logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Человек, индивид, личность

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как си­нонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом яв­ляется любой из нас. Каждый человек от рождения наделен осо­быми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфи­ческие черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однознач­ного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обла­дающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему со­циальных отношений посредством активной предметной деятельно­сти и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения соци­альных функций и развития самосознания. Самосознание это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в ка­честве члена общества. Важнейшим качеством личности выступа­ет социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной ак­тивности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в про­цессе воспитания, образования, общения и практической дея­тельности. Одни люди от природы активны, энергичны и дея­тельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих со­циальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности свя­зывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятель­ности. В этом случае активность может быть выражена в конкрет­ных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают резуль­таты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно свя­зано понятие «социальный субъект» человек, способный к ак­тивной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как норматив­ная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность это принятый культурой соответствующего общества тип личнос­ти, в наибольшей степени отражающий особенности данной куль­туры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функцио­нирования данной группы. Так, в университете существуют пред­ставления о том, каким должен быть студент, в армии — воен­нослужащий, на заводе — рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность это человек, привер­женный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распрост­раненный на данной территории и в данный момент времени. Мо­дальная личность отражает реальное положение человека в обще­стве. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может су­ществовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к ис­полнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой ус­ловий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни полу­чает распространение маргинальный тип личности, т. е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней соци­альной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуве­ренность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо соци­альной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие фак­торы. В первую очередь это наследственность. От родителей чело­век получает набор индивидуальных свойств внешности, здо­ровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большин­стве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основ­ных они могут выступать тогда, когда человек существенно отли­чается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание процесс целенаправленного воздействия на человека для форми­рования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориенти­руется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и об­щество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые фор­мируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, на­зываются социальными.

Социальные отношения это устойчивая система связей инди­видов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельно­сти он должен учитывать интересы других людей. Так, для дости­жения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необ­ходимо уметь построить правильные отношения и с начальника­ми, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различ­ных социальных групп) и психологический уровень (непосредствен­но межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда, несмотря на благоприятные условия, процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирова­ния личности необходимо стремление человека к самосовершенство­ванию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться, только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способно­сти человека. Способностями называют индивидуально-психичес­кие качества человека, которые позволяют ему успешно приобре­тать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов челове­ка, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, - когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способ­ность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Раз­витие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантли­вого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называ­ем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в исто­рии, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Лич­ность — это результат становления индивида, развития его спо­собностей, накопления опыта. Личность характеризуется разви­тым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением при­нимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способно­стью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Соци­ализация это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс со­циализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возраст­ные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные гра­ницы этих этапов довольно размыты. Тем не менее, существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет на­чальную социализацию, период зрелости и старости — продолжен­ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продол­женной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — при­витие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспи­тания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во вто­ром — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая ро­дителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформи­ровать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответ­ствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответствен­ность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Про­цесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняет­ся только его направленность. Если в детстве человека воспитыва­ли окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы­вается самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение уси­лий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, со­стоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.