8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
Ключевые слова: князь, дружина, славяне, варяги, русь, Русская земля, община, село, рало, плуг, соха, борона-суковатка, изба, челн, ладья, сани, рубаха, кожух, кокошник, гривны, колты, бортничество, ремесла, оружейное и ювелирное дело, былины, вече, язычество, идол, мировое древо, рай, пращур, Род и Рожаницы, Святовит, Перун, Хорс, Стрибог, Даждьбог, Симаргл, Мокошь, Велес.
История славянских народов уходит в глубокую древность. Около 2 – 3 тыс. до н.э. славянские (или балтославянские) племена выделились из индоевропейской общности и осели на территории Центральной и Восточной Европы. Академик Б.А.Рыбаков соотносил с праславянами некоторые известные археологические культуры эпохи до нашей эры, но первые бесспорные археологические и письменные известия о славянах датируются VI в. н.э.; готский историк Иордан упоминает их под именем склавен и антов. Славянские народы, как свидетельствуют антропологические, археологические, лингвистические, исторические исследования, жили в зоне широколиственных лесов у крупных рек, занимались пашенным земледелием, держали скот (для молока, мяса, шкур), имели территориальную общину. Среди славянских народов выделяют 3 ветви: южных славян (болгар, словен, македонцев), западных славян (чехов, словаков, поляков) и восточных славян (русских, украинцев, белорусов).
Уже три века насчитывает проблема соотношения упоминающихся в «Повести временных лет» племенных названий славян, варягов и руси. Например, во фрагменте о призвании варягов много и поныне не решенных вопросов. Варяги и русь – одно племя или разные? Кто такие варяги – норманны-скандинавы, прибалтийские славяне, другое племя? Какова их роль в русской государственности? Почему новгородцы – варяжского рода?
«В лето 6366 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род <…> И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь <…> Сказали руси чудь, словене, кривичи все: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Бело-озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские – от рода варяжского, прежде же были словене».
Возникновение понятия «Русская земля» как географического, исторического, культурного единства разных племен на первых страницах русских летописей, когда еще нет ни русского народа, ни русского государства, является важным фактором русской истории: здесь истоки традиционного русского патриотизма.
Особенный интерес вызывает летописная русь, давшая имя нашему государству. О ее происхождении и роли нет общепринятого мнения и поныне. Еще в прошлом веке высказано мнение о том, что слово ‘русь’ восходит к скандинавскому корню ‘roþs’ и может означать ‘гребцы, мореплаватели’. Так могли называть скандинавов, которые приходили на гребных судах в северо-восточные земли славян и финно-угров; поскольку они были профессиональными воинами и их нанимали в княжескую дружину, то и ее стали называть их именем – ‘русь’. Трудность заключается в том, что сами приходящие так себя не называли. Академик Б.А.Рыбаков связывал название племени с речкой Рось в Поднепровье. Филолог-славист академик О.Н. Трубачев обосновывал южное, северно-причерноморское происхождение корня ‘рус’; Азовско-Черноморская Русь существовала издавна, как и Киевская, и Новгородская Руси. На протяжении всего I тысячелетия н.э. греческие, арабские, западноевропейские источники упоминают этноним жившего в Северном Причерноморье и Таврии (древнее название Крыма) народа ‘рос’, ‘рус’; в XII в. в Крыму был даже город Росия, Русия. О.Н.Трубачев связывает эти известия с индоарийской древностью и словом ‘Roka’, ’Rauka’ означающим ‘белый, светлый’. Еще одну концепцию разрабатывал историк А.Г. Кузьмин: руги, русы, рутены, руйяны и другие встречающиеся в западноевропейских источниках сходные наименования относятся к кельтскому племени ругов, живших до эпохи Великого переселения народов (IV – VI вв.) в Придунайском Норике, а впоследствии расселившихся по всей Европе, в т.ч. в Поднепровье (их потомками были поляне-русь, отличавшиеся по образу жизни и типу захоронений от славянских племен). Представители племени русов и пришли в Северную Русь с дружиной Рюрика, а в ходе объединения двух центров Руси (Новгорода и Киева) произошло воссоединение разных потоков одного племени.
Название славян восходит к ‘слову’: словене – одаренные словом, словесные, понятно говорящие, в отличие от ‘немцев’ – тех, кто ‘немовал’, говорил непонятно. По некоторым реконструкциям, и ‘человек’ – это ‘чловек’, ‘цловек’, ‘словек’ – словесный, словесник, имеющий дар слова. По другой этимологии, в этом слове соединились два корня; ‘чел’ – то же, что ‘цел’, целый; старинное значение слова ‘век’ – сила, мощь, возраст (“веки изнемогают”, – говорят в народе: силы уходят), т.е. человек – это ‘целый возраст’, тот, кто имеет полную силу, взрослый муж, важный член коллектива. При этом в разные времена ‘человеками’ могли быть разные люди: «каковы веки, таковы человеки», – говорит русская пословица.
От древнего названия народов – ‘языки’ (корень ‘яз – уз’ дает группу слов ‘узы’, ‘узкий’, ‘узел’, ‘связь’, ‘союз’) – происходит термин ‘язычество’. В основе мировоззрения языческих народов лежат космологические мифы, мифология, обожествление природных стихий. Восточнославянская мифология не получила такой развитости и систематизации, как древнегреческая или египетская. Она прослеживается фрагментарно по данным археологии (раскопкам языческих святилищ и погребений), исторической лингвистики (реконструируемому языку древнейших славян), этнографии (устным преданиям и обрядам), позднейших письменных полемических сочинений христианских авторов. Для языческого сознания характерны устойчивые мифологемы, имеющие древнейшее индоевропейское происхождение. Вертикальную структуру мира (небо, земля, подземный мир) и горизонтальную организацию пространства (север, юг, запад, восток) определяло «мировое древо», память о котором осталась в сказках: выросший до неба дуб, взобравшись на который герой обретает счастье; могучий дуб, на котором хранится сундук с жизнью Кощея Бессмертного. Кстати, первоначально слово ‘дуб’ означало просто ‘дерево’ (что сохранилось в слове ‘дубина’). Почитание священных рощ и деревьев перешло и в христианство. Дохристианское происхождение имеет понятие ‘рай’, этимологически связанное со словами ‘рой’, ‘река’, означающими поток, течение; т.е. рай – это ‘заречный’, ‘за течением’, загробный мир, отделенный от мира живых водной преградой. Это восходит к древнейшим представлениям о посмертном преодолении водной границы.
Огромное значение в жизни древних славян имел род, племя. Причастность к роду – важнейшая категория самосознания, сформировавшаяся еще в индоевропейской общности: слово ‘свой’ восходит к ‘su’ – ‘род, рождать’ и означает ‘родовой, родной, родственный’, ‘принадлежащий своему роду, к своим людям’. Из этой основы происходит целое гнездо современных слов: ‘сын’ (рожденный), ‘сестра’ (своя, своего рода женщина), ‘свойство’ (брачное родство), ‘свекровь’ (своя кровь), ‘свояк’, ‘сват’; отсюда же ‘свинья’ (плодовитая), а также ‘свой’, ‘собой’, ‘(о)собь’, ‘особа’, ‘особенный’ (сам по себе), ‘собственность’ (“собина”), ‘свебы’ (швабы, свеи, шведы – свои люди). ‘Смерть’ – это ‘св-мерть’, т.е. ‘свое умирание, своя мертвость’ (естественная, а не насильственная). Поразительно, что и наше слово “свобода” (в другой форме ‘свобьство’) восходит к той же основе и первоначально было собирательным именованием соплеменников и означало большую семью, людей своего рода. О древнейшем периоде славянской истории напоминает глагол ‘знать’, происходящий от ‘gen’ – ‘родить, быть в родстве’; отсюда и ‘признаться’ (признать себя, за собой), и ‘жена’, и ‘ген’, и ‘генетика’. Этот термин употреблялся только по отношению к людям (‘знаться’ – общаться); по отношению к вещи говорили ‘ведать’ – понимать ее суть. С родовыми отношениями связано понятие ‘природа’ – рождающая; в это гнездо слов входят не только ‘сродник’, ‘родственник’, ‘родимый’, ‘родитель’, ‘порода’, ‘родина’, ‘родник’, но и ‘выродок’ (вышедший из рода), ‘отродье’ (отторгнутый родом), ‘урод’ (как бы сбоку рода). Идея рождения воплотилась в древнейшем славянском образе ‘мать сыра земля’, которая, орошаясь с неба животворящим дождем, обеспечивает произрастание плодов; это – отзвук представлений о браке неба и земли. Поклонение Роду и Рожаницам (божествам плодородия) отразилось в сюжетах народных вышивок. Следами обожествления духов предков в современном языке является выражение ‘чур меня’ – фактическое обращение к защите (от ‘щур’, ‘пращур’; Чур – покровитель родичей, охраняющий границы).
Представление о времени в язычестве основано на вечном круговращении природных циклов, отражавшихся в сельскохозяйственном календаре. Древний смысл слова ‘год’ – добро, благо (англ. ‘good’), отсюда – ‘погода’, ‘непогодь’, ‘годный’, ‘угодный’, ‘пригожий’, ‘негодяй’, ‘негодование’, ‘выгода’, ‘выгадать’ (выждать время для добра). В числе древнейших славянских слов – ‘бог’ (богатство), ‘вера’ (вира, закон), ‘душа’, ‘дух’, ‘грех’ (горек), ‘закон’ (за-кон, за границу, на границе), ‘спаситель’ (кто пасет, заботится), ‘судьба’ (суд божий), ‘супруги’ (идущие в одной упряжке, несущие одно ‘иго’ – так называлась деревянная колодка с двумя полукруглыми вырезами, надеваемая на шеи пары волов, чтобы они шли ровно, не уклоняясь и не отставая).
Пантеон славянских богов накануне христианизации реконструируется по первой (языческой) религиозной реформе св. князя Владимира 980 г. Возле двора князя были установлены: Перун (бог молнии, грома, от ‘пер’ – ‘переть’, ‘поражать’, ‘пря’, ‘распря’ покровитель князя и дружины), Хорс (солнечное божество иранского происхождения; от этой же основы – ‘хор’, ‘хоровод’, ‘хорошо’, ‘колесо’, ‘около’, ‘околица’), Даждьбог (дающий, наделяющий), Стрибог (бог воздушной стихии, ветра, его сопоставляют с богом огня Сварогом), Симаргл (священная птице-собака из иранской мифологии, охраняющая семена, побеги, ростки), Макошь (мать урожая, судьбы, жребия). Не вошел в пантеон известный по многим источникам Велес (Волос) – «скотий бог». Об идолах дает представление каменное изваяние X в., найденное на берегу притока Днестра р.Збруч. Каждая из 4-х граней Збручского идола разделена на три зоны, соответствующие небу (верховное божество, предположительно Святовит), земле (люди) и подземному миру (предположительно Велес); верховное божество венчает огромная княжеская шапка.
Материальная культура восточных славян издавна определяется их принадлежностью к оседлым племенам: осев на земле (древнейший тип поселения – село), они стали ее обрабатывать. Население Древней Руси занималось пашенным земледелием и в качестве орудий труда использовало: рало (деревянный плуг), плуг с железным лемехом, соху с железными сошниками, деревянную борону-суковатку (из елей с подрубленными сучьями), топор (для подсечного земледелия), мотыгу, серп. Наряду с сельским хозяйством были распространены охота, сбор ягод, рыболовство, бортничество, ремесла – получение железа из болотных руд, кузнечное дело, гончарство, обработка дерева, плетение, ювелирное дело, изготовление одежды, тканей, кожаных изделий. Комплекс находок из дружинного кургана 2-й половины X в. «Черная могила» под Черниговом свидетельствует о высоком развитии производства оружия и военных доспехов: мечей, шлемов, кольчуг, стрел, копий; есть и два ритуальных сосуда из турьих рогов, искусно окованных серебром. В Гнездовских курганах 1-й четверти X в. под Смоленском найдена глиняная корчага (типа амфоры) с древнейшей русской кириллической надписью; наиболее авторитетное ее прочтение академика О.Н.Трубачева расшифровывается как ‘горуня’, принадлежащая Горуне, Горюну.
Жилищами древним славянам служили полуземлянки, обмазанные снаружи глиной, или наземные срубные сооружения с печью: изба – это ‘истба’, ‘истобка’, ‘истопка’. К жилью примыкали хозяйственные постройки: сараи, амбары, ремесленные мастерские. Из средств перемещения известны челн (долбленая однодеревка), более внушительных размеров ладья, волокуша, сани, колесные повозки. Основу и женской, и мужской одежды составляла длинная холщовая (льняная, конопляная, шерстяная) рубаха с длинными рукавами, мужчины носили штаны, кожаный ремень, на ногах у всех были сапоги, лапти или поршни (обувь из цельного куска кожи). Князья и дружинники поверх рубахи надевали ‘корзно’ – плащ из дорогой ткани, застегивавшийся у плеча на особую застежку; зимой носили овчинную или меховую шубу мехом внутрь – ‘кожух’. Богатым был кичкообразный (‘кичка’ – макушка) женский головной убор (кокошник), дополнявшийся височными кольцами, колтами, жемчужной обнизью, ожерельем из бус, шейными гривнами, перстнями, браслетами.
Все это свидетельствует, что дохристианская Русь накопила огромный хозяйственный опыт, сопряженный с познанием законов природы и агрокультурой, сформировала приемы обработки глины, дерева, металла, развила декоративно-прикладное искусство, а также имела обширную сферу устного поэтического творчества, в которую входили исторические и обрядовые песни, воинские славы, предания, поддерживавшие преемственность традиций.
Выявляются характерные черты славян уже в языческий период. Равнинные просторы Восточной Европы и наличие территориальной, а не кровно-родственной общины обуславливали легкость ассимиляционных процессов, отсутствие глубоких генеалогий, важную роль общественного самоуправления (вече). «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – сообщал византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский. Общинный характер жизни, развитые вечевые традиции, свободолюбие, гостеприимство, милосердное отношение к пленным – древние особенности славянской жизни. Маврикий Стратег в конце VI – начале VII вв. отмечал:
«…свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться <…> Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно <…> Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья».
Особенное тяготение древних русичей к перемещению, освоению нового пространства, стремление к воле сформировали, по Д.С.Лихачеву, такое качество, как удаль – «храбрость в пространстве». При этом Русь расширялась за счет свободных, малонаселенных земель, и не стремлением к грабежу и господству, а жаждой узнавания и, по возможности, духовного и культурного освоения новых пространств. Надо отметить и религиозную одаренность славян, их обращенность к высшим религиозным понятиям и формам религиозного опыта: и в XIX в. сказительницы и вышивальщицы изображали космологические, а не обыденные сюжеты. Понятие ‘правда’, которая «и в огне не горит, и в воде не тонет», – это и истина, и закон, и праведность, и справедливость, недаром первый записанный закон восточных славян так и назывался – «Русская правда». С светлым характером славянского язычества связан факт заимствования из греческого языка слова ‘ад’; соответствующего славянского понятия не выявлено. Как отмечал Прокопий Кесарийский, «судьбы (предопределения, рока) они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу…» Современный исследователь В.В.Бычков тоже фиксирует «общий мажорный настрой восточнославянской художественно-эстетической культуры, всего миропонимания славян», большое значение в их жизни красоты. Вот образец описания богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича:
А у оратая кудри качаются,
Что не скатен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя,
У оратая сапожки зелен сафьян <…>
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В основе язычества как религии – поклонение природным явлениям и феноменам; для него характерны чародейство, магизм, важность ритуала. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы; поклоняясь ее стихиям, он был слит с ней, не различал материальные и духовные аспекты бытия. Мир представлялся как нечто заданное, неизбежное, невольное, осознание человеком своей личности, волевого действия, свободы выбора возникнуть не могло. Языческая этика – это природное понимание сущности человека, что, как замечает Г.К.Вагнер, «освобождало нравственные оценки от чувства человеческой справедливости, то есть от сознания вины. <…> во главу угла ставилась личная доблесть, но не совесть, что неизбежно вело к произволу».
Памятники культуры: «Русская Правда», былины, Збручский идол, курган «Черная Могила» под Черниговом (X в.), Гнездовская корчага (Смоленск, X в.).
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.