logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Личность и политика

Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе затрагивает интересы каждого человека. По мере соци­ализации индивид познает свою включенность в общественные отношения, совершенствует свои качества, в том числе и поли­тические.

Человек вырабатывает свой собственный взгляд на сущность политических отношений в обществе, определяет свое место в них, свои симпатии и антипатии к различным политическим си­лам, наиболее эффективные пути и средства решения политиче­ских проблем. Процесс формирования и становления политиче­ского сознания и политического поведения личности называется политической социализацией. Включение личности в политику на­чинается с того, что политическая система вовлекает индивида в свою орбиту, рекрутирует своих сторонников, обучает их выпол­нению простейших политических функций, дает определенные сведения о том, что должен знать и уметь гражданин. Любая поли­тическая система вырабатывает свои специфические методы во­влечения личности в политику — механизмы политической соци­ализации.

Процесс гражданского созревания начинается на раннем этапе жизнедеятельности человека, когда он приобретает определенные знания о политике. Политическое сознание и политическое пове­дение формируются под влиянием социальной среды, ее как по­литических, так и неполитических факторов (школа, вуз, работа, церковь, литература, искусство, средства массовой информации и др.). На становление политического мира личности оказывает влияние ее общественное положение, возможность участия в по­литической деятельности и результативность этого участия. Важна также система обеспечения прав и свобод личности, их гарантия и правовая регламентация.

В результате политической практики знания о политике прохо­дят проверку на жизнеспособность и трансформируются в поли­тические убеждения, которые оказывают сильное влияние на фор­мирование социально-политических идеалов и в своем обобщен­ном виде входят в мировоззрение личности. Убеждения могут формироваться на основе как научно обоснованных знаний, так и обыденных представлений о сущности политических процессов.

На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она в зна­чительной степени определяет политическое поведение человека. На развитие политического сознания и поведения личности ока­зывает влияние не только ее собственный социальный опыт, но и опыт той социальной общности, к которой она принадлежит. Этот опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей, даже если они не отражают личностных интересов и потребностей.

По степени участия в политической жизни выделяют следую­щие типы личности:

1) аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, полностью безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу социальной неразвитости и др.), может быть и мнимым, когда отход от активной деятельности служит выражением протеста против ее полной, на их взгляд, бесперспективности;

2) тип личности с низкой политической активностью. В этом случае имеет место не протест, а, скорее всего, полное отсут­ствие интереса к политике;

3) наиболее распространенный — тип личности опосредован­ной включенности в политику. Как правило, это граждане, интере­сующиеся политикой, имеющие определенную точку зрения на политические события, которая может существенно колебаться в зависимости от внешних условий. Политическую активность они проявляют участием в выборах, референдумах, массовых акциях, собраниях и т.д.;

4) более цельный политический тип личности — член той или иной политической партии. В этом случае человек делает созна­тельный выбор, берет на себя определенные обязательства;

5) общественный деятель, посвящающий политической работе довольно много времени и сил;

6) профессиональный политик, который в отличие от обществен­ного деятеля посвящает всю свою жизнь политической карьере и входит в состав политической элиты;

7) высший политический тип личности — политический лидер.

Включение личности в политику обеспечивается существую­щей в обществе и государстве системой прав и свобод личности и возможностью их реализации. В ходе политической социализации происходит формирование политической культуры личности, ос­нованной на ценностных представлениях человека о политичес­кой власти, воплощающихся в разных способах его взаимодей­ствия с государством. Политическая культура выражает реализуе­мые на практике политические убеждения личности, например членство в партиях, участие в выборах и т.д.

Политическая культура личности представляет часть политиче­ской культуры общества в целом. Она, закрепляя нормы полити­ческого поведения в языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну) и тем самым стремится сплотить общество.

Политическая культура выполняет ряд функций:

- функцию идентификации (понимание личностью своей при­надлежности к определенной социально-политической группе и участие в выражении ее интересов);

- функцию ориентации, отражающую стремление человека по­нять свои возможности при реализации прав и свобод в конкрет­ной политической системе;

- функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав;

- функцию социализации, обеспечивающую обретение чело­веком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать свои политические права и интересы;

- функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политиче­ской системы при сохранении целостности государства и общества;

- функцию коммуникации, позволяющую субъектам полити­ческой жизни взаимодействовать между собой на основе исполь­зования общепринятых средств политического общения (терми­нологии, языка, стиля и т.д.).

Важной предпосылкой полноценного участия личности в поли­тической жизни страны выступает гражданство. Гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловли­вающая их взаимные права и обязанности. Граждане обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от иностранцев и лиц без гражданства.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и «Законом о гражданстве Российской Федера­ции», принятым в 2002 г.

Человек является гражданином государства не в силу прожива­ния на его территории, а вследствие юридического оформления гражданства. Государство в специальных законах устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином государ­ства, основания приобретения и прекращения гражданства. Гражданство подтверждается паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом (для военнослужащих).

Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства. Оно является единым и равным независимо от ос­нований приобретения. Все граждане имеют равные права и несут равные обязанности. Важный принцип составляет то, что гражда­нин не может быть лишен гражданства. При этом под лишением гражданства понимается расторжение гражданских связей по ини­циативе государства, в одностороннем порядке, не предусматри­вающее в качестве условия согласие гражданина.

Статья 62 Конституции РФ предоставляет гражданину возмож­ность иметь гражданство иностранного государства (двойное граж­данство) в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответству­ющего договора России с тем государством, гражданство которо­го хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении Двойного гражданства принимает Президент РФ. Граждане Рос­сийской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах и не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.

Статья 61 Конституции гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражда­нам защиту и покровительство за ее пределами.

«Закон о гражданстве РФ» устанавливает следующие способы приобретения гражданства: по рождению, в порядке его регист­рации, в результате его признания, в результате приема в граж­данство (натурализация), в результате восстановления в граждан­стве, путем выбора (оптации) и др.

Приобретение гражданства по рождению (филиация) основ­ной способ пополнения числа граждан. Ребенок, родители кото­рого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В случае разного гражданства родителей гражданство ребенка определяется их пись­менным соглашением. Если один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, то ребенок является граждани­ном РФ.

Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Феде­рации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории России детей, чьи родители являются лицами без граж­данства или состоят в гражданстве других государств, но не пре­доставляют ребенку своего гражданства. В любом случае закон ис­ходит из того, что ребенок не может остаться без гражданства.

Регистрация гражданства — это упрощенный порядок приоб­ретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Россией, и осуществляемый соответствую­щими органами внутренних дел. В число лиц, для которых уста­новлен упрощенный порядок приобретения гражданства в виде регистрации, входят те, у кого супруг либо родственник по пря­мой восходящей линии является гражданином РФ. К ним отно­сятся также те, у кого на момент рождения хотя бы один из роди­телей был гражданином РФ, но кто приобрел иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистра­ции российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей гражданства РФ.

Признание гражданства — это способ приобретения граждан­ства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. По «Закону о гражданстве» 1991 г. (с изменениями 1993 г.) граж­данами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоян­но проживающие на территории России на день вступления зако­на в силу, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В соответствии с этим положением никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.

Натурализация это прием в гражданство РФ иностранца или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства. Важное условие составляет прожи­вание в России в течение пяти лет перед обращением с ходатай­ством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пре­делы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Ходатайства о приеме в гражданство РФ отклоняются для тех лиц, которые выступают за насильственное изменение конститу­ционного строя России, состоят в партиях и организациях, чья деятельность несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за дей­ствия, преследуемые по законам РФ.

Восстановление в гражданстве это способ приобретения граж­данства лицами, ранее утратившими его по различным причи­нам, например в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства роди­телей. Признание факта восстановления распространяется на быв­ших граждан России (СССР), лишенных гражданства или утра­тивших его без их свободного волеизъявления.

Оптация (выбор гражданства) способ приобретения и пре­кращения гражданства при изменении государственной принад­лежности территории. Проживающим на такой территории лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление пре­жнего, либо приобретение гражданства того государства, к кото­рому отходит данная территория. Обычно такой выбор связывает­ся с переселением лиц, избравших иное гражданство.

К другим основаниям приобретения гражданства относятся усы­новление, опекунство, соглашение родителей о российском граж­данстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться в связи с выходом из гражданства, отменой решения о приеме в гражданство и выбором гражданства (оптацией).

Выход из гражданства это добровольное прекращение граж­данства. Закон не устанавливает постоянных ограничений на вы­ход из гражданства. Временными же ограничениями могут быть отбытие уголовного наказания и выполнение конституционной обязанности защиты Отечества. После выполнения этих обязан­ностей по отношению к государству гражданин вновь приобрета­ет право на выход из гражданства. Отмена решения о приеме в граж­данство это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство РФ на основа­нии заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт которых устанавливается судом.

Российское законодательство определяет права детей в случае изменения гражданства их родителей. Гражданство детей в возра­сте до 14 лет определяется гражданством родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согла­сия. Гражданство детей не изменяется при изменении граждан­ства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей в таком случае согласия родителей не требуется.

Если родители приобретают гражданство РФ, то при соблюде­нии указанных выше условий соответственно меняется граждан­ство детей. В случае если один из родителей приобретает граждан­ство РФ, ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатай­ству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, ребенок сохраняет гражданство РФ. Российское граж­данство ребенка прекращается в этом случае по ходатайству дан­ного родителя и при письменном согласии другого, но только при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.

Так же определяется гражданство детей в случае их усыновле­ния. Гражданство недееспособного лица соответствует граждан­ству опекуна. Споры между родственниками, опекуном или попе­чителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматрива­ются судом, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.