logo
учебник_Культурология__со_вставками

9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия

Ключевые слова: деконструкция, «методологический анархизм», «ирония», «молчание», шизоанализ, двойное кодирование, «ризома», «лакуна», «лабиринт», «симулякр», «паутина», «окна», «пустота», трансформер, «смерть автора», «мифологическое сознание», интертекстуальность, метатекст, языковые игры, мозаичность, эклектизм, «конец истории», public art.

Принцип плюрализма был положен в основу очень сложного эклектического подхода к изучению культуры и художественной практики, впитавшего в себя практически все философские направления ХХ века (фрейдизм, структурализм, функционализм, экзистенциализм, герменевтику). Он известен под названием «постмодернизм».

Постмодернизм исходит из принципиальной установки: традиционное и модернистское сосуществуют, дополняют, взаимно пересекаются друг с другом. Недопустимо выделение какого-то одного подхода в качестве образца. Постмодернистами исследование понимается не как стремление к достижению результата, а как бесконечное движение, ценное само по себе. Продуцирование новых миров и воспроизведение старых, забытых образов, детский рисунок и фантазия шизофреника – все проявления граней нашего бытия являются значимыми для постмодернистов. Европейская культура рассматривается как одно из препятствий на пути всеобъемлющего диалога с миром. Выдвигается задача ее деконструкции. Необходимо сделать ее неопределенной, двухсмысленной, множественной и тем самым открытой для творческого дискурса – беседы человека с самим собой и с миром. Раскрепощенная психика должна получить возможность реализовать себя самым невероятным образом: от конструирования новых смыслов (Ж. Дилез) до создания причудливых форм (Р. Вентури, М. Грейвс).

Децентрализованность, отсутствие иерархической системы ценностей провозглашаются фундаментальным свойством мира. Ж. Дилез сравнивает человеческое бытие с ризомой – растением со сложной разветвлённой корневой системой. С его точки зрения, способность ризомы вторгаться в чужие эволюционные цепочки, прерывать их или порождать новые. неожиданные линии развития, разрушая и соединяя одновременно, как нельзя лучше иллюстрирует многогранность проявлений человеческой жизни. Своего рода жизненными соками, циркулирующими в переплетениях корневой системы, являются продукты бессознательного. Они создают своеобразное поле, неравномерно пульсирующий либидозный поток, определяющий развитие личности в рамках общества.

Среди основных черт постмодернизма можно выделить следующие:

Принципиальное отличие постмодернизма от модерна состоит во-первых в том,что постмодерн ставит под сомнение характерное именно для модернистской теории познания четкое разделение субъекта и объекта; во-вторых, он ставит в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство, как это делал ранний капиталистический модерн; в-третьих, – не доверяет так называемым «метаповествованиям», т. е. глобальным объяснительным концепциям

Формирование постмодернизма связано с переходам от индустриального капиталистического общества к постиндустриальному, информационному. К так называемому метакапитализму.

С превращением объекта в товар Маркс связывал всю динамику капиталистического производства. Бодрийяр добавляет к марксову анализу еще одну категорию: он говорит о знаковой стоимости объектов. Причем потребление согласно потребительной стоимости оказывается, по Бодрияру, не главным в предмете; главной становится его способность репрезентировать статус. первичность потребностей в человеческой жизни и общественном развитии – миф. Субъект не отделен от объекта. Их связывает друг с другом то, что диктует формы потребления, а именно – жизненные формы и стили, образующие не осознаваемую структуру социальных связей, выраженную в знаках и символах, в частности в знаковых объектах – товарах.

Принципиально меняется ситуация в современном культурном развитии. Знаковое, символическое восприятие мира заменяется его кодированием. Совокупность ценностей группы, к которой принадлежит человек, есть код его потребления, многообразие кодов есть исключительная черта современного опыта. Эпоха кодов идет на смену эпохе знаков. Коды выполняют функцию совершенного воспроизведения объектов. Важно, что при воспроизведении посредством кода утрачивается различие между оригиналом и копией. Копия и есть оригинал или ни то, ни другое – не копия и не оригинал, поскольку код оригиналом не является (оригиналом может быть только природный объект, а код – это число, сигнал, формула, т. е. система знаков). Когда господствуют коды, реальные объекты «утрачивают доверие». Коды позволяют «обойти» реальность и порождают «гиперреальности» (голография, виртуальная реальность и т. д.). Возникает феномен«обратимости». Это ведет к исчезновению «конечностей» любого рода; все оказывается включенным в одну всеобъемлющую систему. Источником вещей являются не другие вещи, а принципы, существующие в абстрактной форме. Исчезает не только различие между субъектом и объектом, но и различие между реальностью и ее репрезентацией. Нельзя же считать реальностью число или формулу.

Для характеристики данного явления постмодернизм формулирует базовое понятие – «симулякр». Симулякр –это:

В результате противоположность настоящего и искусственного исчезает. Переход от искусства к жизни либо оказывается незаметным, либо его вовсе не существует. В политике благодаря репродуцированию идеологий, более не связанных с «социальным бытием», снимается различие между правым и левым. Различие истинного и ложного в общественном мнении – в сфере масс-медиа прежде всего – перестает быть значимым; значима сенсация. Полезность и бесполезность объектов, красивое и безобразное в моде – эти и многие другие противоположности, определявшие ранее жизнь человека, теперь сглаживаются и исчезают.

Исходя из необходимости принципиальной деконструкции (разрушения структуры) любого знания (и традиционного, и модернистского), постмодернизм провозглашает отрицание метафизики (теорий и философского обоснования) в любых проявлениях.

Постмодернизм – это отрицание тоталитаризма, понимаемого не в политическом, а, в теоретическом смысле, в смысле отказа от идеи целого . (лат. totum – все, целое, совокупность, totaliter – все, полностью), которое целиком и полностью определяет части. Постмодернизм стал антитоталитаризмом. Он констатирует, что описания общества как целостности, тотальности представляется все более и более неадекватным по причине утраты в современном мире доверия к метаповвствоваииям. Метаповествования – это всеобъемлющие теории, например, теория социальной эволюции, или теория закономерного чередования социально-экономических формаций, или учение о том, что целью общества является удовлетворе­ние потребностей его членов, либо доктрина о целом, предшествующем частям и их, эти части, определяющем. Отличительным признаком теоретической, а также и социальной функций метаповествования является дедуцирование .

Метаповествование или «метанарратив», предполагает телеологию, т. е. идею смысла и цели целого, которая оправдывает, обосновывает, легитимирует насилие в обществе и использование знаний для целей насилия. Метаповествование наделяет смыслом науку, политику, любой фрагмент социального поведения. Наука существует как таковая именно благодаря опоре на метаповествование, «лежащее» за ее пределами, – благодаря идее единства объективного мира и объективно существующим целям и задачам научного познания мира.

Раньше имелась вера – сначала религиозная, потом научная, – которая давала представление о конечной цели. В наше время технологическое развитие, привело к тому, что внимание ученых переключилось с целей на средства. Что считалось средством, т. е. технология, стало самоцелью. В результате метанарративы лишились смысла. Постмодернизм – технология как цель, а не средство. Смена моделей компьютера – гонка сама по себе, а не ради решения конкретной проблемы.

Для собственной легитимации научная игра не требует теперь метанарратива. Правила ее имманентны, т. е. содержатся в ней самой. Для того чтобы вести эту игру успешно, конкретному ученому вовсе не нужно добиваться освобождения от кого-то или чего-то, а также не нужно демонстрировать «прогресс» знания. Достаточно того, чтобы его деятельность была признана соответствующей правилам игры, т. е. признана в качестве научной деятельности другими представителями ученого сообщества. Наука оказывается «самоподдерживающимся» предприятием, не нуждающимся в каких-либо внешних по отношению к нему самому оправдании или обосновании.

Технология организуется согласно принципу эффективности, т. е. для получения наибольшего результата при наименьших затратах. Но комплексная технология требует денег. Тот, кто располагает финансами, оказывается в состоянии получить искомое доказательство своих теоретических суждений. Технология оказывается не следствием «применения» научных суждений в промышленной и социальной практике, а средством получения самих этих научных суждений. Истина оказывается на стороне лучше финансируемых исследований .Кто имеет достаточно финансирования, становится возможным обеспечить технологию, нужную для получения эмпирического подтверждения. Так составляется «уравнение из богатства, эффективности и истины». Те, кто имеют финансы, имеют и власть . Наращивание технологий есть одновременно наращивание власти, богатства, истины и справедливости. И все это находится на одном полюсе общества, т. е. локализовано в одних и тех же социальных группах. Знание, воплощённое в современной высокоразвитой науке, оказывается не только силой; оно же есть и власть, и богатство, и истина, и справедливость. Эффективность как критерий применения технологий не ставится под вопрос. Объективность, считают постмодернисты, самый грандиозный из метанарративов модерна, от которых необходимо отказаться. .Бессмысленно говорить о том, каков мир «в действительности», и на этом основании судить о том, правильна или неправильна идея постмодернизма.

Постмодернизм, так же как и постиндустриализм, опирается на выделение трех стадий в развитии общества. Это обусловлено корнями европейской философской традиции – триады в развитии Абсолютной Идеи у Г. В. Ф. Гегеля, экономики у К. Маркса. Основным критерием, на основании которого отделяется один этап от другого, является смысловой конструкт. У Ж. Бодрийяра – ценности. Именно характер ценностей определяет законы развития общества и специфику культуры. Ж. Бодрийяр выделяет следующие стадии: «начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена; структурная стадия, когда появляется ценность-символ. Закон естественного развития – закон рынка – структурный закон ценностей».3

Современная же социокультурная ситуация – четвертая стадия (Ж. Бодрийяр называет ее фрактальной или вирусной, проводя аналогии с квантовой физикой и биологией) принципиально отличается от предшествующих. Ее характерная черта – диффузии ценностей, отсутствие соответствия чему бы то ни было.

Выбор ценностей зависит теперь от воли случая, что стирает все критерии в различии прекрасного или безобразного, истинного или ложного, доброго или злого. Ж. Бодрийяр проводит аналогию с квантовым миром, утверждает, что так же, как в соответствии с принципом неопределенности В. Гейзенберга невозможно идентифицировать квантовый объект в качестве либо частицы, либо волны, в мире современной культуры нельзя определить ценность.

В качестве важнейшей черты современной западной культуры постмодернизм видит «смешение жанров». Политика, эстетика, сексуальные отношения и т.д. теряют критерии разграничения, тесно переплетаясь и порождая хаотическое нагромождение кодов. «Все становится сексуальным, все являет собой объект желания: власть, знания – все истолковывается в терминах фантазмов и отталкивания; сексуальный стереотип проник повсюду. И одновременно все становится эстетичным: политика превращается в спектакль, секс – в рекламу и порнографию, комплекс мероприятий – в то, что принято называть культурой, вид семиологизации средств массовой информации и рекламы, который охватывает все – до степени Ксерокса культуры» 4. Парадоксальность состояния вещей состоит в том, что в своем стремлении к растворению « во всем» категории теряют свою специфику, а следовательно, и отличительные признаки. Возникают новые феномены, отличающиеся крайней аморфностью: трансэстетика, транссексуальность, трансполитика.

С точки зрения постмодернизма трансформируется важнейшая из культурных функций – символическая. Доминантой осмысления культуры ХХ века являлось утверждение Э. Кассирера о том, что человек есть символическое животное. «Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum».5 Создавая символы, человек отражал в них свои ценности, идеи, мечты.

В конце ХХ века, по убеждению Ж. Бодрийяра, символ превращается в код. В отличие от символа, код выполняют функцию полного замещения объекта, при воспроизведении посредством кода утрачивается разли­чие между оригиналом и копией. Коды порождают «гиперреальности». Это может быть система голографических образов, либо виртуальные миры, порожденные новыми информационными технологиями. Воздействие этих миров на сознание таково, что при определенных условиях возможно полное стирание граней между гиперреальностью и реальностью. Мир превращается в мир моделей (в терминологии Ж. Бодрийяра «симулякров»), противоположность естественного и искусственного исчезает. Создание искусственного климата, возможности моделирования собственного тела и даже полное воспроизведение себя путем клонирования, изменение психологического образа через создание виртуальной личности или путем «вселения» в уже готовую аватару приводит к «растворению» личности в потоке сменяющихся образов. Репродуцирование политических доктрин, идеологий, религиозных сект приводит к их «переизбытку». Главным критерием их оценки становится экстравагантность. Сенсация любой ценой занимает место проверенной информации в сфере масс-медиа.

Возникает и новая «трансэстетика» в искусстве. Символическая передача идей, переживаний, идеалов отошла в прошлое. «Исчезло искусство в смысле символического соглашения, отличающего его от чистого и простого производства эстетических ценностей, известного нам под именем культуры – бесконечного распространения знаков, рециркуляции прошлых и современных форм. Нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога, способного распознать своих подданных. Или, следуя другой метафоре, нет золотого стандарта ни для эстетических суждений, ни для наслаждений.» 6. Данный процесс привел не только к смешению стилей, форм культуры (и антикультуры), эстетических концепций, но и вызвал всеобщую «эстетизацию» жизненного пространства человека, к утрате границы между прекрасным и безобразным.

Товар, утративший свою потребительскую стоимость и превратившийся в знак, репрезентируемый посредством рекламы, вводит эстетику в круг товаро-денежных отношений, продуцируя «эстетической прибавочной стоимости знака». Покупательная способность товара теперь зависит не столько от его потребительских свойств, сколько от оригинальности оформления.

Продуцирование «симулякров» касается и сексуальной жизни. Сексуальная символика все чаще используется для достижения экономических и политических целей. Постмодернизм вводит понятие «транссексуальности», отражающее «растворение» сексуального влечения в калейдоскопе образов постмодернистской культуры. В постмодернистской культурной парадигме происходит смыкание сексуальности и политики: «транссексуальность и трансполитика объединяются в одном и том же ироничном безразличии».7 Политические программы и лозунги больше не обращаются к разуму избирателей, привлекая их логической стройностью своих доводов. Решающее значение приобретает апелляция к бессознательным реакциям, к воздействию на инстинкт. Продуцируемые образы распространяются по аналогии с воздействием вируса, т.е. внедряясь в человека независимо от его желания и изменяя жизнь вопреки его воле. «Все эти вирусные, чарующие, индифферентные формы приумножены вирулентностью изображений, ибо все современные средства массовой информации сами обладают вирусной силой и их вирулентность заразительна. Мы существуем внутри культуры иррадиации тел и умов знаками и образами, и если эта культура дает самые прекрасные результаты, то стоит ли удивляться».8

Оказавшись в ситуации, когда «приемлемо все», человек теряет ориентиры. И на психологическом, и на биологическом уровне он не в состоянии решать, что для него хорошо, а что плохо. Экспансия постмодернистского варианта культуры порождает состояние отчаяния, выход из которого может быть найден на пути крайних насильственных действий. «В подобной ситуации все становится неприемлемым, и единственная защита организма – освобождение от эмоционального напряжения и отторжение безразличия».9

Подводя итоги и выделяя особенности культурного своеобразия жизни человека конца ХХ века, можно отметить следующие: признание принципиально языкового характера мира, бесконечного многообразия смыслового содержания, символический характер мышления, стремление уйти от всего традиционно человеческого. На протяжении ХХ века европейская культура срывала покровы с самых потаенных уголков бытия . По образному выражению М. Фуко, ее можно было бы назвать « признающейся культурой». Человек ХХ века получает своеобразное удовольствие от анализа самых темных сторон своего «Я». Он завороженно наблюдает за непрекращающейся игрой поднимающейся из глубин дикой энергии и противостоящего ей порядка.

Организующим принципом культурной жизни человека становится принцип трансформации. Игровая деятельность пронизывает все сферы культурной жизни. Она считается тем многограннее и эффективнее, чем более раскрепощена психика. Освобожденная от традиционных запретов психика получает возможность реализовать себя самым невероятным образом. Возникает новый тип сознания, где подобно вспышкам молнии интуитивные озарения переплетаются с догадками разума, наука включает в себя элемент религиозного мировоззрения, а религия пользуется данными науки, произведения высокой культуры мирно существуют рядом с массовой. Конструирование действительности становится основополагающим свойством человека. Не случайно самой популярной игрушкой детей конца ХХ века является трансформер. В отличие от человека традиционной культуры «новый человек» теряет стержневую основу. Возникает так называемый «феномен Протея». Жизнь человека превращается в калейдоскоп образов, в набор ролей им же самим и созданных . Утром он может присутствовать на богослужении, днём слушать лекцию о Ницше, за чашкой кофе рассуждать об имманентной и трансцендентной реальности, вечером пойти на концерт Баха, после него отправиться на дискотеку, ночью же принять участие в чёрной мессе. Человек конца ХХ века есть Всё и в то же время Ничто. Снимаются все запреты, в том числе два основных: на инцест и каннибализм. А ведь именно они и привели к возникновению homo sapiens. На рубеже ХХ1 века мы сталкиваемся с феноменом возникновения нового человека (homo ludens) – человека играющего.

Памятники культуры: дизайнерские проекты: Р.Арада, А.Медини, Л.Огтани, Ф.Новембре, Р.Барни; Н.Фостер «Банк Шанхая» в Гонконге», К.Парен: проект города «Большие уши Луны», Ф.Л. Райт: проект здания «Музея Соломона Гугенхейма» в Нью-Йорке, Д.Либескинд: проект музея на месте гибели торгового центра на Манхеттене, Э.Д. Алонс «U2», Г. Лиин: проект музея «Арка мира» в Сан-Хосе, фирма Koatan/MacDonald: проект небоскреба Resi-Rise, Захи Хадид: проект «Клуба пик» в Гонконге, Р.Коолхаас: проект 75 квартала («Велтон парк») в Москве, В. Виола «В неустанной мольбе», С. Флоери «Без названия», С.М. Смит «Без названия» (2001), Захи Хадид: инсталляция «Ice-Storm», Кэтрин Бэй: перфоманс «Белоснежки», Е. Мыслов: перфоманс «Атака генетически модифицированных клонов на все человечество»; К. Батлер «Эссе о современном авангарде», Дж. Джойс «Поминки по Финнегану»; И. Хассан «Предисловие» к «Расчлененному Орфею»; Ж.Ж. Деррида «Грамматология», Ж. Дилез «Логика смысла», Ж.Ф. Лиотар «Состояние постмодерна», У.Эко «Имя розы», Ж.Ж. Бодрийар «Прозрачность зла», М. Фуко «слова и вещи», Д. Фаулз «Волхв», «Коллекционер», С. Зонтаг «Поклонник Везувия»; П. Гринуэй «Книги Просперо», Э. Мингелла «Английский пациент».