расшифрованная), искусство. Экологическая катастрофа кладет конец развитию данной культуры на самом Крите, которая, тем не менее, получает продолжение на материковой Греции с центрами в Микенах, Тиринфе, Трое. Хотя критскую и микенскую культуры объединяют в единую цивилизацию, между ними имеется ряд существенных отличий. Микенская культура была несколько менее развита, но более воинственна: стены дворцов украшали фрески с изображением батальных и охотничьих сцен; города были хорошо укреплены. Существовала письменность (так называемое линейное письмо Б было расшифровано в середине ХХ века), по-видимому, возникшая из необходимости учета продукта и его распределения. Крито-микенское общество оставалось аграрным несмотря на значимость торговли и ремесла, поэтому главную роль в религиозной жизни играл культ плодородия: почиталась Великая богиня – женское божество плодородия. С развитием государственности и возрастанием роли правителя появляются дворцовые культы (связанные с почитанием царя), большее значение приобретает культ предков (о чем говорит усложнение погребальной обрядности). Конец развитию крито-микенской цивилизации кладет вторжение греков-дорийцев, находившихся на более низкой стадии культурного развития, но умевших обрабатывать железо, что давало им неоспоримое преимущество в военном отношении.
С вторжения дорийцев начинается собственно древнегреческая история, поскольку предыдущая культура была забыта, а новая развивалась фактически с нуля. XI–IX века древнегреческой истории получили название «темных», поскольку сведения о них крайне скудны; а так как основным источником информации о них являются эпические поэмы Гомера, это время также называют «гомеровской эпохой». Гористая местность, каменистая почва и отсутствие рек препятствовали появлению прибавочного продукта, но использование железных орудий позволяло отдельной семье быть экономически независимой. Благодаря этим условиям возникает множество небольших независимых поселений, которые послужили основой для будущих полисов. Но в гомеровскую эпоху государственность еще не возникла, греки живут родоплеменным строем; отсутствуют письменность, внешняя торговля, монументальная архитектура, богатые захоронения, качественные ремесленные изделия. Сфера искусства практически исчерпывается керамикой и вазописью в так называемом геометрическом стиле. Развивается, в основном, устное творчество, связанное, прежде всего, со становлением мифологии и олимпийской религии. Представления греков о богах отличались чувственно-конкретным характером и крайним антропоморфизмом. От человека бог отличался лишь бессмертием и сверхчеловеческой силой, между ними не пролегало бездны, и человек мог стать бессмертным в награду за особые заслуги. Кроме того, между людьми и богами существовало некое «среднее звено» – герои. Каждый бог был персонифицирован, обладал именем, местом в общей иерархии и рядом функций. Мифология отлилась свободной формой; сфера ее культурного значения простиралась далеко за пределы культа, она послужила основой и материалом для поэзии, пластических искусств и даже научной деятельности греков.
В эпоху архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит складывание полисов (городов-государств) на основе семейно-родовых общин и становление демократии. Полисы развиваются неравномерно (многие проходят через период тирании), разнятся их денежные и мерные системы, диалекты и почитаемые боги и герои. Но, не смотря на политическую и экономическую раздробленность, прослеживается определенное культурное единство. Впервые в истории точкой отсчета становится индивидуум; человек, а не род и не государство является субъектом истории и отношения с божеством. Но человек ― прежде всего гражданин полиса, «политическое животное» (по определению Аристотеля). Полис определял социальное существование человека, задавал ценности и нормы. Частный интерес в полисе неотделим от общего, а мораль от права (то есть моральность поступка определятся его законностью). Именно полис делал человека человеком, обеспечивал ему политическую и экономическую свободу, давал возможность участвовать в общественной жизни. Для полисной демократии характерны культы индивидуума, политической свободы, труда и соревнования. Агональность (соревновательность) пронизывала все сферы жизни грека; существовало множество спортивных, драматических, поэтических, риторических и других состязаний. Наградой победителю служили слава и почет. На время проведения наиболее знаменитого спортивного состязания ― Олимпийских игр ― прекращались военные действия. Полис представлял собой замкнутую и упорядоченную структуру, таким же виделся грекам и космос ― устроенным по определенным законам, завершенным в себе целым, полисом в космическом масштабе. Считалось, что полис устроен по тем же законам, что и космос, и должен воспроизводить их на макроуровне, тогда как отдельный человек ― на микроуровне. Само слово космос имеет два основных значения: 1) строй, порядок; 2) украшение; так, идея космоса отражает рационализм и эстетизм греческого мировоззрения, для которого форма неотделима от содержания. Поиск идеальных оснований, универсальных норм составляет специфику древнегреческого мышления. В основе отношения грека к миру лежит познавательная установка, при этом познание не было (и не могло быть) средством подчинения природы (как в Новое Время), но, наоборот, средством приобщения к универсальным космическим закономерностям, что служило гарантией правильности жизни. Стремление к рациональному познанию приводит к возникновению философии и науки. Первая философия ― философия природы, представленная Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия быстро развивается от вопроса о первоначале к вопросу о сущности бытия самого по себе (Парменид), с которого начинается история западноевропейской метафизики. Наука и философия стремились к доказательности, большое внимание уделялось аргументации, а их основной формой являлся диалог. Теоретическая наука достигла высокого уровня, но знания не получили практического применения: греки не создали развитой техники (она развивалась независимо от науки), хотя обладали для этого достаточной теоретической базой. Причины этого феномена заключены как в экономике (использование рабского труда), так и в специфике древнегреческой ментальности (интерес к чистому познанию, отсутствие стремления к преобразованию действительности).
В эпоху архаики вновь появляется письменность (алфавит греки заимствовали у финикийцев, но добавили к нему буквы для обозначения гласных звуков), которая, в отличие от других культур, изначально служит не для удовлетворения хозяйственных нужд или потребностей религиозного культа, а для издания различных декретов. Записываются созданные ранее эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру (вопрос о реальном авторстве дискуссируется до сих пор), представляющие собой свод культурных норм. Поэмы исполнялись под музыкальное сопровождение певцами ― рапсодами или аэдами. Возникает дидактический эпос (наиболее знаменитый пример которого ― поэма Гесиода «Труды и дни»), лирическая поэзия, вершиной которой признано творчество Архилоха, Анакреонта, Алкея, Сапфо, Пиндара. Лирические поэты используют не гекзаметр, а более «легкие» размеры: ямб и трохей. Греческая культура была, в первую очередь, культурой звучащего слова, поэтому каноном для литературы стала устная речь.
Динамично развиваются пластические искусства, особенно храмовая архитектура. Храмы имели стоечно-балочную конструкцию, особую роль в которой играли колонны, выполнявшие также декоративную функцию, фризы и фронтоны украшались рельефом и скульптурой. Специфика греческой колонны состоит в ее соразмерности человеку, строгой пропорциональности, воспроизводящей пропорции человеческого тела. Родственность колонны и статуи подтверждается их взаимозаменяемостью в качестве опорных конструкций. Это позволяет сделать вывод об антропоморфности греческой архитектуры, а также ведущей роли скульптуры в художественном мышлении греков. Постепенно складывается ордер (порядок связи несущих и несомых частей здания в стоечно-балочной конструкции). Последовательно возникают дорический (наиболее строгий), ионический и коринфский (пышный) ордеры. Дорический ордер использовался в храмах, посвященных мужским божествам, ионический и коринфский ― женским. Внутри храма стояла статуя божества, могли храниться полисные ценности и казна. Храм считался домом бога, поэтому все культовые обряды совершались вне его стен. Зародившаяся монументальная скульптура проходит эволюцию от деревянной и глиняной к бронзовой и мраморной. В архаику были распространены два типа фигур: обнаженного юноши ― куроса, и девушки, задрапированной в длинные одежды ― коры. Статуи куросов и кор статичны, строго симметричны и фронтальны; они гармоничны и погружены в себя, на их лицах играет лишь легкая улыбка. Дальнейшее развитие получает вазопись, становящаяся все более выразительной (последовательно сменяют друг друга ориентализирующий, чернофигурный и краснофигурный стили).
Продолжает развиваться мифология, пантеон систематизируется (особую роль в этом процессе сыграли Гомер и Гесиод) и постепенно становится общегреческим. Формирование единого пантеона тесно связано с формированием и осознанием единства греческой культуры. Пантеон богов-олимпийцев, олицетворявший порядок, противостоял поверженным богам первого поколения (Урану, Кроносу, титанам), олицетворявшим силы первоначального хаоса, и тем самым, служил гарантом упорядоченности существования для человека. Религия не была выделена в отдельную сферу, а была интегрирована в социальную жизнь человека. Постепенно сформировался государственный культ, участие в отправлении которого являлось гражданской обязанностью. Недостаток интимности в отношении с божественным восполнялся мистериями – тайными обрядами, исполняя которые человек переживал единение с божественным, исполнялся уверенности, что смерть представляет собой переход от мрака к свету. Мистерии имели собственные мифы, отличавшиеся сложным символизмом, что давало возможность каждому трактовать их в зависимости от уровня собственного развития и степени посвященности в таинства культа. Наибольшее значение имели Элевсинские мистерии, посвященные Деметре, а также Дионисийские, носившие оргиастический характер. Фундаментальное значение в религиозных представлениях греков имело понятие судьбы, правящей всем и не допускавшей свободы воли индивида. Важную роль в жизни греков играло искусство прорицания и гадания (мантика или дивинация), притом преобладала естественная, интуитивная мантика, то есть получение откровений от бога через сновидения, оракулов и пророков. Изначально пророк был также целителем и поэтом, и хотя эти понятия постепенно обрели самостоятельность, память об их прежнем единстве сохранялась долго: творчество поэта считалось боговдохновенным. Единство Греции хорошо иллюстрируется фактом наличия у нее своеобразного духовного центра, которым являлся Дельфийский оракул, для его защиты полисы объединялись в специальные союзы – амфиктионии. Характерную особенность древнегреческой культуры составляет отсутствие особого жреческого сословия. Если воспринимать божественные знаки могли только пророки, то толковать их мог каждый человек, а поскольку функции жрецов исчерпывались исполнением обрядов и толкованием уже полученных откровений, жрецы не были посредниками между людьми и богами (как во многих других культурах) и назначались или избирались из числа простых граждан.
Классический период древнегреческой истории характеризуется расцветом экономики и культуры. В Афинах наступает так называемый «золотой век», связанный с правлением Перикла. Философия в лице Сократа, Платона и Аристотеля достигает одной из непревзойденных вершин за всю свою историю. Из культа Диониса рождается театр: трагедия («песнь козла») возникает из хоровой песни, которую пели одетые в козлиные шкуры сатиры во время празднеств, посвященных Дионису. Но даже отделившись от религиозного культа, театральное действо сохраняет сакральное значение. Посещение театра было обязанностью каждого гражданина, малоимущим для этого выплачивалось специальное пособие. Театр напоминал современный стадион, представление шло под открытым небом, на круглой площадке, от которой вверх амфитеатром располагались зрительские ряды. Актеры выступали в масках большого размера, изображавших либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние, а также служивших рупором. «Отцом трагедии» считается Эсхил, а ее дальнейшее развитие связано с именами Софокла и Еврипида. В это же время возникает комедия; первые сочинения в этом жанре принадлежат Аристофану.
Претерпевают определенные изменения религиозные представления. Уходит в прошлое вера в слепой рок, развиваются представления о свободе воли, посмертная участь человека ставится в зависимость от того, как он прожил жизнь (главную роль в развитии концепции свободы воли сыграли Платон и Аристотель, а наиболее полно идеи посмертного воздаяния были разработаны в орфизме). Наряду с представлениями о посмертном воздаянии были распространены представления о переселении душ, часто они совмещались в одной теории.
Бурно развивается искусство живописи, но, к сожалению, подавляющая часть произведений не сохранилась. Известно, что помимо фресок, существовала станковая живопись (на досках), что мастера умели передавать глубину пространства и светотень, а также до нас дошли имена знаменитых художников: Полигнот и Аполлодор. Развитие вазописи шло ко все более свободному стилю.
Впервые возникает идея регулярной планировки города (она принадлежит Гипподаму).
Строительство храмов приобретает необычайный размах: построены наиболее значительные дорические храмы (Зевса в Олимпии, Геры в Пестуме); реконструируется Афинский Акрополь (скульпторами Иктином, Калликратом, Фидием), в ансамбль которого включен один из самых знаменитых греческих храмов – Парфенон. Развитие скульптуры достигает высшей точки; именно скульптура становится главным жанром среди пластических искусств, и именно на основе скульптуры осуществляется монументальный синтез древнегреческого искусства, в результате которого храм становится органическим единством скульптурных, архитектурных и живописных элементов. По сравнению с архаической, классическая скульптура намного пластичнее и свободнее, но она сохраняет ту же гармоничность, уравновешенность и погруженность в свой внутренний мир. Расцвет скульптуры связан, прежде всего, с именами Фидия (ему принадлежат статуя Зевса Олимпийского, причисляемая к одним из семи чудес света, скульптуры фронтона Парфенона); Мирона, первым сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения («Дискобол»); и Поликлета, создавшего теоретический труд «Канон», завершивший становление художественного идеала, образа человека, в основе которого лежит математика ― система пропорций. Воплощением канона стали скульптуры Поликлета «Дорифор», «Диодомен» ― образцовые изображения образцового гражданина. Скульптура классической эпохи изображает идеал, а не конкретного человека; характерно, что лица статуй обладают наименьшей индивидуальностью. Сама творческая деятельность понимается как поиск конкретной формы вечного содержания; неотделимость духовных и физических качеств наиболее очевидна именно в скульптуре. В высокую классику окончательно формируется понятие эстетической нормы, согласно которой только ясная, эстетически совершенная форма делает творческое содержание значимым и подлинно реальным. Также формируется понятие высокой гражданственной нормы, с точки зрения которой оцениваются все проявления человеческой деятельности. Концепции идеального полиса соответствует концепция идеального гражданина, выраженная в понятии калокагатии, то есть сочетании прекрасных душевных и физических качеств. Понятие классики выражает динамическое равновесие нормы и практики, интересов общественных и частных. Неразрешимое противоречие между полисным идеалом и реальной практикой существования полиса в эпоху высокой классики еще не очевидно, но оно станет явственным уже в период поздней классики.
В конце V века Греция переживает кризис, выражающийся в политической нестабильности, разложении полисных институтов и ценностей. В 338 г. до н.э. правитель Македонии Филипп II подчиняет Грецию. Кризис греческого сознания находит свое выражение и в искусстве. Единство стиля, скрепленное классическими нормами, начинает распадаться. Поскольку идеал доблестного гражданина теряет почву и искусство утрачивает гражданский пафос, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Течение, углубляющееся в различные психологические состояния человека, представлено Праксителем, Скопасом и Лисиппом. Но изображение человеческих переживаний не индивидуально, а типизировано. Творчество этих скульпторов заложило основы многих тенденций, который будут развиты в эллинистический период.
Государственный религиозный культ в поздне-классический период, в связи с намечавшимся кризисом полисов, теряет свою основу, перестает переживаться лично и больше не может удовлетворять индивидуальные духовные потребности человека.
Начало эллинистическому периоду было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, в результате которых возникла империя, простиравшаяся от Египта до Индии. После ранней смерти Александра империя распалась, но влияние Греции было настолько сильным, что жизнь в образовавшихся независимых царствах была устроена по греческому образцу, поэтому эпоха получила название эллинизма. Влияние греческой и восточных культур было взаимным, поэтому для культуры Греции эпохи эллинизма свойственен синкретизм греческих и восточных культурных элементов. В этот период возникает принципиально новая задача – обеспечение экономической и политической стабильности на большой территории. В связи со сменой политического устройства нивелируется ценность принадлежности малой группе города, традиционный греческий «малый» патриотизм распадается, что в целом влечет за собой кризис идентичности. Коллективизм уступает место индивидуализму, а патриотизм – коллективизму. Возникает культ малой группы ― семьи, религиозной общины. Но безразличие к человеку в большом государстве открывает ему и новые возможности: карьеры, открытий, путешествий; предоставляет бóльшую свободу по сравнению с жесткими жизненными рамками в полисе. Формируется новый тип индивидуума – более замкнутого, сосредоточенного на личных интересах, оторванного от общности. Развивается усредненный общегреческий диалект. Литература этого периода крайне разнообразна, но в целом становится все более рассудочной, утонченной и элитарной. Возникают новые жанры: роман, комедия нравов, главной темой которой становится не общественная, а частная жизнь человека. Архитектура приобрела более светский характер, повсюду шло активное строительство, в кратчайшие сроки было отстроено значительное число новых городов (некоторые из них становились новым культурными центрами, например, Александрия в Египте). Меры, фундаментальная категория греческой культуры, теряет сою антропоморфную основу: новые постройки отличаются стремлением к колоссальным размерам. Появились новые типы общественных зданий – библиотеки и сооружения научно-практического назначения (например, Фаросский маяк, одно из семи чудес света). В скульптуре появляется большое количество различных школ, но всем им свойственно стремление к эффектности, яркому выражению драматизма. Это время отмечено интенсивным развитием науки, которая начала преодолевать разрыв с техникой (наиболее значимыми представителями являются Евклид и Архимед). Но познавательный пафос несколько снижается, что, в первую очередь, отражается на развитии философии, которая все больше дифференцируется и профессионализируется. Наиболее ярко синкретизм выражается в изменении религиозных представлений греков. Постепенно расслаивается искусство прорицания, искусственная мантика (то есть наблюдение и истолкование знамений) вытесняет естественную, всевозможные гадания занимают место пророчеств.
Увеличение разрыва между официальными культами и индивидуальными религиозными чувствами привело к скептическому отношению к традиционным верованиям, все большей индивидуализации религии, росту популярности различных мистериальных практик и обращению к восточным культам, особенно Кибелы и Исиды, «общение» с которыми носило глубоко личный характер. Одновременно возрастает роль жречества, которое постепенно обособляется и замыкается. Даже государственные культы приобретают восточные черты: Александр Македонский в ходе восточных завоеваний учреждает почитание действующего правителя.
Памятники культуры: Гомер: «Илиада», «Одиссея»; басни Эзопа; Эсхил: «Орестея»; Софокл: «Царь Эдип»; Еврипид: «Медея»; Кносский дворец; Львиные ворота в Микенах; Фидий: «Афина Парфенос»; Фидий «Зевс Олимпийский», Мирон: «Дискобол»; Поликлет: «Дорифор»; Скопас: «Менада»; Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом»; Леохар: «Аполлон Бельведерский», «Венера Милосская»; Афинский акрополь, Храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский, Галикарнакский мавзолей, Агесандр, Полидор, Афинадор: «Лаокоон».
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.