7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
Ключевые слова: исторический оптимизм, прогресс, критицизм, культ разума, свобода, равенство, братство, буржуазная революция, историзм, просветительский идеал человека, классицизм, Ф.М. Вольер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гердер, А.Смит, А.Л. Лавуазье, П. Лаплас, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, М. Шлейден и Т. Шванн, Г. Мендель; Ж.-О. Фрагонар, просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, рококо, романтизм.
Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории. Хронологические рамки его определены как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. Вторая форма Просвещения, как ее иногда называют, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации.
Социально-экономическими предпосылками культуры Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. Истоки этой культуры специалисты усматривают в гуманистической мысли Возрождения, в рационализме Декарта, политической философии Локка, в английском деизме, в достижениях математики и естествознания XVII в. Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры Просвещения. В сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей.
Культура эпохи Просвещения имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б.Франклин и Т.Джефферсон в Америке) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения появляется стремление освободить религию от церковного учения и вывести ее из естественного знания (так называемая естественная религия).
Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации.
В-третьих, культуре Просвещения присущ сциентизм, вера в науку. Разумеется, «научный дух» проявился и в XVII в., но тогда под ним понимали метафизику, математику и теологические исследования, примером чего могут служить творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики способствовал развитию естественных наук. К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XVIII в. по сравнению с предшественниками было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.
В- четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры Просвещения как рационализм. Просвещение недаром называют веком разума.
Из науки рационализм перекочевал в политику. Идеологи просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и природе. Рационализм – основополагающая черта культуры Просвещения. Просветителям был свойственен рационалистический индивидуализм, неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рационально обоснованной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.
В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая переплетается с понятием «разума». Тесно связанный с наукой разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.
В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпох и казалось, что достаточно создать правильные условия для воспитания детей – и в течение одного – двух поколений все пороки будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия какой –либо философской, религиозной или литературной традиции. Но эксперименты просветителей по избавлению человечества от традиций в дальнейшем оценивались неоднозначно.
Процесс исторической эволюции в Европе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта – это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в эпоху первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений в обществе. К числу истоков становления основных ценностей новой цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего связи вещей, природные законы, в соответствии с которыми могут изменяться вещи. Эта ценностная установка обеспечивала не только такой рост знаний, который оправдан его практическим применением, но и систематическое получение новых знаний, опережающее практические нужды.
Чтобы наука могла совершать непрерывный прорыв к новому знанию, ей нужен был принцип оценки объективности добываемых истин. Еще в эпоху Возрождения начал формироваться научный этос, запрещающий умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (религиозным, политическим и др.), табу на плагиат. Установка на формирование целостной картины природы и человека как результата объективного исследования; рациональность и универсализм в подходи к миру.
Известно, что окончательное утверждение статуса науки произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование идеалов и норм современной науки.
XVIII век в Европе называют веком Разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться уже в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Рационалистический метод познания, включающий концепцию «врожденных идей», разработал Декарт. В противоположность ему Локк утверждал, что таких идей не существует. Просветители, как и Локк, почти единодушны были в том, что человека формирует опыт. При этом они полагали, что опыт основывается на разуме. Вопрос об истоках разума стал главной философской проблемой, поставленной, но не решенной культурой Просвещения.
Широкое распространение получили политические идеи Локка, в частности, сформулированный им принцип разделения властей.
Французское Просвещение, направленное в целом, против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения Монтескье и Вольтер тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, не были сторонниками атеизма. Идеологи масс дореволюционной буржуазии – Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали все формы идеализма и религии, отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно радикальнее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Так, Жан Мелье отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность и защищал коммунистический идеал, правда, в утопическом толковании. Он был сторонником материализма и атеизмам. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период Великой французской революции.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующий передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народовластия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался деизмом.
Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий художественная система подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию искусства, санкционированного прежде религией. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся прежде всего мировоззренческой и идеологической направленностью.
Одним из них является рококо. Исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Такой взгляд правомерен с точки зрения эволюции формы – динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, контрасты и пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставив без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.
Другое направление – это классицизм XVIII в., или неоклассицизм. Он тоже воспринимается как облегченный вариант классицизма предшествующего века. Ведь в нем больше точности, чем в последнем, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить как один переходит в другой даже в творчестве архитекторов, например, семьи Блонделей. Однако, и рококо и классицизм 18 в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существующим стилям вообще. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо – первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера – убранство интерьера) обратились к реальному человеку. Они начали заботиться о комфорте, окружать его атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем и небогатых домов, в которые немногочисленными приемами тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.
Важным начинанием в искусстве XVIII в. было и проявление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему. Но особая окраска, чувство проникновения в личные переживания, тонкость эмоций, воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение благородства, вкуса, близости к природе. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых характерно для всей культуры XVIII века.
Философы «века Разума» давно уже подрывали основы современных им государств Европы, где и политическая власть и громадная доля богатств принадлежали аристократии и духовенству. Провозглашая верховное владычество разума, выступая с проповедью веры в человеческую природу, которая проявит все свои хорошие стороны, как только ей будет возвращена свобода, просветители «открыли перед человечеством широкие новые горизонты».
В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах. Она проложила путь к политическим переменам и в итоге потрясла государственные основы Франции, а также других стран Европы и Северной Америки. Возможно, именно в это время светская культура стала основной движущей силой цивилизации. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином. Учредительным собранием 20-26 августа первого года революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В ее первой статье записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Эта идея, рожденная европейской культурой эпохи Просвещения, утвердилась впоследствии повсюду. В 1948 г. вдохновленное ею международное сообщество приняло Всеобщую декларацию прав человека.
XIX век начинался бурно. Стихия Великой французской революции не исчерпала себя одной лишь Францией и потрясла не только жизнь, но и дух всех своих современников. Горячих сторонников революции ужаснули жестокие и бессердечные средства, которыми достигались благородные цели – Свобода, Равенство, Братство, противники увидели в ней подтверждение своих самых худших предчувствий. И все последующие события как духовной, так и повседневной жизни в той или иной мере были связаны именно с нею. Первая половина XIX века – это кипение страстей, связанных с еще двумя революциями -1830 года и 1848–1849 годов, с военной экспансией Наполеона Бонапарта и его притязаниями на мировое господство, различными освободительными движениями, появлением политических партий, партийной печати, новой философии.
Несмотря на эти катаклизмы (а может, и благодаря им), XIX век создал бессмертное искусство, а его научные открытия не имеют себе равных в предыдущих эпохах и по степени сложности, и по глубине проникновения в тайны природы, и по последствиям для всего человечества: новая математика Н. И. Лобачевского (1792–1856) и Б. Римана (1826–1866), эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие электричества Г.Дэви (1778–1829) и М.Фарадеем (1791 – 1867), изобретение новейших средств коммуникации (радио, телефон, телеграф), строительство железных дорог и т. д.
Главная направленность культуры этого времени была по-прежнему связана с поисками места и роли человека в мире, с попытками выразить его взаимодействия с миром, найти меру справедливости, достойную человека, теперь уже много узнавшего и потому много смевшего. Этот век подарил миру немало гениев, сумевших передать в своих трудах всю его напряженность.
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель.
Нельзя сказать, что гегелевская идея развития была совершенной нова для философии. Она присутствует в работах его предшественников и его современников – Канта, Шеллинга (1775–1854), Фихте (1762–1814). Но только Гегель смог сделать ее всепроникающей, представив природу, историю и познание как процесс совершенствования Я и перехода с одной ступени развития на другую, более высокую.
Реакция на учение Гегеля были различной: от "пессимистического гуманизма" Шопенгауэра до материализма Фейербаха. Учениками и последователями Гегеля были К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие во второй половине XIX века новое философское учение, соединяющее в себе материализм Фейербаха и диалектику Гегеля,– диалектический материализм.
Развитие рационалистической мысли в 30-е годы породило еще одно направление в философии – позитивизм. Основатель этой школы Огюст Конт (1798–1857) провозгласил разрыв науки с философией, считая, что наука в ней не нуждается. Он утверждал, что функция науки – описание явлений. Позитивисты стремились к описанию человека наряду с другими явлениями действительности.
В это же время развивались и другие, противоположные рационализму тенденции. Большинство человеческих устремлений, основанных на разумности и логическом начале, потерпели фиаско вместе с французской и другими революциями, возникли другие способы объяснения мира. У Шопенгауэра движущей силой развития мира становится мировая воля. Сущность всех вещей, тайна мира и его движущая сила обусловливаются волей к жизни.
В конце века еще более остро чувствуют и рассматривают трагедию Человека в мире датский философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855) и затем Фридрих Ницше. Первый считает, что важно понять причины своего отчаяния, которое является неизбежным в этой жизни, тогда источником работы человеческого духа, способной вырвать человека из абсурда и бессмыслицы существования, станет религия. Другой, пытаясь воспевать "естественный" поток жизни, предпринимает критику христианства.
XIX век часто называют: "Золотой век искусства". В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. "Преображением мира" назвал Пушкин суть европейской жизни. Действительно, веками освященный феодальный порядок рушился, вовлекая в этот драматический процесс множество людей. Движение истории стало вдруг до осязаемости наглядным. Пришедший на смену мир капитала уже успел обнаружить все свои противоречия. Искусство XIX века, как и его философия, стало ареной борьбы идей. Самым первым непосредственным откликом на крах просветительских идей, когда в мире, по словам гетевского Мефистофеля, установились "разбой, торговля и война" вместо свободы, равенства и братства, стал романтизм, охвативший не только искусство, но и другие стороны духовной жизни. Романтизм сказывался как целостная культура, подобная своим предшественникам – Ренессансу, Классицизму, Просвещению. Романтизм вырос из реакции на идеи Просвещения, некоторые из них сохранили себя и раскрылись в романтизме гораздо полнее, например, идея "естественного человека" Руссо, культ природы, проникновение в психологию своих героев, интерес к народному искусству, пробудившийся под влиянием культурологических взглядов И. Гердера. Романтический герой как бы вырос и разорвал рамки чистого рационализма: это человек страстей, которому тесно в обыденном мире. Он свободен от всякого рода ограничений, ему свойственны творческий склад характера и масштабность во всех его проявлениях. Гёте отмечал, что такому герою присуще волнение, превосходящее его силы, а Байрон говорил о ярости, которая охватывает героя при виде несоответствия своих возможностей и замыслов. Романтическому герою (и автору-романтику) часто казалось, что история творится величием человеческой личности, и возникает галерея героев-борцов, могучих, необыкновенных личностей, выступающих в одиночку против всего мира с его пошлостью повседневности, героев гонимых и оскорбленных, романтически бунтующих против несовершенства реального бытия.
Романтические герои, как Каин, Манфред и Корсар – Байрона, Моби Дик – Мелвилла (1819–1891), Квазимодо – Гюго, по своим подвигам и деяниям часто равны мифическим героям античности. На раннем этапе развития романтизма герой выступал как личность, разбуженная историческим процессом, представившем ей неограниченное, как казалось вначале, поле деятельности].
Могучее напряжение героической борьбы человека с роком, судьбой, которая "стучится в дверь", со всем, что подавляет стремление человека к свободе, свету звучит в музыке Людвига ван Бетховена (1770–1827).
Памятники культуры: Ж. Бюффон «Естественная история», вычислительная машина Ч. Бэббиджа, создание счетно-перфорационного комплекса Голлерита, вычислительная машина с программным управлением Цузе, электронно-вычислительная машина (ЭВМ) Дж. Моучли, паровая машина Д. Уатта, паровоз Стефенсона, пароход Р.Фултона, прялка Дж. Хагривса, телеграф С. Морзе, фотография Ш.Шевалье, станок Ж. Жаккарда, батареи А. Вольта, двигатель внутреннего сгорания Н. Ленуара, изобретение пластмассы братьями Хайет; Томас Фэрнол Причард «Чугунный мост»; Французская «Энциклопедия»; Ш. Монтескье «О духе законов»; В.А. Моцарт «Волшебная флейта»; Л. Бетховен «Апассионата»; П.Бомарше; «Севильский цирюльник», Г.Берлиоз «Фантастическая симфония»; Ф. Шиллер «Разбойники», И.В. Гете «Фауст»; Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза», Дж.Байрон «Чайлд Горольд», В.Скотт «Айвенго», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», М. Шелли «Франкенштейн», Р.К. Шеридан «Школа злословия», О. Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио», Г.Флобер «Мадам Бовари», «Воспитание чувств», Стендаль «Красное и черное»; Я. Амигони « Юнона получает голову Аргуса», Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Ж.Л.Давид «Елена и Парис», А. Канова «Амур и Психея», Ф.Гойя «Обнаженная маха», П.Блейк «На балконе», Г.Курбе «Здравствуйте, господин Курбе», О.Домье «Собиратели гравюр»; Маттеус Даниэль Пеппельман «Дрезденский Цвингер», Ардуэн-Мансар «Дворец Мезон Лафит» в пригороде Парижа.
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.