logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Механизм государства

Механизм государства представляет его структурное воплоще­ние. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство существует как таковое.

Механизм государства это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государ­ство осуществляет власть и управление обществом.

На разных этапах существования человечества механизм госу­дарства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функ­ции. На каждой ступени исторического развития создавались го­сударственные органы, способные обеспечить нормальное функ­ционирование общества и защиту его интересов. Тем не менее, все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.

1. Механизм государства — это целостная система государствен­ных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности. Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.

2. Механизм государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением — государственными служащими.

3. Функционирование всех звеньев механизма государства обес­печивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органа­ми (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

4. Механизм государства тесно связан с функциями государства. Последние реализуются в процессе деятельности механизма госу­дарства. С изменением содержания функций меняется структура и деятельность механизма государства.

5. Механизм государства должен гарантировать права и свобо­ды граждан.

6. Полномочия отдельных органов механизма государства опре­деляются и ограничиваются правом.

Механизм государства состоит из комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах его развития. Механизм современного государства отлича­ется многообразием его составных частей, спецификой взаимоот­ношений между ними. Первичным структурным элементом меха­низма государства выступает орган государства.

Орган государства это составная часть механизма государ­ства, которая имеет в соответствии с законом определенную струк­туру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жиз­ни общества и тесно взаимодействует с другими элементами меха­низма государства.

Из определения вытекают характерные признаки государствен­ного органа:

- он выступает самостоятельной частью механизма государства;

- он имеет определенные полномочия;

- он образуется и функционирует в установленном законом по­рядке;

- он наделен в соответствии с законом властными полномочи­ями, содержание которых обусловлено предметом ведения (опре­деленная сфера общественной жизни, управление которой осу­ществляется этим органом). Реализация полномочий есть не толь­ко право, но и обязанность государственного органа;

- он тесно взаимодействует с другими частями механизма го­сударства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке весьма многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные — изби­раемые населением органы (парламент) и назначаемые — созда­ваемые другими государственными органами (правительство).

По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, прави­тельство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

По характеру компетенции различают органы общей компетен­ции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компе­тенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации.

По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиаль­ные (правительство, парламент) органы.

По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохрани­тельные (милиция, прокуратура) государственные органы.

По принципу разделения власти органы государства подразделя­ют на законодательные (парламент), исполнительные (правитель­ство), судебные.

Несмотря на многочисленные подходы к классификации орга­нов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое много­образие, во многом совпадают. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на основных, существующих в современном мире, органах государства.

Высшим представительным и законодательным органом государ­ства выступает парламент. Это общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Рос­сийской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в фе­деративных государствах. Нижняя палата наделена непосредствен­ными законодательными полномочиями, а верхняя палата, пред­ставляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобря­ет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Одно­палатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах.

Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью вла­сти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех или иных вопросов (комитет по бюд­жету, комитет по законодательству, комитет по социальным во­просам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют со­ставление и утверждение государственного бюджета — ежегод­ного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его чле­нов или одобрение состава правительства, предложенного прези­дентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной си­стеме, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятель­ности правительства и, наконец, выражать недоверие правитель­ству. В последнем случае одним из вариантов решения проблем­ной ситуации предусматривается уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должно­сти (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отре­шения обставлен достаточно жесткими условиями, что практи­чески не позволяет довести его до конца (например, Россия, США).

Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парла­мента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут зани­мать другие государственные и общественные должности, зани­маться предпринимательской деятельностью. Это правило уста­новлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях.

Центральные органы исполнительной власти государства пред­ставлены главой государства, правительством, министерствами. Гла­вой государства в монархиях выступает монарх, в республиках — президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласован­ное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, пре­зидент согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее.

Как глава государства президент представляет страну на меж­дународной арене, ведет переговоры, подписывает международ­ные договоры. Президент, как правило, является верховным глав­нокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных за­коном ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»).

Правительство это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно воз­главляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и мини­стры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внеш­ней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правитель­ства — управление основными сферами государственной и обще­ственной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-пра­вовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, т. е. состоя­щими из представителей одной партии, и коалиционными, в со­став которых входят представители двух и более партий. Это мо­жет быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из пред­ставителей своей партии. Коалиционное правительство создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнитель­ной власти, основное место среди которых занимают министер­ства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управ­ляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государ­ства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения граж­данских, административных и уголовных дел. В своей деятельно­сти суд независим и руководствуется только законом. Органы пра­восудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функ­ции конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом консти­туционного контроля является Конституционный суд РФ. Он раз­решает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту консти­туционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдик­ции, осуществляющих деятельность в форме разрешения граж­данских, уголовных и административных дел. Высший Арбитраж­ный суд РФ является органом по разрешению экономических спо­ров и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти зани­мают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопоря­док. Прокуратура РФ представляет собой единую централизован­ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор осуществляет над­зор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Механизм современного государства призван выполнять мно­гоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармонич­ного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Механизм государства осуществляет функции государства. Функ­ции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государ­ства.

Функции государства отражают его классовую и общесоциаль­ную сущность. Несомненно, то, что государство выражает в пер­вую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее, общество, разделенное на классы, представляет собой целостный организм, в рамках кото­рого осуществляется взаимодействие различных социальных групп. Наряду с классовыми государство выполняет и общесоциальные функции, выражая интересы различных слоев населения. Напри­мер, строительство ирригационных сооружений, развитие обра­зования, здравоохранения, борьба с преступностью, политика протекционизма в экономике и др.

Функции государства принято разделять на внутренние и вне­шние.

Внутренние функции государства это основные направления деятельности государства внутри страны. С помощью внутренних функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою внутреннюю политику. В зависимости от сферы обществен­ной жизни внутренние функции государства делятся на полити­ческую, экономическую, социальную, идеологическую, финан­сового контроля, правоохранительную, экологическую.

Политическая функция это направление деятельности госу­дарства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции могут быть обеспечение госу­дарственной и общественной безопасности, достижение нацио­нального согласия, охрана суверенитета и др.

Экономическая функция государства заключается в выработке программы и координации развития и функционирования эконо­мики страны. Экономическая функция может быть реализована по-разному. Государство может осуществлять хозяйственную де­ятельность административно-командными методами, контроли­ровать производство и распределение. В этих условиях нет места частной инициативе. Такой характер экономики присущ тотали­тарному государству. Напротив, в демократическом государстве степень государственного вмешательства в экономику невысока. Государство создает правовую основу функционирования субъек­тов экономических отношений и следит за выполнением установ­ленных норм. Государственное воздействие на экономику выра­жается в формировании бюджета, выделении приоритетных от­раслей экономики и их финансировании, составлении программ экономического развития всей страны. Кроме того, государство осуществляет непосредственное руководство государственным сек­тором экономики. Экономическая функция современного госу­дарства имеет антикризисную направленность, нацелена на фор­мирование социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой должны сочетаться интересы производителей и потребителей.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности личности, создание нормальных ус­ловий жизни каждого члена общества. Государство обеспечивает реализацию социальных прав граждан, таких как право на охрану здоровья, на образование, на пенсионное обеспечение и др. Для этого выделяются необходимые средства.

Идеологическая функция состоит в поддержке определенной, в том числе религиозной, идеологии, и целенаправленном инфор­мационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и уче­те доходов населения, сборе налогов и направлении их в государ­ственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные про­граммы, реализуемые государством. Поэтому роль функции фи­нансового контроля в современном государстве весьма велика.

Правоохранительная функция заключается в обеспечении испол­нения правовых норм всеми участниками правоотношений. Она выражается в деятельности компетентных государственных орга­нов (милиции, прокуратуры и т.д.) по предотвращению и пресе­чению правонарушений. Важной стороной правоохранительной деятельности государства является борьба с преступностью, осо­бенно крайними ее формами, такими как терроризм, создающей угрозу всему обществу.

Экологическая функция государства стала особенно актуальной в последние десятилетия. Развитие научно-технического прогрес­са, увеличение объема общественного производства усилило вли­яние человека на окружающую природную среду. Это часто при­водит к негативным последствиям — загрязнению воздуха и воды, повышению радиации, исчезновению некоторых видов животных и растений. Во многих государствах разработано природоохранительное законодательство, регулирующее деятельность людей и организаций в области использования природных ресурсов. Госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, ко­ординирует отношения в области охраны окружающей среды, применяет меры воздействия к нарушителям. В современном мире вопросы экологии затрагивают не одну страну, становятся гло­бальными. Силами одного государства невозможно решить такую, например, проблему, как загрязнение мирового океана. Поэтому экологическая функция государства приобретает международное значение.

Внешние функции государства это основные направления его деятельности на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолированно. На протяжении всей истории суще­ствования государств они в той или иной мере взаимодействовали между собой. Внешние функции современного государства под­разделяются на функцию сотрудничества с другими государства­ми и функцию обороны страны.

Функция сотрудничества е другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию дву­сторонних отношений, но и к созданию различных международ­ных организаций, объединяющих несколько государств.

Важной сферой межгосударственного взаимодействия высту­пает экономическое сотрудничество. Оно реализуется прежде всего, в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей государство может устанавливать льготные условия внеш­ней торговли, создавая в то же время препятствия для ввоза в страну идентичных товаров. Для снижения себестоимости товаров создаются совместные предприятия в стране повышенного спро­са на производимую продукцию. Государство регулирует отноше­ния, связанные с этой деятельностью. Финансовую поддержку эко­номике государств оказывают международные организации, та­кие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая интеграция наи­более ярко проявляется в современной Европе. На территории стран Европейского экономического сообщества создано единое эко­номическое пространство, безвизовый режим, с 1 января 2002 г. национальные валюты заменила единая денежная единица — евро.

Политическое сотрудничество осуществляется путем установ­ления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важную сторону внешнеполитического взаимодействия представляет решение вопросов войны и мира, что позволяет из­бегать военных конфликтов и урегулировать возникающие разно­гласия мирным путем. Государства взаимодействуют между собой не только на основе двусторонних и многосторонних соглаше­ний, но и через международные организации — Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств, Организацию африканского единства и др.

Военное сотрудничество выступает продолжением политического. Государства заключают договоры о дружбе и военной взаимопо­мощи, о ненападении, об обмене военными специалистами. В це­лях усиления сотрудничества создаются военные блоки, напри­мер НАТО. Государства—участники НАТО проводят совместные учения, а в некоторых случаях выставляют контингенты войск для проведения военных операций.

В рамках научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, стажировка специалистов, совмест­ные научные исследования, проведение конференций по различ­ным проблемам.

Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, гастролей национальных творческих кол­лективов, проведении музыкальных фестивалей, кинофорумов, различного рода спортивных состязаний и т.д.

Ухудшение мировой экологической ситуации привело в по­следнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные эко­логические программы, например, по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за ис­пользованием ресурсов мирового океана и др.

Функция обороны заключается в обеспечении военной безо­пасности государства. Она осуществляется постоянно. В случае нападения извне функция обороны приобретает характер откры­той борьбы с агрессором. Но отражение агрессии не может быть эффективным без активной деятельности государства по оборо­не страны в мирное время. Государство всегда должно быть гото­во к ведению возможной войны. Для этого необходимо развивать военную экономику с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, снабжать армию новинками военной техники, проводить постоянное обучение личного состава воо­руженных сил в целях повышения его боеготовности, органи­зовывать переподготовку резервистов. Необходимой составля­ющей функции обороны страны выступает охрана государствен­ных границ.

В случае войны большие лишения терпит мирное население. Поэтому государство осуществляет меры по организации граж­данской обороны, практика которых нарабатывается в мирное время. Это деятельность по эвакуации населения, организация спасательных работ, строительство защитных сооружений, про­ведение учений по гражданской обороне.

Функции государства — это многогранное понятие, складыва­ющееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутрен­ние и внешние условно, так как многие направления его деятель­ности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Напри­мер, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государствами.