7.2. Реформация
Ключевые слова: Протестантизм, Реформация, индивидуальное спасение, М.Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон, протестантская этика, контрреформация, И. Лойола, Тридентский Собор, иезуиты, иконоборчество, таинства в протестантизме, англиканская церковь, пуритане, гугеноты, Варфоломеевская ночь.
Мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом.
Реформация началась с того, что 31 октября 1517 молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций. Лютер не только осуждал злоупотребления продавцов индульгенций, но и отрицал сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов.
Все попытки заставить его отречься от своих взглядов на папскую власть и авторитет потерпели неудачу, и в конце концов папа Лев Х осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520), а в январе 1521 отлучил его от церкви. Тем временем реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых смело изложил программу реформирования церкви – ее учения и организации. В первом из них, «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», он призывал германских князей реформировать церковь, придав ей национальный характер и свободу от господства церковной иерархии, от внешней обрядности и от законов. Он требовал отказа от монашества, от безбрачия. В трактате «О вавилонском пленении церкви» Лютер обрушился на систему церковных таинств, в которой церковь рассматривалась как официальная и единственная посредница между Богом и человеческой душой. В третьем памфлете – «О свободе христианина» – он изложил свое основополагающее учение об оправдании только верой, которое стало краеугольным камнем в теологической системе протестантизма.
На папскую буллу об осуждении Лютер ответил осуждением папства, а саму буллу публично сжег. На сторону Лютера встали Фридрих III и некоторые другие немецкие князья, сочувствующие его взглядам. Они взяли его под свою защиту.
Различные факторы могут объяснить поразительно быстрый успех Лютера. Требование реформы церкви раздавалось все громче со времен авиньонского пленения пап (XIVв.) и затем во время великой западной схизмы (XVв.). Репутация церкви упала еще ниже в XV в., когда у власти находились папы и прелаты, чересчур заботившиеся о земном, а священники не всегда отличались высокой нравственностью. Средневековая теология утратила свой авторитет, и новая критическая позиция по отношению к религии привела к распаду всего средневекового мира идей и верований. В такой обстановке бунт против вероучительного и организационного господства папского Рима имел большие шансы на успех.
Стремясь достичь компромисса, имперский рейхстаг, созванный в Аугсбурге в июне 1530, потребовал от Лютера и его приверженцев представить на всеобщее рассмотрение изложение их веры и тех реформ, на которых они настаивают. Этот документ, отредактированный Меланхтоном, получил название Аугсбургского исповедания. Реформаторы настаивали на пресечении злоупотреблений и отмене того, что они считали ошибочными истолкованиями учений и канонов церкви. К злоупотреблениям и заблуждениям они относили причащение мирян только одним видом (освященным хлебом); приписывание мессе характера жертвоприношения; обязательность целибата (безбрачия) для священников; обязательность исповеди и существующую практику ее проведения; правила, касающиеся поста и пищевых ограничений; принципы и практику монашеской и аскетической жизни; и, наконец, божественный авторитет, приписываемый церковному Преданию.
Резкое отвержение этих требований католиками и ожесточенная полемика между теологами обеих партий ясно показали, что компромисс в вопросах веры и церковной организации недостижим. Католическая церковь попыталась силой подавить сторонников Лютера. Ситуация изменилась, когда герцог Саксонский, перешел на сторону протестантов. Император был вынужден подписать мирный договор в Пассау (1552) и прекратить борьбу. В 1555г .был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. Это признание не распространялось на другие протестантские секты. Принцип «чья власть, того и вера» был положен в основу нового порядка: в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Право выбора и обязательность для граждан городов исповедовать религию города распространялось на вольные города. Аугсбургский религиозный мир был тяжелым ударом для Рима. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла.
Швейцария. Вскоре после восстания Лютера, выступившего против индульгенций, Ульрих Цвингли (1484–1531), священник кафедрального собора в Цюрихе, в своих проповедях начал критиковать индульгенции и «римские суеверия». Добившись поддержки городских властей Цюриха, Цвингли ввел там реформированную систему церковной организации и богослужения.
После Цюриха Реформация началась и в других кантонах. Теология Цвингли, хотя он и разделял принцип оправдания только верой, отличалась во многих пунктах от теологии Лютера, и оба реформатора так и не смогли прийти к согласию. По этой причине, а также ввиду несходства политических ситуаций Реформация в Швейцарии и Германии пошла разными путями.
В Женеве реформацию возглавил Жан Кальвин (1509–1564). Его концепция церкви также не совпадала с представлениями немецкого реформатора. В Германии становление новой организации церкви шло спонтанно, заранее не запланированными путями. Кальвин, напротив, планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы правления и ввел их в Женеве. Фанатически нетерпимый к чужим мнениям, Кальвин изгнал из Женевы всех несогласных и приговорил Мишеля Сервета за его антитринитарные идеи к сожжению на костре.
Самая длительная и наиболее драматичная борьба за свободу протестантских церквей развернулась во Франции. К 1561г. гугеноты, как стали называть протестантов во Франции, имели более 2000 общин, объединявших более 400 000 верующих. Все попытки ограничить их рост потерпели неудачу. Вскоре конфликт приобрел политический характер и привел к внутренним религиозным войнам. Согласно Сен-Жерменскому договору (1570г.), гугенотам была дарованы свобода исповедовать свою религию, гражданские права. Но в 1572г., после событий Варфоломеевской ночи (24 августа – 3 октября), когда, по некоторым оценкам, погибло 50 000 гугенотов, война вспыхнула вновь и продолжалась до 1598г., когда по Нантскому эдикту французским протестантам была дарована свобода исповедовать свою религию и права гражданства. Нантский эдикт был отменен в 1685г., после чего тысячи гугенотов эмигрировали в другие страны.
Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на фундаментальные принципы, которые объединяют их, несмотря на различные интерпретации этих принципов. Это: 1) учение об оправдании только верой (Sola fide), вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий; 2) принцип Sola Scriptura: Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии; 3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.
Лютеровский принцип оправдания только верой, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего, он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Он лишал священство его главной функции – совершения таинств.
Самым значительным трудом, созданным в ходе Реформации, стало «Наставление в христианской вере» Ж.Кальвина. В первом издании этой книги содержалось подробное изложение нового учения о спасении. В дальнейших изданиях (последнее вышло в 1559г.) объем книги возрастал, и в результате получился компендиум, содержавший полное и систематическое изложение теологии протестантизма.
Кальвин считал, что у человека имеется врожденное «чувство божества», но знание Бога и его воли открывается полностью в Писании, которое поэтому является от начала до конца безошибочной «нормой вечной истины» и источником веры.
Кальвин считал, что, совершая добрые дела, человек не приобретает заслуги, наградой за которые является спасение. Оправдание есть «принятие, в соответствии с которым Бог, принявший нас в благодать, рассматривает нас как оправданных», и это влечет за собой прощение грехов вменением праведности Христа. Оправдание предполагает две ступени: во-первых, акт, в котором Бог принимает верующего как оправданного, и, во-вторых, процесс, в котором благодаря действию Духа Божьего в нем, человек освящается. Иными словами, добрые дела не вносят никакого вклада в оправдание, которое спасает, но они необходимо следуют из оправдания. Кальвин видит в добрых делах необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто.
Это учение, а также связанное с ним учение о предопределении следует рассматривать в контексте понятия Кальвина об универсальном плане Бога в отношении Вселенной. Высший атрибут Бога – его всемогущество. У всех сотворенных вещей есть только одна причина существования – Бог, только одна функция – умножать его славу. Все события предустановлены им и его славой; сотворение мира, грехопадение Адама, искупление Христом, спасение и вечная погибель – все это части его божественного плана. Августин, а с ним и вся католическая традиция признают предопределение ко спасению, но отвергают его противоположность – предопределение к вечной погибели. Принять его равносильно утверждению, что Бог – причина зла. Согласно католическому учению, Бог предвидит и предопределяет все грядущие события, но человек свободен принять благодать и избрать добро, или же отвергнуть благодать и сотворить зло. От вечности Бог предустановил наказание адом за их грехи, но при этом он неустанно предлагает грешникам благодатную милость обращения и не обходит тех, кто не предопределен к спасению.
Кальвина не смущал теологический детерминизм. Предопределение – это «вечные декреты Бога, посредством которых он решает для себя, что должно статься с каждым отдельным человеком». Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других – вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога. И небо и ад являют славу Бога и способствуют ей.
В системе Кальвина два таинства – крещение и евхаристия. Значение крещения в том, что дети принимаются в союз-договор с Богом, хотя они поймут значение этого только в более зрелом возрасте. Крещение соответствует обрезанию в ветхозаветном союзе-договоре. Для него присутствие Тела и Крови Христовых в евхаристии понимается только в духовном плане.
Различные церкви, возникшие в результате разногласий внутри главных ветвей Реформации, остались верны, по крайней мере в существенных вещах, трем теологическим доктринам. Эти ответвления от лютеранства, а в большей мере – от кальвинизма отличаются друг от друга главным образом в институциональных вопросах. Англиканская церковь, наиболее консервативная из них, сохранила епископальную иерархию и обряд ординации, а вместе с ними следы харизматического понимания священства. Скандинавские лютеранские церкви также построены по епископальному принципу. Пресвитерианская церковь с ее жестким кальвинизмом в своей организационной структуре сохраняет благодаря своим синодам некоторую долю централизации церковной власти. Анабаптисты вскоре утратили революционность и способствовали появлению баптистов, не имеющих жесткой церковной организации. В отличие от них, конгрегационалисты, или индепенденты, признают в каждой общине высшего арбитра для своих членов в вопросах веры и богослужения. Острые вероисповедные полемики между теологами различных церквей и групп продолжались, не ослабевая, на протяжении 16 и 17 вв.
Значение Реформации. В результате Реформации в Европе наряду с католицизмом, утвердилось принципиально иное понимание христианской веры. Протестантизм в своих основных направлениях отвергал мистицизм (следует отметить, что мистицизм все же получил развитие внутри протестантизма. Пример – секта квакеров). Вера в Бога для протестанта – это не стремление к сверхразумному знанию, к непосредственному переживанию слияния с Ним. Она есть, прежде всего, надежда на примирение с Богом, внутреннее достояние и обладание человека.
С другой стороны, протестантское учение решительно боролось со схоластикой, что соответствовало принципу отделения веры от разума. Познание Бога, каков он в себе и для себя, получило смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения рассматривалось как соблазн.
Христианские добродетели для протестантов выглядели иначе, чем для католиков: ценность семьи вытеснила монашеское безбрачие, стремление к нажитому честным трудом богатству сменило высокую оценку нищеты, свобода совести восторжествовала над послушанием церкви.
Социально-философская мысль XVI-XVII вв. и в дальнейшем утверждала, что принцип свободы совести является неоспоримым достижением Реформации. Принцип всеобщего священства вел к мысли о равном достоинстве людей. Он оказался созвучным идеалам сословного равенства и демократическим требованиям выборной власти.
Протестантская трактовка веры предполагала отношение к труду как к служению Богу, что подразумевало благочестивое исполнение любой работы как священнодействия. Обычный труд получил значение полноценных нравственно-религиозных деяний.
Предоставив дело спасения души «одной вере», Лютер тем самым выдвинул разум на поприще мирской практической деятельности. Протестантизм положительно воспринимал науку в качестве высшей разновидности опытного знания.
Значение Реформации выходит за рамки религиозной реформы, она изменила сознание людей, обозначила классические для Нового времени проблемы: личной свободы и личного выбора ценностных ориентаций; сформировала новое отношение к рациональному познанию, к хозяйственной практике. Она подготовила почву для первых буржуазных революций.
Реформация вызвала реакцию католической церкви, которая, начиная с 40-х годов XVI в. вела борьбу за возвращение потерянных позиций. В Западной Европе началась Контрреформация. В этот период решались вопросы об укреплении единства в организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и централизации папской власти. Но главной проблемой была борьба против протестантизма. Для ее решения был создан орден иезуитов. Получила новый импульс инквизиция. Был созван Тридентский собор. Произошло новое оживление схоластической философии в форме томизма.
Памятники культуры: «Индекс запрещённых книг», У.фон Гуттен «Письма темных людей», «Аусбургское исповедание веры», М. Лютер: 95 тезисов; А. Дюрер «Апокалипсис», Г. Сакс «Басни», Эразм Роттердамский «Диатриба о свободе воли», «Вестминстерское исповедание веры».
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.