3.1. Египет
Ключевые слова: Нил, политеизм, Птах, Хапи, Амон-Ра, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, Гор, Анубис, Тот, Маат, Хатхор, Бастет, Атон, Апис, жрец, фараон, Мин, Хеопс, Хефрен, Микерин, Хатшепсут, Эхннаион, Тутанхамон, Рамсес, мастаба, пирамида, заупокойный храм, обелиск, сфинкс, мумия, саркофаг, иероглиф, хет, рен, ка, ба, хайбет, мистерии, папирус, Мемфис, Фивы, Ахетатон.
В северо-восточной Африке, между песчаным морем Сахары и узкой полоской Красного моря, протянулась цветущая долина Нила (от греч. слова «Нейлос»). Именно здесь зародилась одна из древнейших и выдающихся цивилизаций – древнеегипетская.
Зарождению цивилизации в долине реки способствовали климатические условия, которые резко изменились примерно в 10 тысячелетии до н.э. Отступление ледников на север Европы и переход полосы дождей в северные районы привели к высыханию степей. Первобытные кочевники мигрировали к Средиземноморскому побережью и группировались в долине Нила. Эта могучая река оживила бесплодную каменную пустыню, нанося ежегодно на берега плодородный ил и превращая ее в огромный оазис. Каменистая гряда гор защищала страну от песчаных заносов с запада; в речной долине удерживался влажный воздух, почва была плодородной. Все это привлекло сюда людей.
Первые поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200 г. до н.э. Жители умели разводить свиней, крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Обитатели долины Нила называли свою страну «Хем». По одному из предположений, название происходит от богатой черной почвы, приносимой разливом Нила, составляющей цветовой контраст с желтым песком пустыни. Поздние греки называли страну «Эгиптос», мы унаследовали это название и называем страну Египет. Великое влияние Нила оказало глубокое воздействие на развитие египетской цивилизации. Не случайно местные жители боготворили реку, называя ее «отцом страны». Могучие разливы научили жителей долины создавать прочные и монументальные постройки, способные противостоять его волнам. По мере увеличения численности населения на берегах реки возникла необходимость в системе каналов, чтобы провести воду во всех направлениях. Система каналов орошала почву и сохраняла в ней влагу в период между разливами.
Был создан довольно надежный календарь, состоявший из 365 дней, основанный на лунных циклах. Каждый год состоял из двенадцати месяцев, каждый месяц составлял тридцать дней, и пять дополнительных дней были добавлены на конец года. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне развития астрономии в Египте. В конце 4–начале 3 тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытнообщинного строя к цивилизации. Возникают города, объединившиеся затем в государство; сословное разделение общества, письменность.
Цивилизация Древнего Египта – пример целостности, органического единства, чему долгое время способствовало географическое положение: на запад и восток раскинулась пустыня, которую ни одна армия не могла пересечь. На севере – Средиземное море, на юге находился первый порог Нила, который мешал врагам совершать набеги. Долгое время жители берегов Нила жили в полной безопасности и изоляции; их контакты с внешним миром были весьма ограничены. Египет редко подвергался внешним вторжениям. Только однажды, в период Среднего Царства, он был завоеван кочевниками гиксосами, от господства которых впоследствии освободился. Египтяне тысячелетиями существовали и развивались по своим законам, которые были весьма консервативны.
Исторической вехой возникновения Древнеегипетского государства считается 3100 г. до н.э. К этому времени в долине Нила существовало около 40 городов, которые стали центрами областей (номов). В процессе объединения номов возникли два государства – Нижний (Северный) Египет и Верхний (Южный) Египет. В результате победы царя Южного Египта Мина над Северным к началу 3 тыс. до н. э. возникло единое египетское государство. Его столицей стал город Мемфис. Мина считается основателем первой династии египетских царей – фараонов. Всего династий было 30, царей – 330, они правили Египтом почти 3000 лет. В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», где разделил ее на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.
К концу своей истории Древний Египет часто оказывался во власти чужеземцев: в 715 году до н.э. – под властью эфиопских властителей, с 671 по 655 г. до н.э. – под властью Ассирии, с 525 г. до н.э. – Персии, затем на короткое время – период самостоятельности. В 332 г. до н.э. Египет завоеван Александром Македонским, а после его смерти и распада его державы Египет стал самостоятельным государством под властью сподвижника Александра Птолемея и его потомков (династии Птолемеев). В 30 году до н.э. Египет был завоеван римлянами, после раскола Римской империи на Западную и Восточную (395 г. н.э.) – вошел в состав Византии и находился в ней до завоевания арабами в VII в. н.э.
Представления египтян о возникновении и устройстве мира отражены в мифологии. В каждом номе складывались особые мифы и почитались свои боги. Когда какой-либо ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа, воплощавшийся в небесных светилах, камнях, растительности, животном мире. Постепенно создавался общеегипетский пантеон богов, мифы переплетались, устанавливая тождество богов разных номов, и систему взаимосвязи между богами. Крупнейшими центрами Древнего Египта были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фивы; главный бог каждого из них объявлялся творцом мира, а наиболее важные боги других номов оказывались созданными им.
Пантеон египетских богов восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотемам – животным. Многие божества египтян зооморфны: Анубис, покровитель умерших, имел голову шакала; Тот, бог мудрости, счета и письма, изображался с головой ибиса; богиня войны и палящего солнца Сехмет – женщиной с головой львицы и т.д. Высшим культом в Древнем Египте был культ солнечного божества, имевшего несколько названий: Ра – бог дневного солнца, Атум – вечернего, Хепри – бог утреннего солнца.
Очень большое место в египетской мифологии занимали представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной жизни. Если собрать воедино все аспекты культуры древних египтян, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что она посвящена смерти больше, чем земной жизни. Египтяне, несогласные с неизбежностью смерти, создали вероучение, согласно которому смерть не означает конца, и умершего может ждать воскрешение.
Согласно религиозным представлениям древних египтян, человек был вместилищем нескольких душ: одна из них «ка» (душа-двойник), другая «ба» – сущность человека, которая имеет самостоятельное существование после смерти тела. Затем – «ах», общая у человека со всей вселенной, и «эб» – душа-сердце, вместилище человеческого сознания. «Эб» рассматривалось как наиболее осведомленное обо всех добрых и злых помыслах человека и тайных мотивах его поступков, поэтому на Загробном Суде Эб-сердце оказывалось главным источником оценки прожитой жизни. Важнейшим условием благополучия жизни после физической смерти считалось сохранение тела умершего (отсюда обычай мумификации), помещение его в специальное жилище (гробницу), обеспечение пищей (приносимой живыми).
Египтяне верили, что царством мертвых правит бог Осирис. Ему покланялись, как богу умирающей и воскрешающей природы и называли «добрым богом». Супруга и сестра Осириса Исида – богиня плодородия, воды и ветра, олицетворяла супружескую верность и материнство. Согласно мифу, Осирис был некогда царем Египта и научил людей возделывать землю, сеять злаки, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, обучил врачебному искусству. Но Осириса убил его младший брат Сет. Верная супруга Исида нашла его тело, родила от оживленного мужа сына Гора, который, когда подрос, победил Сета. Но Осирис не захотел возвращаться на землю, оставил трон сыну, а сам стал царствовать и вершить суд в загробном мире. (Существуют другие мифы об Осирисе).
Согласно «Книге Мертвых», душу умершего, странствующую по подземному царству, подстерегали опасности, спастись от которых можно было с помощью специальных молитв и заклинаний. Но самое главное испытание (если этот путь пройден успешно) ждало ее в Чертоге Двух Истин, где на троне сидел Осирис, и творил суд. Каждый из 42 богов (по количеству областей-номов Египта) задавал по вопросу, и душа умершего должна была всякий раз давать отрицательный ответ, произнося «исповедь отрицания»: «я не убивал», «я не приказывал другим убивать», «я не портил хлебы богов», «я не присваивал хлебы умерших», «я не совершал прелюбодеяния», «я не сквернословил» и т.д. Тем временим боги Тот и Анубис взвешивали «эб» умершего, его сердце, на Весах Двух Истин. Его клали на одну чашу весов, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Если умерший лгал, отрицая свой грех, указатель весов отклонялся. В этом случае приговор богов бывал обвинительным, и сердце отдавалось на съедение ужасному чудовищу Амме – богине с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если чаши весов оставались в равновесии, умершего признавали «правогласным», его душа обретала бессмертие.
Важной чертой древнеегипетской культуры являлась сакрализация государственной власти. Сильная централизация власти покоилась на идее божественного происхождения фараона. Египетские фараоны происходили из жреческого сословия. Но их место и функции были бесконечно выше места и функций жреца. Фигура царя-фараона – важнейшее новшество древнейшей цивилизации. Египтяне полагали, что он обеспечивает полноту присутствия божественного в человеческом мире. Он уже не посредник, а скорее, продолжатель мира богов в мире людей. Боги вручили фараону Посох – символ царской власти, который указывал на принадлежность ему Мирового Древа – космически устроенного бытия. Благодаря фараону египтяне ощущали себя в божественно устроенной реальности, возвышающейся над остальным миром. В какую бы сферу жизни мы не обратились, везде за всеми действиями людей видится их главный источник – фараон. Доминирующим ощущением любого другого человека перед его лицом было переживание собственной ничтожности, противоположностью человека-бога оказывался человек-раб. Вряд ли рабство вызывало чувство протеста против унижения человека – это место и роль принималась египтянами как соответствующая человеческой природе, как единственно возможная данность их существования. Собственное рабство у фараона признавали все – от царедворца до земледельца. Рабы образовывали иерархию, общественный порядок основывался на принципе приближенности к царю. Общим для всех было то, что свою работу для фараона они не могли воспринимать иначе, чем богослужение, труд выглядел священнодействием. Власть фараона была частью космического строя, и социальный уклад Египта получал высшую санкцию. Обожествление земной власти фараона имело свои ритуальные формы. Когда фараон умирал, устраивалась традиционная мистерия, на место умершего заступал другой, а похороны сопровождались строго определенным заупокойным ритуалом: символически изображалась история гибели Осириса и его воскрешения. Умершего фараона бальзамировали, осыпали драгоценностями, клали тексты заклинаний, так как после суда и очищения должна была наступить жизнь, во всем похожая на земную. Для обеспечения новой жизни ему сохраняли все, чем он обладал в земной жизни, в могилу клали статуи близких людей и множество предметов, которые использовались при жизни: инструменты, украшения, небольшие модели разных вещей, скульптуры слуг, еду и питье.
Искусство. В первой половине 3 тысячелетия до н.э. сложился стиль египетского искусства, были выработаны определенные строгие каноны, которые сохранились на протяжении многих веков. Искусство дарило бессмертие, считалось носителем вечной жизни, поэтому не предназначалось для эстетического наслаждения, а являлось частью религиозного культа. Труд скульпторов, живописцев, зодчих считался священнодействием и подчинялся строгим канонам, отвечающим идее постоянства и исключающим индивидуальное творчество. Их имена были известны и пользовались большим почетом. С культом тесно было связано монументальное строительство – пирамиды, храмовые комплексы, дворцы.
Строительство пирамид связано с погребальным обрядом. Пирамида воплощала идею о сверхчеловеческом величии правителя Древнего Египта. Строительство первой каменной гробницы в виде пирамиды («пирамида ступеней») связано с именем фараона Джосера (основателя III династии). Она представляла собой шесть уменьшающихся мастаб (скамей), поставленных одна на другую, и символизировала лестницу к солнцу. Основатель IV династии Снофру, желая превзойти предшественников, построил уже восьмиуровневую ступенчатую пирамиду, заполнил промежутки между уровнями, так что стены постепенно сужались вверх. Все сооружение было покрыто белым известняком, который должен был ярко блестеть на солнце. Самая большая пирамида – пирамида Хеопса (Хуфу). Он построил свою огромную пирамиду на скалистом плато, недалеко от того места, где в настоящее время находится город Гиза. Ее высота достигла 146,6 м, а длина стороны основания – 233 м. Внутри гранитной пирамиды расположены системы галерей, ведущих в погребальную камеру недалеко от центра громадного сооружения, где должен был находиться саркофаг с мумией правителя и его сокровищами. Пирамида Хеопса явилась высшим достижением Египта, после нее начался закат этого стиля. Наследник Хеопса – Хефрен, построил свою пирамиду, расположив ее на возвышенности так, чтобы вершина была выше пирамиды Хеопса. Сын Хефрена – Миккерин, построил третью пирамиду, самую маленькую из трех. Эти три пирамиды в Гизе представляют собой безмолвное свидетельство величия Древнего царства. Примыкавшие к пирамидам низкие заупокойные храмы и стоявшие рядом гробницы придворных выглядели маленькими; треугольники пирамид просматривались на фоне голубого неба издалека, символизируя вечность, к ним вела дорога из мира временной жизни. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хефрена находится колоссальный сфинкс. Эта огромная скульптура лежащего льва, высеченного из скалы. У льва голова человека с убором фараона – предполагается, что это изображение Хефрена. В эпоху Нового царства такие монументальные постройки из каменных блоков уже не строили. Наземные громады-пирамиды заменили гробницы Долины царей в западной части Фив.
Важным элементом храма и гробниц являлись статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, невозмутимых, неподвижных позах, словно застывшие в веках, проявление индивидуальности строго ограничено. Статуи и статуэтки имели культовое значение, их облик – раскраска, положение – определялись соответствующими обязательными для всех нормами. В скульптуре, как и в храмовом строительстве, в изобразительном искусстве, налицо стремление к монументальности и грандиозности. Статуи фараона Аменхотепа III высотой в 21 м, стоявшие перед его заупокойным храмом и названные позднее греками колоссами Мемнона, поражают своим величием и торжественностью.
В период Нового царства произошел крутой поворот в жизни египетского общества. Фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Он запретил многобожие и ввел поклонение единственному богу солнца, которого следовало почитать в виде солнечного диска, названного Атоном. Аменхотеп IV отказался от своего имени, так как оно было дано в честь фиванского бога Амона; он переименовал себя в Эхнатона, что означало «угодный Атону». Кроме того, он перенес столицу в новый город между Фивами и Мемфисом, назвав его Ахетотон («Врата Атона»). В этом городе он возвел храмы, дворцы и особняки. Храм Атона – это сооружение без крыши и солнце, которому покланялся фараон, могло свободно пронизывать его своими лучами. Реформы Аменхотепа IV повлекли изменения в обществе, в традициях, наметились элементы демократизации власти. Фараон перестал быть божеством на земле. Искусство приобрело более реалистичные формы. Одним из известных шедевров этого времени была прославленная миниатюрная скульптура – голова царицы Нефертити. Фараон Эхнатон правил недолго, всего 17 лет. После его смерти жречество, воспользовавшись неудачами внешней политики Египта, восстановило культ Амона, столицей опять стали Фивы, а имя фараона-отступника было предано проклятию. В дальнейшем, при приемниках Эхнатона, Египет как будто вернул себе былое величие: завоевывались новые земли, возродилась тенденция к строительству гигантских сообружений. Но все же древняя цивилизация неизбежно приближалась к закату.
Памятники культуры: пирамиды Джосера, Хеопса (Хуфу), Хефрена и Миккерина, Большой Сфинкс, храмы Сфинкса в Абу-симбеле, Карнаке, Луксоре, царицы Хатшепсут в Фивах, в Филэ, скульптурный портрет Нефертити, гробница Тутанхамона, фрески на стенах гробниц, «Книга мертвых», розеттский камень.
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.