logo search
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Общество понятие общества

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об осо­бенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обес­печить ее организованность и стабильность. Число терминов, ко­торыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле­дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, вервью). Совместное проживание людей в одном месте при кол­лективном решении коммунальных вопросов называют общежи­тием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий лю­дей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. На­пример, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совме­стного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы опре­деленных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадет­ся после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объеди­нением людей или представляет собой сложную совокупность че­ловеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные вре­мена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появле­ние государства вызывали необходимость обобщить представле­ния об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испы­тывая на себе его воздействие. Действительно, общество представ­ляет собой сложную систему организации жизни людей, в кото­рой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обще­стве, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобре­тают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изоли­рованно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе обще­ния с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории извест­ны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество это продукт взаимодействия лю­дей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как био­логический вид перестал меняться. Наоборот, значительные из­менения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарви­на, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашав­шего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выжива­ние. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает силь­нейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее, по отношению к некоторым видам животных применя­ются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специ­ализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие чер­ты, но в, то, же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же чело­век в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, рос­сийское общество, спортивное общество и т.д. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индиви­дов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами пове­дения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организован­ной властью.

Американский социолог Э. Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными призна­ками:

1) не является частью крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объе­динения;

3) пополняется за счет детей представителей этого объедине­ния;

4) имеет свою территорию;

5) имеет свое название и даже свою историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) существует дольше средней продолжительности жизни ин­дивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре.

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальны­ми, так как они подходят к совершенно разнообразным объеди­нениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, попол­нение детьми представителей объединения и существование дольше средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов, политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как стра­на, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, име­ющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн. км2 с населением около 150 млн. человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Разли­чен и национальный состав населения. Тем не менее, территори­альное единство поддерживается государственной властью Рос­сийской Федерации. Граждане России имеют равные права, под­чиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти — Президента и Государ­ственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страны государство является политической орга­низацией, осуществляющей управление населением определен­ной территории. Государство имеет свою систему власти (парла­мент, правительство), определенный тип отношений с населени­ем (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федератив­ное государство).

Нация это группа людей, складывающаяся на основе общно­сти территории, экономических связей, языка, культуры, созна­ния своего внутреннего единства и отличия от подобных образова­ний. Нации могут существовать в рамках одной территории и госу­дарства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохра­няет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориаль­ной общности, государственности и национальной принадлеж­ности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредствен­ное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рам­ках этих групп происходит личное общение людей на основе стрем­ления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоя­щую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В обществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние груп­пы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества толь­ко к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отноше­ний между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно­сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отно­шениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

- производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения, материальных благ;

- политические отношения, возникающие в процессе управле­ния обществом и борьбы за власть;

- брачно-семейные отношения личные отношения, связан­ные с рождением и воспитанием детей;

- межнациональные отношения между представителями разных наций;

- социальные отношения между различными социальными груп­пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не мо­гут существовать изолированно. Каждый человек стремится най­ти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с соци­альными и брачно-семейными. Если у человека не получается улуч­шить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуще­ствлении власти, отдавая предпочтение той или иной политичес­кой силе на выборах в государственные органы. Иногда недоволь­ство выливается в обвинения в адрес представителей других на­ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарак­теризовать структуру общества, под которой понимается сово­купность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4) институты общества.

В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в каче­стве наименования учебного заведения. В широком смысле инсти­тут понимается как совокупность норм, правил поведения в оп­ределенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связан­ный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослы­ми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обще­ством. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными груп­пами.

Кроме того, составляющими политического института явля­ются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной орга­низацией, реализующей управление обществом, является госу­дарство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи­знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В совре­менном мире при господстве демократических ценностей допус­кается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих чле­нов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещен­ными законом способами.

Экономический институт связан с производством материаль­ных благ, средств к существованию. Производство возникло то­гда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном эта­пе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств су­ществования. Использование палки-копалки позволило эффектив­нее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить много­образные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением ду­ховных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культу­ру, которая в широком смысле означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Кро­ме того, составляющими духовного института выступают наука, религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существова­ния всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его су­ществования.