logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Образование

Образование составляет важный и необходимый институт об­щества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каж­дому новому поколению пришлось бы заново приобретать те зна­ния, которые уже были получены их предками.

Образование представляет собой процесс целенаправленного воз­действия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний. Образование немыслимо без воспитания. В про­цессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения.

В процессе образования происходит развитие человека, закла­дываются основы формирования личности. Обучаемый не просто усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Образование как институт общества возникло в глубокой древ­ности. В первобытном обществе знания передавались устно из по­коления в поколение. Старшие члены рода показывали молодым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практичес­ким опытом. С появлением письменности знания стали фиксироваться на материальных носителях — глиняных и восковых таб­личках, папирусе, пергаменте, бумаге.

С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чи­новников. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно обладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образо­вание получило в периоды расцвета Древних Греции и Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались опреде­ленные предметы. В любой системе образования обязательно обу­чение чтению, письму, счету. Но в период античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. Поэтому среди изучаемых предметов важное место занимала риторика __ искусство полемики, необходимое для успешной полити­ческой карьеры.

На Руси первые школы были созданы при Владимире Святославовиче и при Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дру­жинников. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Образование в них строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.

В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учеб­ных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.

В послепетровскую эпоху образование в России продолжало раз­виваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нанимали учителей и учили своих детей дома.

Подлинный прорыв в образовании приходится на время прав­ления Александра I. При нем было создано 4 новых университе­та, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уров­ней — церковно-приходских школ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов.

Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведе­ния земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увели­чиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедо­ступного начального образования. Однако Первая мировая война и последовавшая затем революция не позволили завершить это начинание.

В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основным достижением в этой области нужно считать введение обязательного среднего образо­вания и возможность для каждого получить высшее образование. Система советского образования по качеству и объему получае­мых знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире.

В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование и право бесплатного получения высшего об­разования в государственных и муниципальных образовательных Учреждениях.

В Российской Федерации в соответствии с законом устанавли­ваются следующие образовательные уровни:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

После завершения курса обучения каждого уровня выпускни­кам выдается документ об окончании учебного заведения. Тем лицам, которые не завершили образование какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.

Каждое образовательное учреждение имеет свой устав, в кото­ром зафиксированы права и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения, обес­печивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Учебные заведения в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие обще­ственные организации и политические партии.

Все участники учебного процесса — учащиеся, учителя, адми­нистрация учебного заведения — имеют взаимные права и обя­занности. Ученики имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны со­блюдать учебную дисциплину, выполнять задания, которые дает учитель. Учащийся имеет право на перевод из одного учебного заведения в другое. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения предусмотренных программой образовательных норм и соблюдения учебной дисциплины. Учитель обязан давать уча­щимся предусмотренный стандартом минимум знаний, поддер­живать дисциплину, уважать личность ученика.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего образования поступить в высшее учебное за­ведение. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муни­ципальные и негосударственные вузы. Частные вузы создаются общественными, политическими, религиозными организациями, ча­стными лицами и т.д. Среди них выделяют учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, и неаккредитованные.

Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами возни­кают проблемы при поступлении в аспирантуру, устройстве на работу в государственные органы, нотариат, адвокатуру и т.д.

Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, материальную помощь. Они имеют льготы на оплату проезда в общественном транспор­те, на проживание в общежитии и пр. Студенты дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений имеют право на отсрочку от службы в армии. По уважительной причине или по своему желанию студенты могут свободно переходить из одного учебного заведения в другое. Статус студента негосудар­ственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, при­равнивается к статусу студента государственного вуза, за исклю­чением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации, определяется Уставом вуза. Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца. Поэто­му абитуриенту следует внимательно ознакомиться с тем инсти­тутом, где он решил обучаться.

Если студент заканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, он сможет получить диплом государственного об­разца, если у этого вуза есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном.

Обучение в вузах направлено на решение следующих задач:

- формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;

- развитие логического мышления, речи и творческих способ­ностей студентов;

- закрепление навыков исследовательской деятельности, ко­торые очень важны для дальнейшей учебы в вузе и самосовершен­ствования, необходимого в профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения в нашей стране представлены: уни­верситетами, академиями, институтами. В университете существу­ет несколько факультетов, отделений, институтов, которые гото­вят специалистов разных специальностей. Университеты имеют со­лидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академия готовит специалистов в конкретной обла­сти науки, техники, культуры. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уро­вень — это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следующий курс в любой вуз данного профиля.

Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего, в случае успешной сдачи государственных аттестационных экзаменов и защиты дипломной Работы, студент получает определенную специальность (квалификация «специалист»).

Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. В ней базовым уровнем высшего про­фессионального образования выступает бакалавриат. Студенты оч­ного отделения учатся четыре года и получают квалификацию «бакалавр», дающую при поступлении на работу ее обладателю право на занятие должности, для которой квалификационными требо­ваниями предусмотрено высшее профессиональное образование. Второй уровень этой системы — получение квалификации «специ­алист», соответствующей квалификации российских государствен­ных вузов. Третий уровень называется «магистратура». Он обеспечивает более углубленную профессиональную подготовку специа­листов с квалификацией «магистр».

Послевузовское образование включает аспирантуру и докто­рантуру, после окончания, которых, в случае защиты диссерта­ции, присваивается ученая степень соответственно кандидата и доктора наук.

В настоящее время высшие учебные заведения имеют право самостоятельно определять учебные программы; главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утверж­денному Министерством образования РФ. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей чере­дование лекционных и семинарских занятий в сочетании с зачет­ной и экзаменационной формами контроля знаний и умений сту­дентов. При этом в ряде вузов успешно практикуется дистанцион­ная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе.

Дистанционная система обучения значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких усло­вий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.

В ходе обучения студент должен научиться:

- самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкретных учебных ситуациях;

- проводить самооценку своей деятельности, выявляя неис­пользованные интеллектуальные познавательные возможности;

- корректировать самоорганизацию процесса приобретения зна­ний для достижения максимального результата самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоя­тельно выбирать способы использования средств познания, ак­тивно взаимодействовать с товарищами по учебной группе на аудиторных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учеб­ном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.

Основа дистанционного способа получения образования — мо­дульный принцип обучения по юнитам курса (разделам учебной дис­циплины). Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого обра­зования. В данном случае модулем называется часть учебной про­граммы, предназначенная для индивидуального изучения. При­менение модулей в учебном процессе возможно и при традици­онной системе обучения. В этом случае модульный подход в организации обучения наиболее полно реализуется в процессе под­готовки и проведения семинарских занятий. При дистанционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы студент мог четко представлять, какой объем теорети­ческого материала он должен усвоить в результате изучения моду­ля, как он будет приобретать необходимые знания, как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.

В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей. Первый представляет собой модуль, весь материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре), вклю­чающем в себя выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литера­туру, так как в данном издании он найдет всю необходимую ин­формацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиоте­ки институтов не содержат необходимого набора учебной литера­туры. Недостаток такого модуля — узость информационного пространства и затруднительность полной реализации индивиду­альных качеств студента.

Второй тип модуля включает в себя различные источники ин­формации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы, ком­пьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учеб­ные занятия и вместе с тем требует от студента большей самосто­ятельности, самодисциплины, умения работать с источниками.

Степень эффективности обучения студентов во многом зави­сит от его организации и адаптации к психологическим особен­ностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках и традиционной, и дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как организатора учебного процесса, его способность мобилизовать скры­тые возможности каждого студента, привить ему навыки самоор­ганизации, дифференцировать требования к каждому студенту в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Технологию учебного процесса в традиционной и дистанцион­ной системах обучения можно представить в следующем виде.

Традиционная система обучения:

- лекция;

- семинар (различные формы учебных занятий);

- текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);

- итоговый контроль (зачет, экзамен). Дистанционная система обучения:

- изучение учебно-методического пособия;

- лекция-консультация;

- выполнение домашнего задания;

- семинар;

- тест.

Следует отметить, что схема технологии традиционной систе­мы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дис­циплины, тогда как в схеме дистанционной системы обучения рассматривается структура только одного модуля. Из их совокуп­ности состоит курс учебной дисциплины, после изучения кото­рого, так же как и в традиционной системе, следует итоговый контроль (экзамен).

Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоре­тическими знаниями.

Основные этапы овладения знаниями при традиционной системе обучения:

- прослушивание и конспектирование лекции;

- самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной лите­ратурой;

- работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

- промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.

Этапы овладения теоретическими знаниями при системе дистан­ционного обучения:

- приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста учебного пособия и дополнительной литературы;

- встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции-консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, фор­мулируются учебные цели, определяются ориентиры на выпол­нение домашнего задания и тестового контроля;

- самостоятельная работа студента по изучению теоретическо­го материала, выполнение домашнего задания;

- работа студента на семинарском занятии;

- тестирование, представляющее собой контроль усвоения ма­териала данного модуля.

Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чис­том виде. Чаще всего они комбинируются. Поэтому абитуриент,

поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать то, что ему больше подходит.

Кроме того, каждый поступающий учиться в вуз должен пони­мать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только присутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучебное время, заниматься самообразованием, стремиться к самореа­лизации и творчеству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.