logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Административное право

Административное право как наука изучает отношения, возни­кающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как от­расль права состоит из норм, регулирующих общественные отноше­ния, складывающиеся по поводу организации и деятельности испол­нительной власти в Российской Федерации.

Орган исполнительной власти это часть государственного ап­парата, осуществляющая деятельность по государственному уп­равлению с целью исполнения законов, наделенная полномочи­ями распорядительного характера.

В органах исполнительной власти работают государственные служащие. Под государственной службой законодательство по­нимает не просто работу по найму в государственном органе, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий го­сударственных органов. Такая деятельность осуществляется за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств феде­рального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственные должности подразделяются на три категории.

1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, кон­ституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного ис­полнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федераль­ного Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

2. Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А.

3. Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обес­печения их полномочий.

Статус лиц, занимающих должности категории А, регулирует­ся Конституцией РФ, федеральными законами и уставами субъек­тов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение долж­ностных обязанностей этими лицами к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение долж­ностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В.

Прохождение государственной службы включает несколько эта­пов: поступление на госслужбу, собственно прохождение госслуж­бы, прекращение госслужбы.

Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государ­ственным языком. Допускаются лишь требования к уровню под­готовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государ­ственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должност­ных обязанностей; близкое родство или свойство с государствен­ным служащим, если в отношении него существует связь с не­посредственной подчиненностью или подконтрольностью; на­личие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.

При прохождении государственной службы на гражданина рас­пространяются нормы трудового права с особенностями, уста­новленными федеральным законом о госслужбе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность — расширенный по сравнению с трудовым законодательством пере­чень оснований для увольнения госслужащего по инициативе ру­ководителя государственного органа. К ним относятся достиже­ние госслужащим предельного возраста для нахождения на гос­службе (60—65 лет), прекращение гражданства РФ, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего, разглашение государственной и иной охраняемой законом тай­ны, возникновение обстоятельств, препятствующих продолжению госслужбы.

Органы исполнительной власти вынуждены в своей деятель­ности применять меры административного принуждения с целью заставить обязанных лиц выполнять предписанные законом дей­ствия. Выделяют административно-предупредительные меры, цель которых — предупреждение возможных правонарушений. Они носят профилактический характер (досмотр вещей, личный до­смотр, проверка документов, введение карантина и др.). Применя­ются также меры административного пресечения, которые направ­лены на прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.)- Выделяются административ­но-восстановительные меры, связанные с восстановлением в пра­вах, возмещением ущерба (снос самовольно возведенных стро­ений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Основную роль в системе мер административного принужде­ния играют меры административной ответственности. Админист­ративная ответственность это вид юридической ответствен­ности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонаруше­ниях.

Основанием административной ответственности служит адми­нистративное правонарушение. Административное правонаруше­ние (проступок) это посягающее на государственный или об­щественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, выраженное в виде действия или бездействия. Мысли и убеждения не считаются правонарушением;

2) это антисоциальное деяние. Административное правонару­шение наносит вред общественным отношениям, отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опас­ности и может в некоторых случаях перерасти в преступление;

3) это противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права;

4) это виновное деяние, предполагающее наличие вины, вы­раженной в форме умысла или неосторожности.

Прежде чем привлечь лицо к административной ответственно­сти, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения.

Состав административного правонарушения это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответ­ственности. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это обществен­ные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Причинить вред об­щественным отношениям возможно путем причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несо­вершеннолетних до состояния опьянения); путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение вещи); путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного права, за которое установлена административная от­ветственность.

Субъект административного правонарушения — это физиче­ские и юридические лица. Меры административной ответственно­сти могут быть применены как к гражданам Российской Федера­ции, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения пра­вонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие им­мунитетом (неприкосновенностью), — депутаты, судьи, проку­роры, дипломаты и др.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям. Важной составляющей субъективной стороны вы­ступает вина, которая проявляется в умысле или неосторожности.

Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (про­ведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и т.д.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (не­законная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство).

Большую группу составляют административные правонаруше­ния против государства: 1) правонарушения в области использо­вания тепловой и электрической энергии (нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нару­шение правил дорожного движения, безбилетный проезд в об­щественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (самовольное строительство и др.); 4) правонарушения в области торговли (нарушение пра­вил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок уп­равления (неповиновение сотруднику милиции, проведение не­санкционированных митингов, проживание без регистрации и др.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут допол­нять установленный законом перечень административных право­нарушений.

За совершение административного правонарушения налага­ется административное взыскание мера государственного при­нуждения, применяемая от имени государства по решению упол­номоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по зако­ну могут быть применены меры административной ответствен­ности.

Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) пре­дупреждение совершения новых правонарушений самим право­нарушителем; в) предупреждение совершения новых правонару­шений другими лицами (на примере наказуемого).

За совершение административных правонарушений могут при­меняться следующие административные взыскания: предупрежде­ние, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явив­шегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охо­ты), исправительные работы, административный арест, админи­стративное выдворение за пределы Российской Федерации ино­странного гражданина или лица без гражданства.

Принципы наложения административного взыскания:

1) административное взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее административное правонарушение;

2) при наложении административного взыскания должен со­блюдаться принцип законности, т. е. взыскание применяется в со­ответствии с законом;

3) при привлечении лица к административной ответственно­сти должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т. е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность на­рушителя, причиненный вред и т.д.

В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отяг­чающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение право­нарушения под влиянием сильного душевного волнения, при сте­чении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершен­нолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ре­бенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства.

Отягчающими обстоятельствами служат продолжение проти­воправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось администра­тивному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; со­вершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правона­рушения в состоянии опьянения.

Лицо может быть освобождено от административной ответ­ственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством, препятствующим наложению административ­ного взыскания, является истечение срока давности, который установлен в два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объяв­ления амнистии или помилования.