Типология обществ
Общество — явление многогранное, обладающее в каждом конкретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая собой их распределение на основании таких критериев, как социальные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы.
Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество — это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.
В отличие от простого сложное общество — это общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием государства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет назад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в общей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.
Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критерием их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали информацию только с помощью речи. В письменных обществах существовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упрощением рисунков. Но подлинным изобретением стало создание знакового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксированные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узелки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевидение, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.
Возникновение письменности стало одним из важнейших этапов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности, несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.
Существует типология обществ, основанная на выделении способа производства. По этому критерию различают общество собирателей и охотников, общество земледельцев, общество скотоводов, индустриальное общество.
Общество собирателей и охотников существовало в период господства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полностью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — скотоводство. Произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельческими, в первую очередь европейскими народами, возникает индустриальное общество, основанное на промышленном производстве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более высокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.
В науке существует классификация обществ, выделяющая закрытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структура, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догматичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.
В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марксистско-ленинском учении об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа производственных отношений, что неизменно влечет за собой преобразования в надстройке. В развитии человечества марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций с соответствующими им типами общества — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.
С развитием производительных сил (орудий труда) изменяются производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладельческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некоторые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и феодализму), так и в результате революции (переход к капиталистическому и социалистическому обществу). Социалистическое государство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротивление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится ненужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при котором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее, практика существования социалистического общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоретических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бесклассовому коммунистическому обществу.
Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил изменения и совершенствование средств производства и знания.
Традиционное (доиндустриальное) общество отличалось преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчиво к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регламентируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возникновения человечества. Такие общества существовали в период рабовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных отношений формируется индустриальное общество.
Индустриальное общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном обществе производство развивается на основе механизации и автоматизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требования к образованию и квалификации работников. Ускоряется развитие средств массовой коммуникации.
В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное значение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положение человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.
С изменением характера экономических связей меняется и социальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустриальном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доиндустриальном обществе и представительной демократии в индустриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.
Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типологии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каждого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.
- Общество понятие общества
- Вопросы и задания
- Общество и природа
- Вопросы и задания
- Сферы общества
- Вопросы и задания
- Деятельность как способ существования общества
- Вопросы и задания
- Развитие общества
- Вопросы и задания
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Общественный прогресс
- Вопросы и задания
- Глобализация человеческого общества
- Вопросы и задания
- Типология обществ
- Вопросы и задания
- Человек человек как продукт биологической и социальной эволюции
- Вопросы и задания
- Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
- Вопросы и задания
- Цель и смысл жизни человека
- Вопросы и задания
- Труд и игра
- Вопросы и задания
- Общение
- Вопросы и задания
- Человек, индивид, личность
- Вопросы и задания
- Духовный мир человека
- Вопросы и задания
- Проблема смерти в духовном опыте человечества
- Вопросы и задания
- Познание понятие познания
- Вопросы и задания
- Научное познание
- Вопросы и задания
- Духовная жизнь общества культура
- Мораль как регулятор социального поведения
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Религия
- Вопросы и задания
- Искусство
- Вопросы и задания
- Образование
- Вопросы и задания
- Экономика понятие экономики
- Вопросы и задания
- Собственность
- Вопросы и задания
- Производство
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Государство и экономика
- Вопросы и задания
- Экономика потребителя
- Вопросы и задания
- Мировая экономика
- Вопросы и задания
- Социальные отношения социальная стратификация
- Вопросы и задания
- Социальное поведение
- Вопросы и задания
- Этнические общности
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Молодежь
- Вопросы и задания
- Политика государство и политическая система общества
- Вопросы и задания
- Механизм государства
- Вопросы и задания
- Форма правления
- Вопросы и задания
- Форма государственного устройства и форма политического режима
- Вопросы и задания
- Гражданское общество и правовое государство
- Вопросы и задания
- Декларация независимости
- Политическая идеология
- Вопросы и задания
- Личность и политика
- Вопросы и задания
- Право понятие права. Право в системе социальных норм
- Вопросы и задания
- Норма права. Система права
- Вопросы и задания
- Формы (источники) права
- Вопросы и задания
- Правосознание. Правоотношение
- Вопросы и задания
- Правонарушение и юридическая ответственность
- Вопросы и задания
- Права и свободы человека и гражданина
- Вопросы и задания
- Государственное право
- Глава 1 Конституции рф посвящена основам конституционного строя.
- Глава 2 Конституции рф устанавливает содержание прав и свобод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.
- Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.
- Вопросы и задания
- Административное право
- Вопросы и задания
- Гражданское право
- Вопросы и задания
- Трудовое право
- Вопросы и задания
- Уголовное право
- Вопросы и задания
- Словарь