logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Формы (источники) права

Термин «источник права» неоднозначно понимался юристами различных эпох. Но большинство из них были уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах права. Значит, это некая форма, в которую облекается право, выражая свой смысл и требуя те или иные модели поведения людей.

Основными формами права являются правовой обычай, преце­дент, договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай это самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков. Правовой обычай под­креплялся государственной силой, которая придавала ему обще­обязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался веками и постепенно вошел в привычку в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в наше время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человече­ских взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Прак­тика намного богаче тех юридических правил, которые ее регули­руют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении дли­тельного периода правила, которые довольно успешно применя­ются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

В настоящее время в нашей стране появились различные обы­чаи, которые позволяют решать множество проблем между участ­никами правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смыс­ле рассматривается как сложившаяся система правил при переда­че имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, в соответствии со статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота при­знается сложившееся и широко применяемое в какой-либо обла­сти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафик­сировано ли оно в каком-либо документе. В то же время обычаи делового оборота не должны противоречить законодательству. Часть 1 статьи 19 ГК РФ гласит: «Гражданин приобретает и осу­ществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не выте­кает из закона или национального обычая».

Прецедент это решение суда (судебный прецедент) или долж­ностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Роди­ной прецедента по праву считают Англию. Английские суды с дав­них времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании.

В дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются судебной прак­тикой. Известный юрист Е.Н.Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а пото­му суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, суд волей-неволей создает но­вые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказыва­ли, что суд не может и не должен творить право, а судебная прак­тика не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — конкретизировать правовые нормы в процессе их толкования.

Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, ко­торое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В настоящее время роль договора возросла в юриди­ческой практике нашей страны. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное — они не должны противоречить праву. Кроме того, статья 422 ГК РФ уста­навливает приоритет договора над тем законом, который прини­мается позже. В пункте 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязатель­ные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу...».

Все договоры по функционально-содержательной природе мо­гут быть разделены на индивидуальные и нормативные. К первой категории относят, например, договор подряда между заказчи­ком и исполнителем. Нормативные же договоры рассматриваются как соглашение между правотворческими субъектами, которые устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц, и рассчитаны на неоднократное применение. Таковым, например, является договор между Россией и Францией о торгово-экономическом сотрудничестве. Современные юристы считают, что ис­точниками права выступают только нормативные договоры.

Наиболее распространенным источником права в нашей стра­не считается нормативно-правовой акт важный юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содер­жит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мне­нию многих юристов, достаточно много преимуществ по сравне­нию с другими источниками права. Например, в нормативно-пра­вовых актах правила поведения прописаны четко и конкретно.

Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государ­ства (парламентом) и обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным актам относятся ука­зы президента, постановления правительства, приказы мини­стерств и др.

Высшей юридической силой в стране обладает Конституция — Основной закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобрита­нии существует неписаная Конституция, которую составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юриди­ческим актом, имеющим значение Конституции, были Основ­ные законы Российской империи 1906 г., базой для которых по­служили положения Манифеста 17 октября 1905 года.

С юридической точки зрения Конституция как важный доку­мент государства имеет определенные признаки.

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нор­мативно-правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.

2. Конституция носит основополагающий, учредительный ха­рактер. Она устанавливает основы государственного и обществен­ного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему ор­ганов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция служит базой для текущего законодательства. На ее основе принимаются другие законы. В самой Конституции может быть указано на необходимость принятия какого-либо за­кона.

4. Конституция отличается стабильностью, а потому предус­мотрен усложненный порядок ее пересмотра. По степени стабиль­ности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парла­мента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию вклю­чает дополнительную стадию ратификации, которая осуществля­ется путем референдума, двойного голосования в парламенте или утверждения субъектами федерации).

История Конституции в нашей стране после известных собы­тий 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к при­нятию нового основополагающего правового документа. Так в 1918 г. появилась на свет Конституция, которая закрепила уста­новление диктатуры пролетариата и новой жизни. Конституция не могла предоставить права всем гражданам государства, ибо закрепление новой власти не могло происходить мирным, демокра­тическим путем. В состав этого документа вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была утвержде­на III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Труд был признан обязанностью всех граждан России. Не все граждане име­ли избирательное право.

В 1924 г. была принята следующая Конституция, в состав ко­торой вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал Съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Союзного Совета и Совета национально­стей. Исполнительным органом был Совет Народных Комисса­ров СССР.

5 декабря 1936 г. появилась новая Конституция СССР. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Было ликвидировано неравенство в избирательном праве. Отдельная глава Документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией работы, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, со­циальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др.

7 октября 1977 г. была принята еще одна Конституция СССР. Она закрепила руководящую роль КПСС в жизни государства и общества. Провозглашалось развитие экономики на основе плано­вого хозяйства и двух форм собственности — государственной (или общенародной) и колхозно-кооперативной. В Конституции были установлены основные права и свободы граждан.

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Человек, его права были провозглашены высшей ценно­стью, а носителем суверенитета, источником власти был объяв­лен народ. Этот документ признал частную собственность и разде­ление властей, идеологическое и политическое многообразие.

8 развитие Конституции государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты. Федеральные законы при­нимаются Государственной Думой и проходят сложную процеду­ру законотворческого процесса. Глава государства — президент — может издавать указы по различным вопросам внутренней и внеш­ней политики. Осуществляя исполнительную власть, правитель­ство может издавать распоряжения и постановления по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства из­дают приказы и инструкции по различным вопросам их компетен­ции. Нормативно-правовые акты публикуются в официальном пе­чатном органе, например в «Российской газете».

Нормативно-правовые акты могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а также с момен­та наступления определенных обстоятельств. Например, в доку­менте может быть сказано о том, что он вступает в силу с момен­та подписания, с момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового акта. Если же ничто из на­званных обстоятельств не указано, то следует иметь в виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства — по истечении 7 дней. Акты министерств и ве­домств — через 10 дней. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие по исте­чении срока, на который они были приняты, при отмене специ­альным актом, при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении об­стоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.

Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Этот принцип сохранился до наших дней и прочно закрепился с современной юриспруденции. В соответствии с ним закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и сохранятся в будущем, если закон будет действовать. Закон не воз­вращается назад и не распространяется на те отношения, кото­рые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они также есть. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его принятия в том случае, если он смягчает или устра­няет наказуемость.

Таковы правила действия закона во времени. Существуют также и определенные правила действия закона в пространстве. Этим термином обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пре­делах границ всего государства. К территории государства в этом смысле относят и недра, и континентальный шельф, и террито­риальные воды, и воздушное пространство. Даже суда, находящи­еся в водах другого государства под флагом нашей страны, при­знаются территорией России.

Законы действуют и по кругу лиц, т. е. они имеют определенно­го адресата или распространяются на всех граждан страны, на лиц без гражданства, юридических лиц, на лиц, которые имеют двой­ное гражданство либо вообще являются иностранцами.

В любом государстве за долгое время его существования при­нимается огромное количество законов. Одни из них отменяются новыми законами, а другие многие годы продолжают оставаться на страже порядка, диктуя ту модель правового поведения, кото­рая необходима для стабильного организованного общества. По­пытки упорядочить различные нормативные акты привели к их си­стематизации. Это позволило быстро и оперативно находить в нуж­ный момент норму права, применять ее, выявлять пробелы и инициировать создание новых, более совершенных правовых норм. В современной науке выделяются различные виды систематизации, среди которых большую роль играет кодификация. В результате ко­дификации происходит качественная переработка действующих правил, регулирующих определенную сферу общественных отно­шений. На основе огромной работы создается единый закон, кото­рый способен заменить большое количество ненужных норматив­ных актов, существовавших прежде. Такой закон назвали кодексом.

В других случаях нормативно-правовые акты объединяются вме­сте без изменения их содержания. В результате появляются собра­ния или сборники законов. Такая систематизация называется ин­корпорацией. При этом каждый нормативно-правовой акт само­стоятелен и независим от другого. Нормативно-правовые акты в сборниках могут располагаться в различном порядке: хронологи­ческом, предметном, алфавитном.

Различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Офи­циальная инкорпорация осуществляется путем издания сборников нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Эти сборники имеют официальный характер, и хотя не выступают источниками права, на них можно ссылаться в про­цессе применения права. Неофициальная инкорпорация проводится организациями или отдельными гражданами, не имеющими на это специальных полномочий. Такие сборники создаются для спе­циальных целей (например, справочных) и не имеют официаль­ного характера, т. е. на них нельзя ссылаться в процессе примене­ния права.

Если объединяемые акты регулируют однородный тип обще­ственных отношений, то юристы говорят о консолидации. Отличи­тельной чертой консолидации является то, что в результате нее создается единый сводный нормативно-правовой акт, в который включаются акты, действующие в одной области общественных отношений, без изменения их содержания.

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм называется правотворчеством. Это творческая деятельность лю­дей, осуществляемая по особым правилам.

Субъектами правотворчества могут быть отдельные государ­ственные органы, должностные лица, органы местного самоуп­равления или даже народ (например, при референдуме путем все­народного голосования решаются важные вопросы государствен­ной и общественной жизни страны).

В правотворчестве, исходящем от государства, выделяют правотворчество высших представительных органов и подзаконное творчество. В первом случае создаются законы, и юристы называ­ют такой процесс законотворческим. Во втором случае нормы пра­ва принимаются президентом страны, правительством и другими органами государства.

Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:

1) выявление потребностей в создании норм права. Для этого ана­лизируются практика реализации законов в обществе, действия тех или иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы в законодательстве;

2), внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны. Право законодательной инициативы в нашем госу­дарстве принадлежит президенту, членам Совета Федерации, де­путатам Государственной Думы, правительству, Конституцион­ному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду. Если субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение про­ект закона, то законодательный орган обязан рассмотреть это предложение;

3) рассмотрение и обсуждение проекта закона. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта закона, вно­сятся поправки, если он заслуживает внимания. Обсуждение законопроекта может происходить в нескольких чтениях. При этом рассматривается концептуальная основа проекта, детальные осо­бенности каждого предложения. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение;

4) принятие закона. Федеральные законы принимаются боль­шинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50 % + 1 голос). Принятые законы в течение пяти дней на­правляются на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней его не рассмотрели. Затем закон подлежит подписанию президен­том страны. Президент обладает правом «вето» и может не согла­ситься с законом. В этом случае он поступает на повторное рас­смотрение;

5) официальное опубликование закона. Законы поступают на об­народование и помещаются в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Правотворческий процесс весьма сложная деятельность субъек­тов права, которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью, практикой, научно­сти (при создании правовых норм важно учитывать закономерно­сти эволюции права).

Совокупность правил и приемов разработки новых законов и подзаконных актов составляет юридическую технику. Ее принципы:

- написание новых юридических правил должно отличаться краткостью и четкостью изложения;

- недопустимы дублирование информации, противоречия в смысловых единицах излагаемого материала;

- употребляемые слова должны быть понятными, без эмоцио­нальной окраски, недопустимы употребления устаревших слов.

За многие годы юридической практики по созданию новых за­конов выработались также и особые правила оформления норма­тивных актов. Так, общеобязательными стали важные реквизиты документа — дата, место издания и принятия, подписи должно­стных лиц, указание адресата документа, наименование. Кодексы содержат общую и особенную части, которые состоят из статей. Нумерация статей всегда сплошная. Это значит, что включение новых норм не приводит к изменению нумерации (новой статье просто присваивается дополнительный значок).