logo search
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Форма государственного устройства и форма политического режима

Форма государственного устройства это внутреннее строе­ние государства, административно-территориальная организация го­сударственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с террито­риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны­ми органами государственной власти.

Существуют три формы государственного устройства — уни­тарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство это целостное государство, админи­стративно-территориальные единицы которого не обладают при­знаками суверенитета.

Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не име­ют права издавать свои законы;

2) единая система органов власти. Высшие органы государствен­ной власти осуществляют непосредственное руководство местны­ми органами;

3) единая денежная единица;

4) единая финансовая, налоговая, кредитная система;

5) единое гражданство;

6) единые вооруженные силы;

7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

8) составные части государства не обладают признаками суве­ренитета, т. е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств — унитарные. Унитар­ная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как пра­вило, унитарные государства — небольшие по территории и име­ют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эс­тония и др.) Однако есть унитарные государства с многонацио­нальным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, пред­ставляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об­разования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части госу­дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако­ны, которые не должны противоречить федеральному законода­тельству;

2) двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов федерации;

3) единая денежная единица;

4) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налого­вой политике;

5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

6) единые вооруженные силы;

7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ­ственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи­ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна­чительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио­нальные федерации строятся на основе добровольного объедине­ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета­ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера­ции. Национальные государственные образования в составе Рос­сийской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый ста­тус имеют автономии — автономные округа и автономная об­ласть. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших фе­деральных органов власти.

Конфедерация это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Кон­федерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш­ней политике. Целями объединения служат в основном внешне­политические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен­ная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако­ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж­дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен­ный механизм. Тем не менее, создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди­ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что мо­жет быть создана единая денежная система с общей валютой;

4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее, создается общий денеж­ный фонд для финансирования мероприятий, связанных с дости­жением целей конфедерации;

5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;

6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во­оруженные силы государств —членов конфедерации объединяют­ся под единым командованием;

7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен­ными субъектами международных отношений. Они вправе не при­знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъек­ты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации;

8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государ­ства. В XX в. конфедерациями были объединение советских респуб­лик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сене-гамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Политический режим выступает наиболее ди­намичной формой государства. С его изменением, даже если фор­ма правления и форма государственного устройства остаются пре­жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищен­ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти, их ответствен­ность перед избирателями;

2) разделение властей;

3) приоритет права во всех сферах государственной и обще­ственной жизни;

4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

6) максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равен­ство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива­ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра­тического режима служат:

1) формирование органов власти невыборным путем или пу­тем 'псевдовыборов;

2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель­ной ветви власти;

3) преобладание государства над правом, господство беззако­ния и произвола со стороны государства;

4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла­рированы, но в действительности не исполняются);

5) однопартийная система, господство единой государствен­ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Деление политического режима на демократический и антиде­мократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либераль­но-демократический и собственно демократический режимы. Ли­берально-демократический режим предполагает осуществление вла­сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей­ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла­стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота­литарный режим характеризуется полным вмешательством госу­дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель­ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за­трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла­шает превосходство одной нации над другой, происходит мили­таризация общественной жизни; государство проводит агрессив­ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демо­кратическими. Демократия в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного са­моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен­ного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность госу­дарства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования вы­борных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распреде­ления депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Консти­туцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права.

Избирательное право это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избиратель­ное право» обозначается также право граждан участвовать в выбо­рах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное право избираться в состав органов власти.

Принципами избирательного права выступают всеобщность, сво­бода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеоб­щее избирательное право означает предоставление активного изби­рательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удов­летворяющим дополнительным требованиям (избирательным цен­зам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие нака­зание в виде лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией государства могут быть установлены избиратель­ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления изби­рательного права. Возрастной ценз требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России — 18 лет для ак­тивного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому полу­чение гражданином избирательного права обусловлено опреде­ленным сроком проживания в стране к моменту проведения вы­боров. Образовательный ценз требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предо­ставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образо­вания. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие из­бирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Изби­ратель не может быть включен более чем в один список избирате­лей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюлле­теня требуется предъявление документа, удостоверяющего лич­ность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Сво­бодное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое из­бирательное право означает непосредственную подачу избирате­лем своего голоса за конкретного кандидата или список канди­датов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель вы­бирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимуще­ство прямых выборов заключается в том, что все избираемые орга­ны государственной власти являются непосредственно предста­вительными органами народа.

Тайное голосование это принцип избирательного права, означа­ющий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъ­явлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечи­вается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполне­ния избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запол­нения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюлле­тень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с изби­рательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательный процесс в России это деятельность по подго­товке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация из­бирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкрет­ном избирательном участке служит его проживание на территории этого избирательного участка.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и про­ведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стра­не к ним относятся Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, терри­ториальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и прове­дении выборов избирательные комиссии в пределах своей компе­тенции независимы от государственных органов и органов мест­ного самоуправления.

До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распростране­ние информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Голосование главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в поме­щение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии на основе поданных избирателя­ми избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участко­вая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голо­сования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориаль­ных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие вы­боры это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбы­тия депутата. Повторные выборы это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.

По времени проведения выборы делятся на очередные и вне­очередные. Очередные выборы это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением сро­ка полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводят­ся в случае досрочного роспуска парламента.

В избирательном праве различают несколько видов избиратель­ных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, полу­чившие большинство голосов. Мажоритарная система относитель­ного большинства это система выборов, при которой избран­ным считается кандидат, получивший наибольшее число голо­сов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства это система

выборов, при которой избранным считается кандидат, получив­ший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины об­щего их числа (50 % плюс один голос).

Пропорциональная избирательная система это порядок оп­ределения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих канди­датов в представительный орган, производится пропорциональ­но полученному ими количеству голосов. Такая система приме­няется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избиратель­ным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т. е. набрать более 7 % голосов избира­телей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, подан­ным за каждое избирательное объединение.

Существуют также смешанные избирательные системы это из­бирательные системы, основанные на сочетании двух систем пред­ставительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятя избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной.