logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Вопросы и задания

1. Что такое социальные нормы? Как они образуются?

2. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.

3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?

4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвяза­ны с другими социальными нормами?

5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?

6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет вос­питание?

7. Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения? Почему победа в них оказывается на стороне добра?

НАУКА

Наука это вид деятельности, целью которого является позна­ние мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятель­ности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности че­ловека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.

Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом стро­ении человеческого тела, накопленных в результате практики мумификации, получила развитие медицина. Строительство пи­рамид и других масштабных сооружений способствовало получе­нию знаний по механике. Развитие мореплавания привело у раз­ных народов к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-технического прогресса стали развиваться технические науки, связанные с промышленным производством. В Новое вре­мя возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изучающие психику человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX—XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного заня­тия немногих превратилась в область деятельности, которой мо­жет заниматься любой человек, имеющий определенную базу зна­ний.

Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый объект изучения, особый язык науки, особые методы и орудия исследовательской деятельности, особые цели, обусловленные поис­ком истины.

Наука выполняет ряд функций:

1) теоретико-познавательую. Она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, до­стижением истины;

2) культурно-мировоззренческую. Наука — это часть культуры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества.

Наука формирует особый тип мировоззрения, отличающийся от мировоззрения обыденного и религиозного;

3) производительную. В доиндустриальный период результаты научных исследований мало применялись на практике. С развити­ем промышленности научные знания все больше стали внедрять­ся в производство. Так, если в XVIII—XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практического применения прохо­дил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу внедряются в производство;

4) гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Ее результаты дол­жны приносить пользу конкретным людям и всему человечеству в целом. В настоящее время, когда усиливается процесс глобализа­ции, значение этой функции науки выходит за рамки каждой от­дельной страны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобальных проблем современности;

5) творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач.

Ранее наука была уделом немногих. Уненый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С появлением учебных заведений научные знания стали доступны более широким слоям общества. В настоящее время начальное зве­но научно-исследовательской деятельности — это высшие учеб­ные заведения (вузы). В них студенты под руководством препода­вателей не только учатся, но и приобретают навыки научного познания. Результаты научных исследований студентов обсужда­ются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы вы­ставляются на межвузовские, региональные и общероссийские конкурсы.

Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятель­ности профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз проводит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действу­ют ученые советы, рассматривающие результаты научной дея­тельности.

В России существует масса специализированных научно-ис­следовательских институтов (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундамен­тальные исследования по получению новых научных знаний и за­нимаются прикладной наукой, т.е. применяют фундаментальные знания к конкретным задачам практической деятельности.

Многие вузы и НИИ России становятся организаторами все­российских и международных конференций, на которых ученые делятся опытом, результатами своей научной работы, ведут дис­куссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция проводится по определенной тематике, сфор­мулированной в ее названии. Конференция открывается пленар­ным заседанием, на котором обозначаются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей тематики. Затем прово­дятся заседания секций, на которые выносятся более конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На секционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их об­суждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция за­канчивается итоговым пленарным заседанием, обобщающим ре­зультаты работы секций. По итогам конференции издаются тези­сы докладов.

Главным органом научной деятельности России стала Россий­ская академия наук (РАЯ). Она ведет свою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно независимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно-педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-ме­тодических публикаций, может быть присвоено ученое звание доцента, а доктору наук, на тех же условиях и при наличии науч­ного руководства аспирантами, — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосабливались в от­дельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в но­вую науку со своим предметом изучения. Современная наука под­разделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом представляет сложную систему, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин.

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, обще­ство, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло­гия, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Технические науки непосредственно обслужива­ют практическую деятельность, создавая основу для совершен­ствования процесса производства. Это материаловедение, элект­роника, информатика и т.д.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки рассматривают человека как высшую ступень развития живых орга­низмов на Земле, как субъекта общественно-исторической дея­тельности и культуры. В противоположность другим живым суще­ствам человек представляет продукт собственной материальной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психи­ческих процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают другие гу­манитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматрива­ет человека по-своему. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изуча­ет происхождение и эволюцию человека, образование человече­ских рас и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антро­пологии — раздела социологии, объектом изучения которого слу­жат примитивные и традиционные системы. Социальная психоло­гия, так же как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реа­лизовать свои личностные качества, вопросы межличностного об­щения и взаимодействия и т.д. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на индивида в процессе воспитания и образования. Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений и их взаимодействие с его со­знанием.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто называют общественными науками. Социология кроме вопросов формирования личности изучает ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, по­требление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономиче­ских отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология изучает политическую систему общества, особенно­сти власти, устройство и функции государства. Юриспруденция за­нимается юридическими правилами поведения, проблемами пра­вомерного поведения, правонарушения и наказания за них. Куль­турология изучает мир искусства. История исследует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы развиваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1) общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное присво­ение чужих научных результатов);

2) специфические, характерные этические нормы науки. Прежде всего, это бескорыстный поиск и отстаивание истины. В истории науки есть немало примеров подвижничества ученых, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

- универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от ка­честв исследователя, поэтому научные результаты, полученные известным ученым, должны быть также досконально проверены, как и результаты исследований молодого ученого;

- общность. Научное знание должно становиться общим досто­янием, которым никто не вправе монопольно владеть. Это до­стигается путем публикации, обнародования результатов иссле­дования;

- бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствие научных достиже­ний;

- организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, насколько бы высоким он ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современ­ников и в то же время критически относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не за­страхованы от ошибок. Кроме того, ученый должен не только от­стаивать свои убеждения, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.

Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува­жение в научной среде.

Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на­уки. Однако наука связана с практической деятельностью, поэто­му немаловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом. Такие отношения ставят вопрос о соци­альной ответственности ученого.

В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо­ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу лю­дям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов воору­жений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли применение и в мирной жизни, например ядерная энергия, самолетостроение и т.д. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос соотношения истины и добра в на­уке как нельзя более актуален и по сей день. Кто может пору­читься, что новое изобретение не станет оружием в руках «злого гения», недобросовестного политика и не принесет вред челове­честву.

Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за­нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин­женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле­дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям об­рести детей. Другие справедливо указывают на нравственные ас­пекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование может быть использовано для создания биологических роботов, запро­граммированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.