9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
Ключевые слова: глобализация, мультикультурализм, киберпространство, «вневременное время», «реальное время», интерактивность, массмедиа, Интернет, виртуальная реальность, виртуальная личность, аватар, телеработа, сетевое искусство, сетевая литература, гипертекст, гестбуки, электронное правительство, электронная демократия, электронный тоталитаризм, чипизация, хакер, информационные войны, вирусные войны, «интеллектуальный дом», «роботизация», клонирование, телепортация, искусственный интеллект, blok/fold architecture.
Появление глобальной информационной инфраструктуры связано с высшей техногенной фазой постиндустриализма, в основе которой лежат невиданные ранее темпы развития, смены инновационных революций. Возникает принципиально новая ситуация, когда цикл жизни всех компонентов воспроизводства максимально сужается. Если в начале ХХ века переход к принципиально новым парадигмам, меняющим не только стиль мышления, но и стиль всей жизни, был сопоставим с жизнью поколения, то в наше время технические и технологические инновации, требующие переобучения, смены профессии, образа мышления и поведения следуют одна за другой.
Многие уникальные изобретения утрачивают жизнеспособность, не успев быть внедренными. Новые инфраструктуры наслаиваются на еще функционирующие старые и вытесняют их. Большинство технологий в области программного обеспечения устаревает в течение двух-трех лет, в области аппаратного – полугода. Полученная квалификация теряет свою актуальность через пять-десять лет.
Исследования показывают, что радикальные изменения в обществе, связанные с инновацией, наступают после того, как ею начинают пользоваться более пятидесяти миллионов активной части жителей страны (региона и т.д.).
Предпосылки возникновения глобальной информационной инфраструктуры зародились в третьей четверти ХХ. К ним относятся: появление спутниковой связи, сетевых информационных технологий, породивших Интернет. В дальнейшем развитии Интернет наблюдаются следующие тенденции:
широкое развертывание распределенных систем;
интеграция с сотовыми и спутниковыми системами связи, приведшими к возникновению IP – телефонии;
интеграция Глобальной Сети и средств массовой информации – развитие интерактивного телевидения, электронных изданий;
внедрение прогностических самообучающихся комплексов на базе методов нечеткой логики, нейронных сетей, генетических алгоритмов (четвертое поколение систем искусственного интеллекта).
Процессы, связанные с развитием Интернет, требуют его нового осмысления. В теоретических исследованиях Интернета можно выделить два подхода. Первый из них условно можно было бы назвать «онтологизаторским», второй – «инструменталистcким». При первом подходе новые информационные технологии рассматриваются в качестве определяющего фактора, приводящего к формированию особого состояния не только общества, но и среды обитания в целом. Вслед за В.И. Вернадским, обосновавшим появление «ноосферы» как планетарного явления, современные исследователи все чаще говорят об «инфосфере» – особой онтологической реальности. Подобно тому, как наш материальный мир существует в трехмерном измерении, инфосфера или виртуальный мир Сети, имеет собственные характеристики: «вневременное время» и «киберпространство». Существенно меняется и бытие человека: стираются грани между прошлым, настоящим и будущим, мышление приобретает мозаичный характер (вместо – линейно-последовательного), формируется «особый язык» и символика. Существование в Сети описывается с помощью понятий и терминов постмодернистской парадигмы. Символ ризомы – любимый образ одного из крупнейших идеологов постмодернизма Ж. Дерриды – отождествляется с сущностью Сети. Децентрализованность, отсутствие иерархической системы и соответственно основополагающей системы ценностей определяются как фундаментальные свойства мира. Способность ризомы – растения со сложной разветвлённой корневой системой – вторгаться в чужие эволюционные цепочки, прерывать их или порождать новые, неожиданные линии развития, разрушая и соединяя одновременно, иллюстрирует многогранность проявлений человеческой жизни. Своего рода жизненными соками, циркулирующими в переплетениях «корневой системы человечества», являются продукты бессознательного. Они создают своеобразное поле, неравномерно пульсирующий либидозный (в терминологии З.Фрейда, связанный с бессознательными сексуальными инстинктами) поток, не имеющий направленности. По аналогии с жизнью «текста», трактуемого в предельно широком плане как контекст человеческого существования, постмодернизм понимает бытие в качестве признания равноправия всех ценностей и всех проявлений жизни. Лозунг «Приемлемо все!»: традиционное и модернистское, национальное и космополитическое, научное и обыденное, патологическое и нормальное, становится основным принципом не только постмодернизма, но и Глобальной Сети. Достаточно часто этот принцип трактуется как сущностное свойство сети Интернет, изначально ей присущее.
Второй – «инструменталистский» подход опирается на идею существования Интернета как технического средства, которое может быть использовано в различных целях. При таком подходе не Интернет определяет характер взаимодействий человека, а он сам, проявляя личную инициативу, формирует стратегию поведения в Глобальной Сети. Интернет создает невиданные ранее возможности для творческой инициативы. Практически каждый, владея минимумом технических знаний, может создать свой сайт и обменяться информацией со всем миром. В связи с этим резко обостряется борьба за идеологическое влияние в Интернете. Каждая культурная традиция старается расширить свое присутствие в нем.
Одновременно усиливаются и нигилистские, антикультурные, анархистские импульсы. Также возникает феномен так называемой информационной войны, где главным оружием становится скрытое, а иногда прямое, информационное воздействие.
Постепенно происходит понимание важности сохранения и развития традиционной культуры как наиболее эффективного средства преодолении цифрового неравенства и победы в информационной войне. Учет особенностей национальной символики, смысловой и эмоциональной нагруженности, этикета, этики делового общения, стиля мышления и восприятия в их культурно-исторической обусловленности станут необходимым звеном в организации виртуальных культурно-просветительских и коммерческих сообществ.
Интерактивное общение становится той основой, которая способна поддержать, сохранить и обогатить традиционную культуру. В условиях нарастающей коммерциализации глобальной сети важную роль будут играть виртуальные сообщества, сумевшие объединить в своих рядах наибольшее количество людей, поддерживающих ту или иную самобытную идею. Именно с ними придется считаться практически всем без исключения как экономическим, так и политическим структурам.
Интернет утвердил новые принципы организации человеческого бытия: сетевой, виртуальный, интерактивный и распространил их практически на все сферы человеческой жизни.
Сетевой (network) принцип организации опирается на теорию распределенной сети, т.е. сети, не имеющей центрального узлового пункта.
Виртуальный (Virtual) – основан на моделировании с помощью новых информационных технологий возможной реальности бытия.
Интерактивный (Interactiv) – основан на диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с ЭВМ.
Основное противоречие информационного общества проявляется в борьбе двух тенденций: потребности реализации индивидуальности и нивелировании ее в рамках глобализации. С одной стороны, новые информационные технологии предоставляют невиданные ранее возможности для раскрытия индивидуальности, позволяют учитывать своеобразие человека во всех видах контактов: экономических (ориентация на конкретного пользователя), политических (возможность представлять свое мнение достаточно широкой аудитории и тем самым заставить считаться с ним), эстетических (создание художественных произведений, ориентированных не на массовое потребление, а на единичных ценителей) и т.д. С другой стороны, стирание временных и пространственных границ, объективная потребность в единых стандартах в мировом масштабе создают благоприятные условия для манипулирования людьми, использования своих технических приоритетов для эксплуатации менее оснащенных в информационном плане обществ. Глобализация породила движение сопротивления, которое может стать, как когда – то советская Россия, решающим фактором современности.
Необходимо отличать процессы глобализации, порождающие целый ряд негативных явлений и процессы интерграции, способствующие развитию новых возможностей для творческой деятельности в Интернета. Среди них сетевое искусство и сетевая литература.
Идя на уступки веяниям нового времени и создавая виртуальные коллекции, музеи мало интересуются самим «сетевым искусством». В то время феномен «сетевого искусства» существует, активно развивается и, соответственно, требует изучения и анализа.
Сегодня существует множество применений компьютерных технологий. Компьютеры активно используются в сфере дизайна, создания новых форм в искусстве, включая лазерное и голографическое изображение, интерактивные видео-инсталляции, анимации, скульптуры, а также двумерные произведения, окрашенные с помощью электронной палитры, но можно ли их продукцию назвать «сетевым искусством»?
Определению того, что же является «сетевым искусством» был посвящен состоявшийся в Санкт-Петербурге круглый стол «Что есть сетевое искусство и где его Net?» (http://www.artinfo.ru/ru/news/main/ProArte11March-NetArt.htm). Идея проведения встречи принадлежала одному из основателей Российской академии Интернета (РАИ), координатору Национальной Интернет премии Анатолию Прохорову. Форум прошел в Петропавловской крепости на территории петербургского фонда культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» (www.proarte.spb.ru). Вел дискуссию директор студии «Арт Медиа», он же главный редактор сетевого журнала «Арт-Питер» (www.artpiter.spb.ru) Николай Кононихин.
К существенным особенностям Net-Art все участники встречи отнесли использование в арт-произведениях сетевых технологий, которые, с одной стороны, способствуют интерактивному взаимодействию с аудиторией, а с другой, – не позволяют существовать произведениям этого жанра вне Сети.
Таким образом, под "сетевым искусством" (Net-Art) можно понимать искусство, художественная деятельность в рамках которого использует новые информационные технологии, произведения же создаются только для существования в Сети и вне ее находиться не могут.
Важно отличать собственно нет-арт, с одной стороны, от обыкновенных репродукций, выставок и коллекций современного искусства, размещенных в Интернете, а с другой, – от обычного, для сетевых ресурсов, дизайна.
Отличие «сетевого искусства» от вышеперечисленных способов использования новых информационных технологий состоит в том, что они принципиально интерактивны, т.е. могут существовать только в процессе коммуникации, в отличие от всех прежде существовавших форм искусства, которые по своей природе презентативны (отражают некий законченный образ, идею, символ и т.д.).
Компьютерная технология размывает границу между художником и зрителем, между содержанием и методом доставки этого содержания. Этот феномен и интерпретируется как интерактивность.
Фундаментальные характеристики Интернета выводят на первый план большую привлекательность и необходимость таких элементов сетевой жизни как дискуссии и форумы. Их принцип в том, что они стихийно объединяют вокруг определенной темы заинтересованных пользователей. Каждое новое сообщение является полемикой с предыдущими.
Как уже говорилось, особенностью сетевого искусства является его интерактивность – возможность активного участия пользователей в художественном процессе и их влияния на содержание сайтов. Реализация интерактивности осуществляется благодаря такому свойству Интернета как гиперизмерение, то есть отсутствие таких характеристик как конечность пространства и времени. Электронные художественные проекты могут развиваться в любом направлении и вне ограничений. Работа с визуализацией информации осуществляется в цифровой форме. Из этих свойств вытекают важные характеристики:
возможность постоянного изменения формы и содержания;
возможность оперировать огромными объемами информации, идеями, образами, концептами, трудно или вовсе нереализуемыми в реальности;
способность к обновлению;
быстрая визуализация самых утопических идей.
Для сетевого искусства характерен совершенно новый язык, новый способ самовыражения. Утилизируя или декомпилируя самые неожиданные гиперструктуры и образы, выловленные в сети, нет-художники создают парадоксальные произведения. Анализ произведений сетевого искусства требует определенной технической подготовки – навыков и знаний в области современных информационных технологий. Поэтому очень часто компьютерным искусством занимаются специалисты с техническим образованием, имеющие художественные наклонности. Иногда возникает своего рода непонимание с «обычным» зрителем. Часто художнику приходится слышать неадекватные отклики. Для того чтобы оценить сетевое произведение, нужно знать технологию его создания. Сетевое искусство не может существовать вне сети, его невозможно переписать на жесткий диск или распечатать на принтере. Это глобальное явление – некая аномалия, не поддающаяся классическим определениям и не попадающая ни в одно из ранее существовавших направлений искусства.
Подводя итоги, можно сказать, что для искусства и литературы Интернет предоставил не только новые возможности для развития уже существующих жанров, но и создал предпосылки для возникновения новых интерактивных форм творчества. По мнению Корнеева С10, можно выделить целый ряд особенностей существования литературы в виртуальной среде:
Интернет – весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для публикации, распространения, обсуждения, коллективного создания текстов, среда, куда рано или поздно переместится центр литературной жизни.
С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе. Тот факт, что для публикации и сколь угодно широкого распространения текста не нужно посредничество печатного станка, не нужны деньги, власть, и т.п., не только перестраивает всю цепочку властно-коммерческих отношений, стоящих за литературой, но влияет на форму и содержание самих текстов.
В Сети совсем по-иному смотрится фигура автора и привычные отношения между автором и читателем. Учитывая безграничные возможности мистификации и умножения "виртуальных личностей", "автор" в Интернете превращается чуть ли не в особый жанр литературного творчества. Кроме того, в Сети уменьшается, а иногда и вообще исчезает охранявшаяся книгопечатанием статусная дистанция между автором и читателем, что неминуемо сказывается на них обоих.
Интернет дает комфортные условия для расцвета ранее маргинальных жанров и типов литературного творчества. Он переставляет акцент с продукта на процесс творчества и в перспективе приводит к рождению принципиально новой фигуры – "активного читателя", давней мечты интеллектуалов XX века.
Отменяя власть печатного станка, в том числе и в ее позитивных, конструктивных аспектах, Интернет выступает как источник опасности, как носитель потенциально деструктивного начала, воплощением которого является интернетовский гипертекст. В гипертекстовой среде Интернета происходит частичная автодеконструкция любого текста.
Интернет знаменует собой именно завершение постмодерна в литературе, а не просто воплощение его проектов в удобной для этого технической среде. Отменяя в литературе модерн, то есть вычищая из нее следы печатного станка и единого исторического времени, Интернет вместе с этим отменяет и постмодерн, как последнюю, завершающую фазу модерна. Интернет в концептуальном плане возвращает нас к премодернистской эпохе.
Соглашаясь с автором, в то же время стоит отметить, что при соответствующей культурной политике и создания условий для развития национальных форм творчества, Интернет способен дать новый импульс развитию традиционной культуры.
Памятники культуры: изобретатели транзистора: Шокли, Бардин и Браттейн; интегральная микросхема Дж. Килби; создатели персонального компьютера С.Возняк и С. Джобс, коллективные разработки американских ученых: сеть. ARPANET (прообраз Интернета), семейство протоколов TCP/IP; электронная почта Рэя Томлинсона, первый браузер (www) Марка Андрисона, волоконно-оптические линии связи Као и Хокэма; М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», П. Вирилио «Информационная бомба», А.В. Коротков «Послесловие к матрице: виртуальные миры или искусственная жизнь», Ф. Фукуяма «Наше постчеловеческое будущее, последствия биотехнологической революции», Майкл Джойс «Полдень», Роман Лейбов, Дмитрий Манин «Сад расходящихся хокку», нелинейный роман «Иннокентий Марпл», Мери и Перли Шелли «Паутина», художественные фильмы: «Матрица», «Тринадцатый этаж».
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.