logo
учебник_Культурология__со_вставками

7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века

Ключевые слова: исторический оптимизм, прогресс, критицизм, культ разума, свобода, равенство, братство, буржуазная революция, историзм, просветительский идеал человека, классицизм, Ф.М. Вольер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гердер, А.Смит, А.Л. Лавуазье, П. Лаплас, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, М. Шлейден и Т. Шванн, Г. Мендель; Ж.-О. Фрагонар, просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, рококо, романтизм.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории. Хронологические рамки его определены как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. Вторая форма Просвещения, как ее иногда называют, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации.

Социально-экономическими предпосылками культуры Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. Истоки этой культуры специалисты усматривают в гуманистической мысли Возрождения, в рационализме Декарта, политической философии Локка, в английском деизме, в достижениях математики и естествознания XVII в. Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры Просвещения. В сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей.

Культура эпохи Просвещения имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б.Франклин и Т.Джефферсон в Америке) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения появляется стремление освободить религию от церковного учения и вывести ее из естественного знания (так называемая естественная религия).

Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации.

В-третьих, культуре Просвещения присущ сциентизм, вера в науку. Разумеется, «научный дух» проявился и в XVII в., но тогда под ним понимали метафизику, математику и теологические исследования, примером чего могут служить творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики способствовал развитию естественных наук. К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XVIII в. по сравнению с предшественниками было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.

В- четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры Просвещения как рационализм. Просвещение недаром называют веком разума.

Из науки рационализм перекочевал в политику. Идеологи просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и природе. Рационализм – основополагающая черта культуры Просвещения. Просветителям был свойственен рационалистический индивидуализм, неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рационально обоснованной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая переплетается с понятием «разума». Тесно связанный с наукой разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпох и казалось, что достаточно создать правильные условия для воспитания детей – и в течение одного – двух поколений все пороки будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия какой –либо философской, религиозной или литературной традиции. Но эксперименты просветителей по избавлению человечества от традиций в дальнейшем оценивались неоднозначно.

Процесс исторической эволюции в Европе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта – это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в эпоху первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений в обществе. К числу истоков становления основных ценностей новой цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего связи вещей, природные законы, в соответствии с которыми могут изменяться вещи. Эта ценностная установка обеспечивала не только такой рост знаний, который оправдан его практическим применением, но и систематическое получение новых знаний, опережающее практические нужды.

Чтобы наука могла совершать непрерывный прорыв к новому знанию, ей нужен был принцип оценки объективности добываемых истин. Еще в эпоху Возрождения начал формироваться научный этос, запрещающий умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (религиозным, политическим и др.), табу на плагиат. Установка на формирование целостной картины природы и человека как результата объективного исследования; рациональность и универсализм в подходи к миру.

Известно, что окончательное утверждение статуса науки произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование идеалов и норм современной науки.

XVIII век в Европе называют веком Разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться уже в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Рационалистический метод познания, включающий концепцию «врожденных идей», разработал Декарт. В противоположность ему Локк утверждал, что таких идей не существует. Просветители, как и Локк, почти единодушны были в том, что человека формирует опыт. При этом они полагали, что опыт основывается на разуме. Вопрос об истоках разума стал главной философской проблемой, поставленной, но не решенной культурой Просвещения.

Широкое распространение получили политические идеи Локка, в частности, сформулированный им принцип разделения властей.

Французское Просвещение, направленное в целом, против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения Монтескье и Вольтер тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, не были сторонниками атеизма. Идеологи масс дореволюционной буржуазии – Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали все формы идеализма и религии, отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно радикальнее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Так, Жан Мелье отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность и защищал коммунистический идеал, правда, в утопическом толковании. Он был сторонником материализма и атеизмам. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период Великой французской революции.

Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующий передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народовластия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался деизмом.

Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий художественная система подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию искусства, санкционированного прежде религией. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся прежде всего мировоззренческой и идеологической направленностью.

Одним из них является рококо. Исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Такой взгляд правомерен с точки зрения эволюции формы – динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, контрасты и пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставив без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

Другое направление – это классицизм XVIII в., или неоклассицизм. Он тоже воспринимается как облегченный вариант классицизма предшествующего века. Ведь в нем больше точности, чем в последнем, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить как один переходит в другой даже в творчестве архитекторов, например, семьи Блонделей. Однако, и рококо и классицизм 18 в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существующим стилям вообще. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо – первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера – убранство интерьера) обратились к реальному человеку. Они начали заботиться о комфорте, окружать его атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем и небогатых домов, в которые немногочисленными приемами тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.

Важным начинанием в искусстве XVIII в. было и проявление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему. Но особая окраска, чувство проникновения в личные переживания, тонкость эмоций, воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение благородства, вкуса, близости к природе. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых характерно для всей культуры XVIII века.

Философы «века Разума» давно уже подрывали основы современных им государств Европы, где и политическая власть и громадная доля богатств принадлежали аристократии и духовенству. Провозглашая верховное владычество разума, выступая с проповедью веры в человеческую природу, которая проявит все свои хорошие стороны, как только ей будет возвращена свобода, просветители «открыли перед человечеством широкие новые горизонты».

В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах. Она проложила путь к политическим переменам и в итоге потрясла государственные основы Франции, а также других стран Европы и Северной Америки. Возможно, именно в это время светская культура стала основной движущей силой цивилизации. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином. Учредительным собранием 20-26 августа первого года революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В ее первой статье записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Эта идея, рожденная европейской культурой эпохи Просвещения, утвердилась впоследствии повсюду. В 1948 г. вдохновленное ею международное сообщество приняло Всеобщую декларацию прав человека.

XIX век начинался бурно. Стихия Великой французской ре­волюции не исчерпала себя одной лишь Францией и потрясла не только жизнь, но и дух всех своих современников. Горячих сто­ронников революции ужасну­ли жестокие и бессердечные сред­ства, которыми достигались бла­городные цели – Свобода, Ра­венство, Братство, противники увидели в ней подтверждение своих самых худших предчувствий. И все последующие события как духовной, так и повседневной жизни в той или иной мере были связаны именно с нею. Первая половина XIX века – это кипение страстей, связанных с еще двумя революциями -1830 года и 1848–1849 годов, с военной экспансией Наполеона Бо­на­парта и его притязаниями на мировое господство, различными ос­вободительными движениями, появлением политических партий, партийной печати, новой философии.

Несмотря на эти катаклизмы (а может, и благодаря им), XIX век создал бессмертное искусство, а его научные открытия не имеют себе равных в предыдущих эпохах и по степени сложно­сти, и по глубине проникновения в тайны природы, и по послед­ствиям для всего чело­вечества: новая математика Н. И. Лобачев­ского (1792–1856) и Б. Римана (1826–1866), эволюционная тео­рия Ч.Дарвина, открытие электри­чества Г.Дэви (1778–1829) и М.Фарадеем (1791 – 1867), изобретение новейших средств ком­муникации (радио, телефон, телеграф), строи­тельство железных дорог и т. д.

Главная направленность культуры этого времени была по-прежне­му связана с поисками места и роли человека в мире, с попытками выразить его взаимодействия с миром, найти меру справедливости, достойную человека, теперь уже много узнав­шего и потому много смевшего. Этот век подарил миру немало гениев, сумевших передать в своих трудах всю его напряжен­ность.

Век классики в развитии европейской культуры начинается с клас­сической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель.

Нельзя сказать, что гегелевская идея развития была совер­шенной нова для философии. Она присутствует в работах его предшественников и его современников – Канта, Шеллинга (1775–1854), Фихте (1762–1814). Но только Гегель смог сде­лать ее всепроникающей, пред­ставив природу, историю и позна­ние как процесс совершенствования Я и перехода с одной сту­пени развития на другую, более высокую.

Реакция на учение Гегеля были различной: от "пессимисти­ческого гуманизма" Шопенгауэра до материализма Фейербаха. Учениками и последователями Гегеля были К. Маркс и Ф. Эн­гельс, создавшие во второй половине XIX века новое философ­ское учение, соединяющее в себе материализм Фейербаха и диа­лектику Гегеля,– диалектический материализм.

Развитие рационалистической мысли в 30-е годы породило еще одно направление в философии – позитивизм. Основатель этой школы Огюст Конт (1798–1857) провозгласил разрыв науки с филосо­фией, считая, что наука в ней не нуждается. Он утверждал, что функция науки – опи­сание явлений. Позитивисты стремились к описанию человека наряду с другими явлениями действительно­сти.

В это же время развивались и другие, противоположные ра­цио­нализму тенденции. Большинство человеческих устремле­ний, основанных на разумности и логическом начале, потерпели фи­а­ско вместе с французской и другими революциями, возникли другие способы объяснения мира. У Шопенга­уэра движущей си­лой развития мира становится мировая воля. Сущность всех вещей, тайна мира и его движущая сила обуслов­ливаются волей к жизни.

В конце века еще более остро чувствуют и рассматривают трагедию Человека в мире датский философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855) и за­тем Фридрих Ницше. Первый считает, что важно понять причины своего отчаяния, которое яв­ляется неиз­бежным в этой жизни, тогда источником работы человеческого духа, способной вырвать челове­ка из абсурда и бессмыслицы су­ществования, станет религия. Другой, пытаясь воспевать "естест­венный" поток жизни, предпринимает критику христианства.

XIX век часто называют: "Золотой век искусства". В куль­туре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из ко­то­рых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. "Преоб­ражением мира" назвал Пушкин суть европейской жизни. Дейст­вительно, века­ми освященный феодальный порядок рушился, вовлекая в этот драматический процесс множество лю­дей. Движение истории стало вдруг до осязаемости наглядным. Пришедший на смену мир капитала уже ус­пел обнаружить все свои противо­речия. Ис­кусство XIX века, как и его фило­софия, стало ареной борьбы идей. Самым первым непосредственным откликом на крах просветительских идей, когда в мире, по словам гетевского Ме­фистофеля, устано­вились "разбой, торговля и война" вместо свободы, равенства и братства, стал роман­тизм, охвативший не только искусство, но и другие стороны духов­ной жизни. Романтизм сказывался как це­лостная культура, подобная своим предшественникам – Ренес­сансу, Классицизму, Просвеще­нию. Романтизм вырос из реакции на идеи Просвещения, некоторые из них сохранили себя и рас­крылись в романтизме гораздо полнее, на­пример, идея "естест­венного человека" Руссо, культ природы, про­никновение в пси­хологию своих героев, интерес к народному ис­кусству, пробу­дившийся под влиянием культурологических взглядов И. Гер­дера. Романтический герой как бы вырос и разор­вал рамки чис­того рационализма: это человек страстей, которому тес­но в обы­денном мире. Он свободен от всякого рода ограничений, ему свойственны творческий склад характера и масштабность во всех его проявлениях. Гёте отмечал, что такому герою присуще волнение, пре­восходящее его силы, а Байрон говорил о ярости, которая охва­тывает героя при виде несоответствия своих возмож­ностей и за­мыслов. Романтическому герою (и автору-романтику) час­то каза­лось, что история творится величием человеческой личности, и возникает галерея героев-борцов, могучих, необыкновенных лич­но­стей, выступающих в одиночку против всего мира с его по­шлостью повседневности, героев гонимых и оскорбленных, ро­мантически бун­тующих против несовершенства реального бытия.

Романти­ческие герои, как Каин, Манфред и Корсар – Бай­рона, Моби Дик – Мелвилла (1819–1891), Квазимодо – Гюго, по своим подвигам и дея­ниям часто равны мифическим героям античности. На раннем этапе развития романтизма герой высту­пал как личность, разбуженная ис­торическим процессом, пред­ставившем ей неограниченное, как каза­лось вначале, поле дея­тельности].

Могучее напряжение героической борьбы человека с роком, судь­бой, которая "стучится в дверь", со всем, что подавляет стремление человека к свободе, свету звучит в музыке Людвига ван Бетховена (1770–1827).

Памятники культуры: Ж. Бюффон «Естественная история», вычислительная машина Ч. Бэббиджа, создание счетно-перфорационного комплекса Голлерита, вычислительная машина с программным управлением Цузе, электронно-вычислительная машина (ЭВМ) Дж. Моучли, паровая машина Д. Уатта, паровоз Стефенсона, пароход Р.Фултона, прялка Дж. Хагривса, телеграф С. Морзе, фотография Ш.Шевалье, станок Ж. Жаккарда, батареи А. Вольта, двигатель внутреннего сгорания Н. Ленуара, изобретение пластмассы братьями Хайет; Томас Фэрнол Причард «Чугунный мост»; Французская «Энциклопедия»; Ш. Монтескье «О духе законов»; В.А. Моцарт «Волшебная флейта»; Л. Бетховен «Апассионата»; П.Бомарше; «Севильский цирюльник», Г.Берлиоз «Фантастическая симфония»; Ф. Шиллер «Разбойники», И.В. Гете «Фауст»; Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза», Дж.Байрон «Чайлд Горольд», В.Скотт «Айвенго», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», М. Шелли «Франкенштейн», Р.К. Шеридан «Школа злословия», О. Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио», Г.Флобер «Мадам Бовари», «Воспитание чувств», Стендаль «Красное и черное»; Я. Амигони « Юнона получает голову Аргуса», Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Ж.Л.Давид «Елена и Парис», А. Канова «Амур и Психея», Ф.Гойя «Обнаженная маха», П.Блейк «На балконе», Г.Курбе «Здравствуйте, господин Курбе», О.Домье «Собиратели гравюр»; Маттеус Даниэль Пеппельман «Дрезденский Цвингер», Ардуэн-Мансар «Дворец Мезон Лафит» в пригороде Парижа.