logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Научное познание

Научное познание это объективное изучение мира, незави­симое от взглядов и убеждений человека. Научное познание воз­никло на основе обыденного познания. Однако между ними име­ются существенные различия.

Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реаль­ности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специ­альную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов.

Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо­соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится, как можно более четко сформулировать свои понятия.

В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компью­тер» и другие, стали привычными всем словами.

Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полу­ченных знаний, но в, то, же время они используются для дальней­шего исследования.

К особенностям научного познания относится и специфика на­учных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказатель­ства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказа­на. В связи с этим важными отличиями научного познания от обы­денного выступают взаимосвязь и системность научных знаний.

В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений при­водил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной об­ласти, а затем переносить их на практику. Таким образом, появи­лись гипотезы научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории — это уже доказан­ные научные положения. Их можно назвать доказанными гипоте­зами. Тем не менее, при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказа­тельств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна­чала обнаружить сам объект познания, например небесное тело — в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных задач. Применение к предмету ис­следования конкретных приемов и методов научного познания назы­вается методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания.

Научное познание в отличие от обыденного предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, нали­чие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заве­дении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достиже­ния. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни про­водил исследования, служит поиск объективной истины и полу­чение нового знания. Процесс познания может быть плодотвор­ным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания. К ним относятся:

1) мифология донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея­тельности домыслы и предрассудки;

3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель­ность;

4) обыденное познание, включающее повседневный практичес­кий опыт человека.

Результаты научного познания — научные знания — в боль­шинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на покор­ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, зна­ния, полученные в результате обыденного познания, находят во­площение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его ре­зультатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в от­личие от результатов обыденного познания или художественного творчества.

В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследовате­ля зависит трактовка явлений в исторической, политологиче­ской, философской и других гуманитарных науках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики госу­дарства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали не­гативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной. Анализ исторического развития науки показывает, что она ча­сто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

В структуре научного познания выделяют два уровня — эмпи­рический и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувствен­ным познанием, задача которого заключается в получении зна­ний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формули­руются принципы, законы, создаются теории, в которых заклю­чается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие ме­тоды, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирова­ние и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелоги­ческих методов познания.

Анализ это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.

Синтез это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при­знаков, свойств или отношений) предмета.

Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наи­более универсальные приемы познания.

В процессе исследования ученому часто приходится делать вы­воды об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут стро­иться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаклю­чения называются индукцией и дедукцией. Индукция это та­кой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Одним из общелогических методов познания служит абстраги­рование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемо­го явления, с одновременным выделением интересующих иссле­дователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопо­ставимые явления, в связи, с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т. е. выделение об­щих признаков и свойств.

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изу­чаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В ре­зультате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией.

Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова­ния, т. е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги­нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала Размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек­та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это удобство для исследования, особенно в том случае, когда изучение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног­да изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть ма­териальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые — строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В на­стоящее время все большее распространение получает компью­терное моделирование, основанное на использовании специаль­ных программ

К методам эмпирического научного познания относится наблюде­ние целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая ра­циональные факторы. Элементами эмпирического познания слу­жат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипоте­зе, предположении.

Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и пере­дает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание за­крепляет данные измерений, т. е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходи­мо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть перево­димы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материа­лов, теплопроводность и т.д.).

С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда­вая специфические условия с целью получения определенных ре­зультатов. Особенность эксперимента состоит в том, что иссле­дователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз­никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль­нейшего исследования.

К теоретическим научным методам познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моде­лей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.

Следующий метод — аксиоматический. Он состоит в выдвиже­нии исходных положений, не требующих доказательств, на осно­ве которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства, истинности которого не требуется, называется ак­сиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках.

Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост­ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно­сти можно представить как конкретное переплетение самых раз­личных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о при­роде явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом вос­хождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле­дователь вначале' находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущ­ность изучаемого объекта.

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведе­ны в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести исто­рию возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством истори­ческого и логического методов исследования.

В основе исторического метода лежат изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе — такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс­ших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато, воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвига­ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна­ние о закономерностях исторического процесса.

Все методы научного познания всегда используются в комп­лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируются новые при­емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком­пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по­строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов иссле­довательской деятельности, но и в выяснении перспектив их раз­вития.