logo
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Социальные отношения социальная стратификация

Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общ­ности и группы, вырабатывающие определенные социальные цен­ности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющих определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.

Социальная структура это определенный способ связи и взаи­модействия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции и выполняющих определенные социальные функции в соответ­ствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться по-разному в зависимости от основания выделения структурных частей общества. Такими основаниями могут быть естественные факторы (пол, возраст, национальность, раса и др.), факторы имущественного расслоения, отношения к власти и религии и т.д.

Социальная структура может отличаться динамизмом, а может оставаться стабильной. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важней­шее условие нормального существования любого общества. Ста­бильное общество — это общество, развивающееся и в то же время, сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, которые со­храняют его стабильность и исключают политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабиль­ными могут быть и авторитарные, и тоталитарные обществен­ные системы. Однако, в конце концов, такие системы становят­ся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей не­стабильности.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назрев­ших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения составляют необходимое условие и эле­мент социальной стабильности.

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных. Оно состоит из групп, как организм — из клеток. Численность групп на Земле превыша­ет численность индивидов. Это возможно потому, что один чело­век способен состоять в нескольких группах одновременно.

Социальная группа это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функ­цию в структуре общества. Некоторые группы могут образовы­ваться спонтанно, существовать короткое время и сразу распа­даться. Их называют квазигруппами.

Другие группы более устойчивы и долговременны. В соответ­ствии с занимаемым местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые социальные группы. Большая груп­па это группа с большим числом членов, основанная на раз­личных типах социальных связей, не предполагающих обязатель­ных личных контактов. К большим группам относят номинальные группы — совокупность людей, выделяемую для исследования по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. Это группы условные и статистические, используемые для удобства анализа. Условными признаками могут быть цвет волос, глаз, тип характера и др. Большие группы могут быть реальными, т. е. могут действовать как единое целое. Их члены объединены общими це­лями, осознают их и стремятся реализовать совместными органи­зованными действиями. Эти группы складываются на основе про­фессиональных, классовых, национальных и иных признаков.

Малая группа это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных кон­тактов и члены которой объединены общей деятельностью. Суще­ствуют различные подходы к классификации малых групп. Выде­ляют первичные и вторичные группы. Первичная группа это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов (например, семья, друзья, студенческая группа и т.д.). Вторичная группа это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характерис­тики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходят способность осуществлять определенные функции и достигать общую цель (например, трудовой коллектив).

В классификации малых групп также выделяют референтные группы и группы членства. Референтная группа это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориенти­руется в своем поведении и самооценке. Группы членства это те группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда человек, будучи членом одних групп, начинает ориентироваться на совершенно противоположные цен­ности других групп. Это может вызвать конфликт человека, как с самим собой, так и с окружающими.

Социальная структура показывает деление общества «по гори­зонтали», т.е. на основе выделения разных, но относительно са­мостоятельных групп. Понятие «социальная стратификация»предполагает рассмотрение общества по вертика­ли — в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материаль­ного богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Та­кая иерархия позволяет обществу стимулировать одни виды дея­тельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Общество устроено так, что в нем обязательно есть лидеры и исполнители, уважаемые и презираемые. В зависимости от этого распределяются права и обязанности, поощрения и привилегии. Практика показывает, что без такой иерархии невозможно эф­фективное взаимодействие людей и достижение результатов дея­тельности.

С другой стороны, социальная стратификация означает нера­венство и неравномерное распределение материальных благ. Тем не менее, представляется вполне естественным, что человек, по­лучивший хорошее образование, вправе занять более высокую должность, а начальник — получать зарплату больше подчинен­ного. Таким образом, можно говорить об основаниях стратифика­ции. Выделяют четыре основания: доход, власть, образование и престиж. Эти факторы открывают доступ к социальным благам.

Доход это количество денег, получаемых индивидом за оп­ределенный период времени. Власть определяется возможностью влиять на людей и диктовать им свою волю независимо от их желания. Чем больше людей находится в подчинении, тем боль­ше объем власти. Образование связано с объемом знаний, полу­чаемых в учебных заведениях, престижностью места учебы и полученной специальностью. Престиж это уважение к зани­маемому человеком месту (а не к самому человеку) в социаль­ной иерархии.

Выделяют следующие исторические типы стратификации: кас­товую, рабство, сословную, классовую.

Кастовая модель стратификации наиболее древняя из всех. Она существовала в Индии на протяжении многих столетий, и пережитки ее сохранились по сей день. Кастой называют соци­альную группу, принадлежностью к которой человек обязан ис­ключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую. Но если человек будет вести праведную жизнь, то, по канонам индуизма, он может стать членом высшей касты в следующей жизни.

В социальной структуре выделяются следующие касты: брахма­ны (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (крестья­не). Особую группу составляют парии (неприкасаемые), занимаю­щие самую низшую ступень социальной иерархии и не входящие ни в одну касту.

Рабство наиболее распространенная в древности модель со­циальной стратификации. Оно представляло собой личную зави­симость раба от рабовладельца. Различают несколько видов раб­ства. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак. Восточ­ное рабство предполагало зависимость всего населения от госу­дарства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей (участие в строительных, ирригационных и других работах).

В период античности существовало классическое рабство, свя­занное с полным бесправием раба, который считался «говоря­щим орудием». Рабовладелец мог наказывать раба по своему ус­мотрению, распоряжаться им как вещью и даже убить. Такая же форма рабства существовала в США до середины XIX в.

Сословная стратификация существовала в Европе в период Средневековья и сохранялась в некоторых странах и в Новое вре­мя. Сословие это обособленная группа людей, имеющих строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Со­словия делились на привилегированные и непривилегированные. Ос­новными сословиями феодального общества были феодалы и кре­постные крестьяне. Крестьяне находились в поземельной зависи­мости от феодалов, но в, то, же время имели права на личное имущество. Зависимость проявлялась в выполнении феодальных повинностей в пользу феодалов — в форме барщины и оброка.

В условиях каждой конкретной страны сословная структура имела свои особенности и более четкое деление. Например, в Рос­сии к привилегированным сословиям относились дворяне, куп­цы, духовенство, а к непривилегированным — крестьяне различ­ных категорий и мещане. С развитием капитализма реальные отношения между сословиями менялись, но формальная иерархия оставалась. Так, в нашей стране дворяне были лидирующим со­словием, занимая государственные должности, вплоть до 1917 г. Любой свободный человек мог получить дворянское звание по выслуге в соответствии с «Табелем о рангах» Петра I. Отличитель­ным признаком высших сословий (дворян) были титулы сло­весные обозначения служебного и наследственного положения их обладателей (граф, барон, князь).

Классовый подход к делению общества характерен для марксиз­ма. Классы это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в обще­ственной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В каждом историческом периоде существовали два класса — экс­плуататоры и эксплуатируемые (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).

Современная модель стратификации содержит термин «классу, но ему придается иное значение. В настоящее время выделяют выс­ший, средний и низший классы, различающиеся уровнем дохо­дов. Высший класс это богатые. Средний класс люди со сред­ним уровнем доходов. Низший класс бедные.

Стратификацию современного общества можно представить в I виде треугольника (или пирамиды), вершину которого составляют богатые, центр — средний класс, а основание — низший класс. Доля высшего класса в любой ситуации остается примерно оди­наковой и составляет 5 % от общей численности населения. Дело в том, что общество, создавая материальные ценности, не может обеспечить большее число богатых. Доля же среднего и низшего классов может меняться в зависимости от экономической и поли­тической ситуации. Чем больше бедных, тем меньше прослойка среднего класса, а значит «сокращается расстояние» между бога­тыми и бедными, грозя вызвать социальный конфликт. Наоборот, развитый и многочисленный средний класс служит залогом со­циальной и политической стабильности общества. Он «разводит» по разным полюсам богатых и бедных, не давая им столкнуться между собой.

В любом обществе критерием вертикального размещения соци­альных слоев выступает социальное неравенство, т.е. те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Среди ученых нет единого мне­ния о сущности неравенства. Одни из них рассматривают неравен­ство как необходимое условие существования общества, дающее возможность поощрять лучших его представителей и наиболее цен­ные виды общественно-полезной деятельности. Другая точка зре­ния состоит в том, что неравенство есть следствие присвоения небольшой группой людей основных общественных ценностей. Со­средоточение богатства и власти в руках олигархов (олигархия — власть немногих) становится причиной недовольства остальной части населения и приводит, в конечном счете, к столкновению богатых и бедных.

Одна из теорий обосновывает неравенство делением общества на статусные группы, т.е. такие объединения людей, которые в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодина­ковый социальный престиж.

Социальный статус это соотносительное с другими положе­ние индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Социальное положение человека это место, которое он занимает в обществе. Для того чтобы опреде­лить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. Каждый человек выполняет множество функ­ций в системе социальных связей, поскольку он реально включен во множество различных социальных групп. Таким образом, каж­дый человек обладает множеством статусов.

Среди всех статусов индивида определяющим выступает глав­ный (основной) статус. Это может быть членство в какой-либо организации, гражданство, профессия и т.д. Однако не всегда тот статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.

Статус может определяться территорией (горожанин, сельский житель, бомж), полом (мужчина, женщина), возрастом (ребенок, взрослый, пожилой), национальностью, расой, состоянием здо­ровья (здоровый, инвалид), образованием, профессией, должно­стью, религиозной принадлежностью, политическими взглядами и др. В зависимости от того, является ли статус наследуемым или приобретенным, различают предписанный и достигаемый стату­сы. Предписанный статус это социальная позиция, которая за­ранее предписана индивиду обществом независимо от его спо­собностей или усилий. Разновидностью такого статуса выступает социально-классовый статус, определяющий классовое положе­ние человека. Достигаемый статус это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивиду­ального выбора. Разновидностью такого статуса может быть про­фессионально-должностной статус, связанный с профессиональ­ной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Таким образом, социальный статус определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.

Поведение личности, связанное с ее статусом, называется со­циальной ролью. Социальная роль это образец поведения, закре­пившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Че­ловек учится ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функ­ций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрыва­ние (переход от одной роли к другой), групповое членство (освое­ние определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).

Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ро­левого исполнения. Ролевое ожидание это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведение для представителей данного статуса). Ролевое исполнение это фактическое поведение человека, имеющего определенный со­циальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стре­мятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личны­ми качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.).

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, назы­вается ролевым набором. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого кон­фликта, под которым понимается столкновение ролевых требо­ваний, предъявляемых к человеку, при одновременном выполне­нии им нескольких ролей.

Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в за­висимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными прояв­лениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека ок­ружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противополож­ными требованиями к исполнению одной и той же роли со сторо­ны различных людей; в-пятых, конфликт между личными каче­ствами индивида и ролевыми требованиями.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, кото­рая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.

Один из важных механизмов социальной стратификации — со­циальная мобильность, т.е. изменение индивидом, семьей, соци­альной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности — меж­поколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъек­тов — индивидуальная и групповая.

Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобиль­ность это изменение социальной позиции конкретным челове­ком в течение его жизни. Примером этого может служить карьер­ный рост работника.

Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, со­циальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида или со­циальной группы от одной социальной позиции к другой, нахо­дящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не вле­кущая за собой существенного изменения социального положе­ния. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если пе­ремена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при уст­ройстве там на работу.

Индивидуальная мобильность это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность проис­ходит в связи с повышением или понижением общественной зна­чимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мо­бильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают бо­лее значимые факторы, такие как революции, войны, смена по­литического режима и др.

Таким образом, социальная стратификация — это сложное яв­ление. Положение отдельных людей, так же как и отдельных групп, не остается неизменным. При этом в наше время положение ин­дивида не определяется сословными или кастовыми границами, а зависит от личных качеств и его стремления к достижению более высокого положения.