logo
учебник_Культурология__со_вставками

5.2. Древний Рим

Ключевые слова: этруски, италики, гаруспики, Эней, Ромул, Рем, фамилия, лары, пенаты, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Янус, Фортуна, Веста, весталки, сатурналии, Столетние игры, гений, сабиняне, патриции, плебеи, акведук, базилика, латынь, римский скульптурный портрет, тога, фрески, мозаики, римское право, вето, риторика, сенат, консул, принципат, доминат, император, термы, триумфальная арка, когорта, легион, цирк, гладиатор, триумф, овация, Спартак, Меценат, Катулл, Гораций, Овидий, Цицерон, «Сredo», Гален, Страбон, мессия, катакомбы.

Римская культура с начала своего существования отличалась синкретизмом. Во время возникновения Рима (легендарная дата его основания – 753 год до н.э.) население Апеннинского полуострова сильно разнилось в языковом, этническом и культурном отношении. Основную его массу составляли италийские и сабельские племена, а также этруски, оказавшие значительное влияние на развитие древнеримской культуры. Кроме этрусков, на римскую цивилизацию сильно повлияли ее ближайшие соседи: карфагеняне и особенно греки.

В истории Древнего Рима выделяют следующие этапы:

1) царский период (VIII – VI вв. до н.э.),

2) республиканский период (VI-I вв. до н.э.),

3) императорский период (конец I в. до н.э.– V в. н.э.).

Ранняя история Рима окутана множеством легенд. Наибольшей популярностью пользовались две легенды, которые, впрочем, часто сводились в одну. Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, потомками Энея, сына Афродиты, одного из защитников Трои, которому удалось спастись. Также считалось, что Ромул и Рем были детьми Марса, вскормленные волчицей. При основании города братья поссорились, и Ромул убил Рема. Ромул считался первым царем Рима, всего же, по легенде, на римском престоле сменилось семь царей. Хотя эти легенды возникли на более поздних этапах развития римской культуры, представления об особой судьбе и миссии Рима лежат в основе римской идеологии и культуры в целом. Римское государство изначально было экспансивным, вело практически непрерывные войны, и вся римская культура характеризуется определенным милитаризмом, который, естественно, нуждался в идеологическом обосновании.

Социально-политическая структура Рима царского периода еще сохраняет родовые отношения. Только принадлежащий к одному из трехсот родов человек считался членом римской общины. Во главе общины стоял царь, являвшийся верховным военачальником, законодателем и судьей, но не обладавший деспотической властью. Наиболее важными делами ведал сенат, но важнейшие решения (выборы царя, объявление войны и т.д.) принимались народным собранием. Постепенно патриции, то есть члены родов, превратились в привилегированную часть населения. Люди, не имевшие родовых связей – плебеи (в основном состоявшие из переселенцев, частично из завоеванного населения) – находились в бесправном положении. Лично свободные плебеи, кроме прав участия в политической жизни, были лишены прав пользования землей, что послужило причиной борьбы плебеев за свои права, которая растянулась на несколько веков. Только к концу царского периода родоплеменное деление общества было заменено делением по территориальному принципу.

В этот период римская культура тесно контактирует с этрусской и заимствует у нее многие достижения в области ремесла, строительства художественной культуры и мифологии.

Римляне не создали собственной развитой мифологии, и она никогда не играла для них такой значимой культурной роли, как для греков. Идеальные ценности римляне черпали не в сфере мифов и умозрительных конструкций (как греки), а в области исторического предания. При этом у римлян была очень развита демонология (низшая мифология): дом каждого римлянина был буквально населен мелкими божествами (ларами и пенатами), каждому действию также покровительствовало определенное божество (бог первого крика ребенка, выхода на прогулку, возвращения домой, произрастания семени и т.д.). Власти предпринимали определенные меры по упорядочиванию пантеона, благодаря чему сформировалась так называемая патрицианская или капитолийская триада наиболее почитаемых богов – Юпитер, Юнона, Минерва. У плебеев почиталась другая триада – Церера, Либер и Либера. (Впоследствии развилась система отождествлений римских богов с греческими и некоторыми восточными богами.) Но никаких попыток разработки официальной религиозной доктрины не было. Гораздо больше римлян волновала разработка правил богопочитания и дивинации.

Римлянам свойственно практическое и формальное отношение к богам, и римская религия имела несколько правовой оттенок. Именно у римлян появляется понятие религии (его не было у греков), означавшее чувство зависимости от божественной силы, соединенное с точным, добросовестным соблюдением ритуала. Следствием «правового» отношения к богам стала веротерпимость римлян, их готовность принять в свой пантеон богов со всего света. Кроме того, борьба между городами понималась как борьба между их богами, и, следовательно, победа в войне означала победу своих богов над чужими и включение последних в пантеон. Считалось, что правильное выполнение религиозного обряда предоставляет гарантию выполнения богами соответствующей просьбы. Римская религиозная история во многом связана с волеизъявлениями государственных институтов или высших должностных лиц. Этими решениями выделялись боги, учреждались храмы, устанавливался официальный порядок почитания.

Кроме официального культа, долгое время сохранял свое значение культ предков. Огромное значение в римском культе имели обряды дивинации. Всякое диковинное явление рассматривалось как поданный богами знак. Римское жречество (толкователи знамений) представляло собой сложную корпорацию из многих жреческих коллегий, во главе с верховным понтификом. Особой важностью отличались коллегии авгуров, занимавшихся ауспициями – птицегаданиями, служивших легитимным основанием для принятия государственных решений. Коллегии фламинов обслуживали культы отдельных богов. Особый статус имели Сивиллины книги, сборники пророческих текстов, содержавших предсказания судьбы Рима. Толкователи книг также формировали особую коллегию. Гадания по внутренностям жертвенных животных, как правило, печени, и некоторые другие типы гаданий находились в ведении гаруспиков, находившихся вне государственной системы. Поскольку способности к этому типу гадания считались даром, к нему через некоторое время стали относится подозрительно; ни один римлянин никогда не был гаруспиком. При неблагоприятном прогнозе надлежащие меры могли отвратить бедствие. К визионерским и магическим практикам, мистериям римляне относились подозрительно.

Тип римского благочестия представлял собой сплав традиционного почитания богов, отчизны и родителей. Основу воспитания римского гражданина составляла передача традиционных моральных ценностей, норм поведения и верований. Главным человеческим качеством считалась воля, которая ставилась выше разума, чувства, эстетического созерцания. Только три занятия считались достойными римлянина (и, соответственно, человека вообще): война, политика и земледелие. Главными свойствами римского характера стали практичность, уважение к традиции и к личности, дисциплинированность, патриотизм, ориентация на эмпирически-конкретное.

Уже в ранний период римской истории намечается центральное противоречие римской культуры – между неизменным патриархальным укладом жизни и его постоянным нарушением. На протяжении многих веков оно снималось за счет четкого ощущения разницы между подвижным и многообразным внешним обликом и внутренней неизменной основой культуры.

С низложения последнего царя – Тарквиния Гордого – начинается республиканский период древнеримской истории. Народное собрание и сенат были дополнены новыми органами власти – магистратурами, высшей гражданской и военной властью обладали два избираемых консула. Римская община – цивитас – приобрела черты, сближающие ее с греческим полисом. Продолжающаяся борьба плебеев с патрициями закончилась уравнением их прав, что привело к изменению социальной структуры: патрицианская аристократия слилась с плебейской, образовав новое сословие – нобилитет. В итоге общество стало более сплоченным и единым в своих интересах, что дало возможность активизировать внешнюю политику: постепенно Римом была завоевана вся Италия, затем Сицилия и Средиземноморье.

В это время активно разрабатывается «римский миф» – ключевая идеологема, согласно которой предназначение Рима состоит во властвовании над другими народами. Идея привнесения порядка в завоеванные государства осуществлялась на практике, выражаясь в строительстве дорог, введении единой системы финансов и налогов, регулярном градостроительстве, воспроизводящем систему военного лагеря. Завершается формирование государственного культа. Развивается римское право (одно из важнейших достижений римской культуры), представляющее собой формализацию и гармонизацию множества отдельных свободных воль. Судопроизводство стремилось к возможно большей степени автоматизации, изобиловало деталями и исключениями.

В конце III в. до н.э. начинается культурный подъем, связанный с влиянием греческой культуры. Как сказал Гораций: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Но восприятие греческой культуры было неоднозначным, и вылилось в конфликт просвещенности и древней традиции. Через некоторое время каждый образованный римлянин говорил по-гречески (примечательно, что образованный грек не был обязан владеть латынью), само образование стало по преимуществу греческим. Потребность в учителях и вообще образованных людях удовлетворялась за счет импорта образованных греков. Так, первые римские поэты, художники, ораторы другие деятели культуры были по происхождению не римлянами. Римляне также активно вывозили из Греции статуи и картины, ставшие образцами для римских мастеров. Развитие литературы также шло под сильным влиянием Греции. Постепенно сложился латинский литературный язык. Огромное значение для становления литературного языка и самой литературы имел перевод «Одиссеи» на латинский язык, выполненный Ливием Андроником (грек по происхождению). Активно развивалось драматическое искусство. Авторы комедий Тит Макций Плавт и Публий Теренций, взяв за основу греческие комедии, наполнили их подробностями из римской жизни. В отличие от греческого, римский театр не имел сакрального значения и выполнял исключительно развлекательные функции. (Кстати, любовь к зрелищам римляне переняли от этрусков.) У грецизации римской культуры были и противники, например, Марк Порций Катон Старший, первый римский прозаик, резко выступавший против подражания греческому и отстаивавший исконно римские традиции и нормы. Традиционный интерес римлян к истории усиливается, отчасти в связи с необходимостью обоснования уникальной исторической миссии Рима. Такова, например, «Всеобщая история» Полибия, в которой римское владычество объясняется римскими добродетелями и, главное, совершенным государственным строем. Образцом классической латыни считаются произведения Гая Юлия Цезаря и Марка Туллия Цицерона. Последний сыграл важную роль в знакомстве римлян с греческой философией, изложив в своих трактатах основы греческих философских учений. В связи с бурной общественной жизнью начинается расцвет риторики, ставшей важным инструментом в политической борьбе. Среди поэтов особо выделялся Гай Валерий Катулл. Создали римляне и собственный оригинальный литературный жанр – сатиру (Луцилий).

Архитектура – важнейший вид искусства римлян – приобрела самобытный характер, хотя арку они заимствовали у этрусков, а ордерную систему – у греков. Римляне создали новую конструктивную систему (монолитно-оболочечную), опорой в которой служила стена (а не колонна). Изобретение бетона ускорило повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций. Это инженерное решение остается одним из самых существенных достижений римлян, позволившее им создать новые типы построек, отличавшиеся большими размерами. Ордер потерял свое конструктивное значение, сохранившись в качестве декоративного элемента. Характерным типом римских сооружений являются аркады, применяющиеся при строительстве галерей, идущих вдоль стены здания, а также акведуков. Появляется еще один специфически римский тип сооружения – триумфальная арка, значение которой усилится в последующий, императорский период римской истории. Появляются первые монументальные мраморные постройки. Важнейшую роль в римской архитектуре играют сооружения общественного назначения, рассчитанные на большое количество людей: цирки, ипподромы, амфитеатры, термы (бани), базилики (здания для судебных заседаний, народных собраний). Развивается строительство жилых помещений: роскошных особняков и загородных вилл, многоэтажных инсул для бедноты.

Самобытна и римская скульптура: ее главное отличие от греческой состоит в стремлении передать не идеал, а конкретный индивидуальный образ. Создается новый жанр, которого не знала Греция, – скульптурный портрет; его истоки – в римской традиции изготовления посмертных масок, связанных с культом предков. Римляне также сделали большое количество копий греческих скульптур, многие из которых сохранились, в отличие от греческих оригиналов, до нашего времени.

Республиканский период завершился серией гражданский войн, в ходе которых стало ясно, что эта форма правления исчерпала свои возможности, возникла необходимость в сильной централизованной власти. Первую попытку установления авторитарной формы правления предпринял Гай Юлий Цезарь, но его убийство приводит к новым гражданским войнам и усугублению внутриполитического кризиса.

В конце I в. до н.э. Октавиан Август (внучатый племянник Цезаря) устанавливает новую форму правления – принципат и становится императором. Правление Августа проходило под лозунгами установления порядка, восстановления римских традиций, ценностей, нравов. Вершины своего развития достигает «римский миф», к которому добавляется «миф Августа» – миротворца. Культ императора начинает играть роль стержня римской религии. Завершается синтез греческой и римской культур. Расцвет словесности, связанный с деятельностью Цицерона, поэтов Вергилия, Горация, Овидия, был назван веком «золотой латыни». Поэзия и проза становятся настолько популярными, что императоры пробуют свои силы на литературном поприще (Нерон). «Энеида» Вергилия – наиболее популярная версия «римского мифа», с эстетической точки зрения спорящая со славой творений Гомера:

Ты же – народами править властительно, римлянин, помни!

Се твои будут искусства: условья накладывать мира,

Ниспроверженных щадить и ниспровергать горделивых!

Согласно римским представлениям, литература должна и поучать, и развлекать, и ей это прекрасно удается. Классическим примером служит «Истории Рима от основания города» Тита Ливия. Знаменитыми историками были Плутарх, Светоний, Тацит. Популярность обретает эпистолярный жанр (письма Плиния Младшего), роман («Золотой осел» Апулея), эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Систематизируется право, разрабатываются точные определения таких понятий, как умысел, вина, создаются комментарии к правовому своду.

Появляется теория архитектуры: согласно Витрувию, главными принципами зодчества должны быть прочность, польза, красота. Отстраивается Новый Форум; создается Пантеон (храм всех богов), купол которого диаметром 43 метра долгое время оставался непревзойденной инженерной конструкцией; строится Колизей, трибуны которого могли вместить 50 тысяч зрителей. Особенно важным считалось строительство триумфальных арок (Тита, Септемия Севера, Константина). Появляется первая конная статуя – Марка Аврелия. Искусство скульптурного портрета достигает наивысшего развития.

В III в. римское государство переживает серьезный тотальный кризис – политический (гражданские войны, сепаратизм провинций, натиск варварских племен), экономический, культурный, религиозный. В рушащемся мире человек искал спасения в семье и в религии. Но греческая религия подходила только для полиса, традиционная римская – была размыта. В поисках новой религии создавались эклектические системы из античного философского и религиозного наследия, рационализма, восточного мистицизма: неопифагореизм, неоплатонизм, герметизм. Складывается приоритет восточных религий, возрастает популярность мистических культов, официальный статус получает митраизм, широко распространившийся в армии. Митра был спасителем-героем, борющимся с силами зла – в этом незнакомом античности мировоззрении многие находили утешение.

Римская культура объединяла множество разных и непримиримых культур, поэтому простое механическое объединение под властью Рима не могло привести к их синтезу. Необходимое культурное единство верховная власть пыталась обеспечить с помощью усиления культа императора. Диоклетиан провозгласил новую форму правления – доминат; все подданные объявлялись рабами императора, самому императору и всему, к чему он прикасался, приписывался божественный статус. Видеть императора дозволялось только незначительной части приближенных, а его появление перед народом приравнивалось к религиозному торжеству. Реформы по укреплению власти императора и приданию ему божественного статуса ненадолго вывели империю из кризиса и продлили ее существование более чем на сто лет. Но религиозный кризис нарастал, остро ощущалась потребность в новой вере.

Новой религией, отвечавшей потребностям времени, стало христианство. Оно несло новый образ Бога (личности) и новый тип отношения Бога к человеку и миру. В христианстве Бог становится рядом с человеком, спускается в этот мир и через свое страдание спасает его, и тем самым дает человеку надежду на спасение. Зародившееся в I в. в Иудее, тогда римской провинции, христианство через деятельность проповедников постепенно распространилось по всей территории Римской империи. Изначально оно было несовместимо с официальной религией Рима, так как поклонение единому истинному Богу делало невозможным для христиан признание культа императора. Это обусловило широкомасштабные гонения на ранних христиан. Первоначально в христианскую веру обращались, в основном, представители двух крайних сословий: чернь и высокообразованная знать. Но постепенно в первые христианские общины втягиваются представители среднего класса; христианизируется фактически большая часть населения. В ситуации поиска выхода из религиозного кризиса власть идет на союз с христианством: при Константине христианство уравнивается в правах с другими религиями, а при Феодосии I (в конце IV в.) становится государственной религией Рима. Победа христианства, на первый взгляд, может показать неожиданной, поскольку привносимые им ценности были во многом антагонистичны античным. Пластичному и образному мировосприятию античности христианство противопоставило запрет на изображение Бога (он был вскоре снят), культу разума – всемогущество Божественной воли, представлениям о божественных силах – жертвующего собой Бога. Искусство раннего христианства представлялось, по сравнению с античным наследием, бедным: оно исчерпывалось катакомбными росписями, песнопениями, священными текстами. Но именно эта непохожесть и независимость зарождающейся христианской культуры от античной привлекла к ней огромное количество людей.

Кроме внешней опасности, для молодого христианства существовала еще и внутренняя – многочисленные ереси, встала задача оформления вероучения. Первыми теоретиками христианства стали апологеты («защитники»), стремившиеся защитить вероучение от ложных толкований и разъяснить его дух. Выдающимися апологетами были Тертуллиан (прославившийся тезисом «верю, потому что абсурдно», положивший начало важнейшей богословской проблеме соотношения веры и разума), Ориген, Климент Александрийский. Утверждение церковной догматики происходило на Вселенских соборах. Основные споры концентрировались вокруг догматов триединства Божественной сущности и Богочеловеческой природы Христа. Оформилось понимание Божественной сущности как единства трех (единосущных и неслиянных) личностей (Отца, Сына и Святого Духа); нераздельного и неслиянного единства в личности Христа двух природ – божественной и человеческой. Был сформулирован Символ Веры, выработалось представление о Церкви как о теле Христовом, надиндивидуальном единстве всех верующих. В христианских общинах складывается клир, состоящий из пресвитеров, диаконов и епископов, возникает монашество. Из множества повествований о жизни, проповедях, страдании, мученической смерти и воскресении Христа и другой раннехристианской литературы в начале V в. формируется канонический список книг Нового Завета: четыре Евангелия («благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, 21 послание апостолов, Апокалипсис), всего 27 книг. Ветхий Завет и Новый Завет вместе составляют христианскую Библию.

При распаде Западной Римской империи сеть христианских общин оказалась единственной жизнеспособной системой, которая послужила основой новой культуры.

Памятники культуры: Вергилий «Энеида»; Апулей «Золотой осел», Назон «Наука любви», Петроний «Сатирикон», Тацит «Германцы», скульптура «Капитолийская волчица»; скульптурные портреты Каракаллы, Нерона и др.; Пантеон, колонна Траяна, арка Тита, Колизей, Форум, конная статуя Марка Аврелия, Евангелие.