logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Политическая идеология

Идеология это система философских, политических, нравствен­ных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основа­ми идеологии служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, религия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.

Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непо­средственного общения людей друг с другом. Идеология разъяс­няет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.

Понятие «идеология» родственно понятию «общественное со­знание», которое понимается как совокупность идей, выражаю­щих социальные интересы людей. Они действительно близки, но не являются тождественными. Это обнаруживается при сопостав­лении определений этих понятий. Сегодня в научной литературе, в средствах массовой информации нередко встречаются выраже­ния «политическая идеология», «экономическая идеология», «гу­манитарная идеология», «идеология культуры», «религиозная идеология», «правовая идеология», «идеология рынка» и т.д. Это означает, что идеология пронизывает все сферы жизни общества, влияя на сознание индивида. В связи с этим у него формируется политическое сознание совокупность осознанных представлений о мире политики.

В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идео­логии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отождествляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах запад­ной демократии при всем многообразии партийных идеологий до­минирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содер­жание статей об экономических основах общества и политичес­ком строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных за­конах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доми­нирующих в обществе партий и религий.

Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определен­ную мировоззренческую позицию.

Существенную особенность идеологии составляет ее способ­ность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеология продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняю­щимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология подкреплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.

Идеологическое обеспечение политики предполагает обосно­вание деятельности государственной власти, формирование соот­ветствующего общественного мнения. Идеология в зависимости от ее положений и способов воздействия на общество может спо­собствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, а может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологи­ческой работой, обречена на провал.

Носителями идеологии выступают партии. Они должны сле­дить за развитием политической ситуации, изменениями обще­ственного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать по­ложения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.

Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско-ленинской идеологии наступил потому, что она перестала отра­жать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально-экономическими явлениями.

В настоящее время в России формально отсутствует домини­рующая идеология. В стране существуют фактически все идеоло­гии, которые известны в индустриально-развитых странах, — это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, си­онизм и др.

Конституция РФ открыла наибольший простор для неолибера­лизма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными концессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из концессий и утверждение в общественном сознании идей демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.

Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происхо­дит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широ­ких слоев населения.

Провозглашенный Конституцией принцип целостности госу­дарства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государ­ственной политики.

Сегодня в мире доминирующими направлениями в полити­ческой жизни выступают современный либерализм, или неоли­берализм, современный консерватизм и его разновидности, со­циал-демократическая идеология и религиозные идеологии ка­толицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, пра­вославия и др. Продолжает существование и идеология марксиз­ма-ленинизма.

Либерализм это идейно-политическое течение, где на пер­вом месте находится идея свободы, понимаемая, прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, защи­та прав и свободы человека, недопущение вмешательства госу­дарства в экономику, право угнетенных на восстание против сво­их угнетателей. У истоков этого течения стояли Дж. Локк, Б. Спи­ноза, А.Смит, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант и др. Среди русских государственных и общественных деятелей наиболее из­вестны М.М.Сперанский, А.И.Кошелев, П.И.Милюков и др.

До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о есте­ственном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о конституции, о разде­лении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной ини­циативы, невмешательство государства в экономику.

Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX — начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значи­тельный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либе­рализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государ­ственного регулирования экономики. В неолиберализме противо­борствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных тради­ций, а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в современной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по фор­мированию рыночной экономики был перенесен представителя­ми этого течения в Россию без учета исторической и националь­ной специфики.

Консерватизм это идейно-политическое течение, ориенти­рующееся на защиту национальных и религиозных традиций, про­веренных опытом поколений устоев жизни и отрицающее рево­люционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Ве­ликую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И.В.Кире­евский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.

Современный консерватизм имеет три разновидности: тради­ционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм про­возглашает приверженность идеалам сильного государства, ре­лигиозным и национальным традициям, крепким семейным ус­тоям, индивидуализму, частной собственности. Либертаризм — это течение, которое основывается на ценностях крайнего ин­дивидуализма и отрицании политического вмешательства госу­дарства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизм выступает за ограниченное вмешательство государства в эконо­мику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных тради­ций, неприятие революций, но в то, же время признает ограни­ченные реформы.

И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идей­ные течения тесно переплетаются, имеют родственные призна­ки, хотя сохраняют и традиционные различия.

Современная социал-демократическая идеология, хотя и при­знает частную собственность в экономической сфере, но все, же более важную роль отводит общественной собственности — национализированным, муниципальным, кооперативным предприя­тиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демо­кратического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития лично­сти, осуществление сильной социальной политики.

В политической сфере социал-демократы выступают за много­партийность, государственное регулирование экономики и соци­альной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализ­ма сотрудничают с различными политическими силами и дви­жениями в борьбе за мир, за решение экологических и соци­альных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубе­же XX—XXI вв. показали, что под лозунгом защиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-де­мократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.

Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и вахабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтаизма, буддизма, местных верова­ний. В России в настоящее время возрождается идеология право­славия.