logo search
учебник_Культурология__со_вставками

1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура

Ключевые слова: палеолит, неолит, мезолит, неолитическая революция, стоянка, менгир, кромлех, дольмен, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, инициация, обряд, жертва, миф, погребения, селища, городища, цитадели, синкретизм, матриархат, патриархат.

Первобытная культура – это рождающаяся среди царства природы и животного мира культура человека. Все появляется впервые. Хронология первобытной культуры: от 3 млн. лет назад до 3 тыс. до н. э., от появления человека до становления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез) является дискуссионной научной проблемой. Человек относится к роду Homo, семейству гоминид класса млекопитающих. Останки древнейших гоминид сосредоточены в Африке, которая считается прародиной человечества. Эволюция человека не была однолинейной, различные формы сосуществовали и соперничали за выживание.

Первой формой человека, отделившейся от отряда приматов (человекообразных обезьян – австралопитеков) был Homo habilis – человек умелый, или человек способный, живший около 2,4–2,8 млн. лет назад. В 1960 г. его останки найдены в ущелье Олдовай в Восточной Африке американским археологом Л. Лики. Объем мозга Homo Habilis – 650 куб. см. В отличие от австралопитеков он не только использовал для своих целей природные предметы, но изготавливал орудия труда. Галечные орудия – грубо оббитые камни, приспособленные для простейших ударных операций, можно считать символом рождения человеческой культуры. На диком камне человеческой рукой нанесены первые искусственные сколы (рис.1).

Около 1,9–1,7 млн. лет назад возник вид Homo erectus – человек прямоходящий, по строению скелета близкий к современному человеку, объем мозга 1000 куб. см. Приблизительно 1 млн. лет назад различные формы Homo erectus (питекантроп, синантроп) жили не только в Африке, но в Юго-Восточной Азии и на Юге Европы. Европейский представитель рода Homo erectus – Гейдельбергский человек (найден на тер. Германии) – существовал 600–150 тыс. лет назад. У него был широкий лоб и объем мозга до 1400 куб. см., примерно равный мозгу современного человека. В период 130–30 тыс. лет назад с эректусом сосуществовал и, вероятно, соперничал, Homo neandertalensis (найден на территории Франции). Неандерталец не в лучшую сторону отличался от эректуса: имел низкий покатый лоб и надбровные дуги, делавшие его похожим на обезьяну. Но у него имелся слабо выраженный подбородочный выступ, свидетельствующий о развитии центров мозга, ответственных за речь.

Около 40 тыс. лет назад появился Homo Sapiens – человек разумный. Он практически ничем не отличается от биологического вида современного человека, однако для того, чтобы отделить современных развитых людей от первобытной формы, ученые называют «нас»: Homo Sapiens Sapiens или даже Homo Sapiens Sapiens Sapiens….

Главной характеристикой первобытной культуры является ее синкретический (или целостный) характер. Первобытную культуру легче характеризовать как монолитную, гораздо труднее разделить ее на сферы человеческой деятельности, поскольку все они были слиты вместе. Например, религиозные верования и обряды были тесно связаны с хозяйственной жизнью и искусством. Палеолитическая наскальная живопись – полноценное искусство, но первобытных «художников», которые занимались только искусством, не было. В пещерах у наскальных изображений проходили моления об удачной охоте. Рисуя животных, человек еще и изучал их.

Синкретический характер первобытной культуры проявляется: в универсальности орудий труда (в эпоху древнего палеолита существует ручное рубило, с помощью которого можно было обрабатывать дерево, копать землю, охотиться и т.д.); в равном отношении всех членов человеческого коллектива к культуре и к пользованию ее достижениями; в сходстве культурного облика человеческих сообществ на всем земном шаре.

В сущности, для оценки первобытной культуры и отдельных регионов ее развития применим метод эволюционизма. Первобытные коллективы отделены друг от друга, контактов между ними практически нет. Главный источник прогресса – самостоятельная внутренняя эволюция. Но неуклонно начинается дифференциация (разделение) первобытной культуры как по внутренней структуре, так и в территориально-географическом смысле. Усложняется труд, для различных операций требуются разные инструменты. Для примера проследим развитие кремневых орудий труда в эпоху древнекаменного века (палеолита). В период от 800 до 120 тыс. лет назад известны 2 орудия с определенными функциями: рубило (заостренная рабочая часть) и колун (поперечное лезвие). В период 120–40 тыс. лет назад используется около 100 типов орудий, а в период 40–10 тыс. лет назад – 200 типов.

У различных групп населения вырабатываются различные навыки. Помимо половозрастного разделения труда, выделяется религиозно-шаманская прослойка, ее представители окружены особым отношением и живут не так, как другие члены рода или племени. Разница в уровне развития и культуре между различными первобытными коллективами особенно усиливается с освоением новых природных материалов, полезных ископаемых, металла, с возникновением производящего хозяйства.

Другой особенностью первобытной культуры является ее тесная, непосредственная связь с природой. Природа тогда имела абсолютное главенство над человеком. Современный человек связан с природой опосредованно и непостоянно, первобытный – буквально находился в ней. От природы зависела его жизнь или гибель. Наступление ледника, наводнение, землетрясение часто приводило к полной гибели человеческих коллективов. Природа определила первоначальный характер хозяйства человека, как присваивающий: охота и собирательство. Люди пользовались дарами природы.

Природа выбрала район возникновения производящего хозяйства – Ближний Восток. Там произрастали растения, которые могли быть культивированы человнком, возникло земледелие. Районы, богатые полезными ископаемыми, рудой, стали очагами древнейшей металлургии, они снабжали металлом обширные территории. Это способствовало быстрому экономическому и общественному развитию проживавших здесь племен. Природа продиктовала периодизацию начальной человеческой истории, ее этапы определяются природными явлениями и материалами, которые осваивал человек. Геологические стадии альпийских оледенений легли в основу выделения хронологических этапов древнекаменного века.

Три первые эпохи истории названы по видам материала, из которого делались главные орудия: каменный, бронзовый и железный век. Освоение каждого нового материала меняло жизнь человечества, отражалось на общественных отношениях и культуре. В современной археологии принята следующая периодизация первобытной эпохи.

Каменный век датируется от 3 млн. лет назад до 3 тыс. до н.э. и подразделяется на три крупных периода.

1) Палеолит – древнекаменный век от 3 млн. лет назад до 10 тыс. до н.э. В этот период человек выбрал для изготовления орудий кремень, породу камня, которая хорошо раскалывается и дает острый режущий край. Заготовки орудий подвергались тщательной двусторонней обработке. Вся их поверхность была покрыта сколами, придающими орудию нужную форму с четко оформленной рабочей частью. Каменные орудия ни в коем случае не были примитивны, они были приспособлены для различных операций. В эту ледниковую эпоху человек охотился на крупных животных: мамонтов, носорогов и бизонов. В свою очередь палеолит подразделяется на нижний (древний), средний и верхний.

2) Мезолит – среднекаменный век – от 10 до 7 тыс. лет до н.э. В это время климат изменился, начал таять ледник, образовались реки. Люди занимались рыболовством и охотой на более мелких и подвижных зверей. Кремневые орудия также изменили свой облик. Возможно, еще в конце палеолита изобретен лук со стрелами. Развивается вкладышевая техника. Из кремня делаются миниатюрные вкладыши геометрической формы, заостренные с одного края (0,5 – 2,0 см в поперечнике). Они вставляются в деревянные и костяные основы, образуя непрерывное лезвие. Так изготавливаются ножи, наконечники копий и стрел, гарпуны.

3) Неолит – новокаменный век – от 6 до 3 тыс. лет назад. В эту эпоху человек обрабатывает новые породы камня способами пиления, шлифовки, сверления. Распространяется керамика, известная, возможно, и ранее – обожженная глина, первый искусственный материалом, созданным человеком. Из глины можно было сформовать сосуд или статуэтку любой формы. После обжига она становилась водонепроницаемой и твердой, позволяла готовить пищу на огне, носить воду из реки.

Периодизация каменного века несколько различается в разных районах земного шара.

Общественные отношения в каменном веке также отталкивались сначала от природы – природы человека. Для первобытной культуры они, в сущности, тождественны кровнородственным. Продолжение жизни являлось главной и трудной целью. Люди жили родами. Род – коллектив кровных родственников. Основными археологическими памятниками являются стоянки – так условно называют остатки небольших поселений древнего человека, хотя они имели и долговременный характер. Личных родственных отношений в древности не существовало. До того, как возникла парная семья, брачные связи прошли определенный путь развития.

Беспорядочные половые связи (промискуитет) вели к вырождению человека. Брачные связи внутри одного рода (эндогамия) на короткое время укрепляли его, но и рано или поздно также приводили к вырождению, поскольку способствовали закреплению болезней. Прогрессивным видом родственных отношений явилась экзогамия – брачные связи одного рода с другим, или другими. Постепенно между двумя или тремя родами, жившими поблизости друг от друга, складывалась устойчивая система брачных отношений, которые происходили по негласному утвердившемуся обычаю. Невесты приходили в один род из определенного – другого – рода. В этот второй род невесты могли приходить из третьего (по кругу).

Внутри рода имелись родственные группы «отцы», «братья». Термины родства носили коллективный характер и выражались множественным числом. Существовали понятия: «мы», «они» – люди другого рода этого же племени; «чужие» – люди другого племени, или просто неизвестные. С каждым термином был связан вид отношений и круг прав и обязанностей. Австралийские аборигены зачисляли в эти группировки приезжих европейцев.

Родство в древности могло вестись только по женской линии, поскольку «отцы» часто оставались неизвестны. Поэтому во главе рода встала женщина. Она организовывала мирную жизнь рода, была в буквальном смысле хранительницей очага. Первой стадией первобытного общества стал матриархат. В период матриархата родовая организация была крепкой, род (несколько десятков человек) составлял ячейку общества.

В отдельных редких районах существовала очень благоприятная культурная среда, которая позволяла человеку долгое время выживать за счет присвоения продуктов природы. Например, верховья Тигра и Евфрата – легендарный библейский Эдем. Разнообразные роскошные плоды произрастали практически над головой человека. Такие условия не стимулируют людей к поискам лучшего, и их жизнь остается на одном уровне без существенного прогресса.

Но в основном природная среда была более бедной и суровой. Участки земли, которые использовались для охоты и собирательства, постепенно истощались. Люди вынуждены были менять место проживания, и в результате таких поисков могли погибнуть. Коллективы, живущие собирательством, как правило, были удалены друг от друга, жили изолированно. Обмена между ними не было, нечего было обменивать, продукты собирательства и охоты примерно одинаковы, и их едва хватало. Люди не могли планировать рост своего коллектива, не были уверены в завтрашнем дне.

Переворот в общественных отношениях и культуре, связан с освоением металла и переходом к производящему хозяйству. Это произошло в эпоху энеолита – медно-каменного века. В некоторых районах прогрессивные изменения связаны еще с эпохой неолита, поэтому археолог Г. Чайлд ввел термин «неолитическая революция». Впервые овладение медью произошло на Ближнем Востоке – в конце 8–7 тыс. до н.э. С 7 тыс. здесь возникает крупнейший очаг производящего хозяйства – земледелия. В Европе медь стала известна позже – в 5–4 тыс. до н.э. Поэтому стадия энеолита везде датируется несколько по-разному.

Чистая медь довольно мягкий металл, но ковка придает ей твердость. В целом медь не вытеснила камень, из меди изготавливались в основном мелкие предметы и украшения. Одним из выдающихся изобретений энеолита было колесо. Это имело значение для появления колесного транспорта (известны модели повозок) и гончарного круга, поставившего изготовление керамической посуды на более высокий уровень.

Первым искусственным металлом, созданным человеком, была бронза – сплав меди и олова. Бронза показала себя как прочный и твердый металл, из которого можно делать орудия и оружие. Появились бронзовые топоры, копья. Бронзовый век датируется рубежом IV/IIIII тыс. до н.э.

С появлением металла и производящего хозяйства – земледелия и скотоводства – жизнь существенно изменилась. Земледельческое население жило на неукрепленных поселениях – селищах, иногда довольно крупных по площади. Появился запас продуктов, стало возможно прогнозировать урожай, повышать его, планировать дальнейшую жизнь. Общий уровень благосостояния вырос. Более сложными и дифференциированными стали занятия человека. Выделились разные, социальные и профессиональные группы населения, жившие в различных условиях и имевшие различный культурный уровень. Выделились и различные сферы культуры: хозяйственная, религиозная, техническая.

Увеличилось значение мужского труда. Первоначально земледелие было мотыжным, и роль женского труда в нем сохранялась. С переходом к пашенному земледелию и скотоводству мужской труд стал определяющим. Мужчина был и воином, и защитником. Все это создавало предпосылки для патриархата. Единая родовая организация распадалась сначала на большие патриархальные семьи во главе с мужчиной, затем сформировались парные семьи. На поселениях бронзового века археологи обнаруживают большие многокомнатные дома, соответствующие одной патриархальной семье, ведущей общее хозяйство. Но иногда в таких домах бывают отдельные входы в помещения. В других случаях поселения состоят из маленьких домов на 3–4 человек, на одну парную семью.

Усиливалось имущественное расслоение общества Столкновения между коллективами за лучшие участки земли для полей и пастбищ и богатства стали постоянным явлением. Возникают укрепленные поселения – городища и цитадели. Внутри оборонительных сооружений выделяются богатые большие дома, принадлежавшие вождям и знатным богатым людям. У различных племен складывались свои традиции. Жизнь земледельческих племен стала оседлой. Скотоводы вели кочевой или полукочевой образ жизни. Некоторые племена совмещали различные уклады хозяйства. Избыточный продукт был везде разный. Это создало почву для возникновения рационального обмена продуктами труда между народами, племенами, культурами. Развивалась торговля.

Месторождения металла есть не везде, поэтому Урал и Кавказ снабжали металлом большие территории. Ученые выделяют провинции, население которых было связано обменно-торговыми отношениями на базе распространения металла. Контакты стали играть немаловажную роль в развитии древних обществ. Изобретения и нововведения распространялись от одних к другим. При изучении культур такого уровня необходимо сочетать методы эволюционизма и диффузионизма.

Первобытное мышление отличается от нашего. Оно направлено на восприятие и обобщение конкретных наблюдаемых объектов, а не на выработку теоретических понятий и определений. У первобытного человека не было сложившихся религиозных систем, существовала стихийная вера в божественные силы, наполняющие окружающий мир. Выделяют ряд основных форм первобытного мышления, которые иногда называют формами первых религиозных представлений.

Тотемизм – представления о родстве человеческого коллектива с природой: животным, птицей, деревом; вера в происхождение человека от них. Люди задавали себе вопрос: «откуда мы»? Родственная связь людей по аналогии вызывала представления о родстве с животными, кровнородственный тип отношений был перенесен и на природу. Возникли представления о родстве с территорией, на которой живет племя, о непосредственном происхождении рода от животного, птицы или растения, которые здесь обитают и произрастают. Животное-предок считается тотемом. Его или нельзя убить, или наоборот надо съесть, чтобы закрепить с ним связь. Этнограф Томас Штрелов писал об аборигенах Австралии: «Туземец аранда привязан к родной земле всеми фибрами своей души. Местность для него – не мертвая природа, это его живое родословное древо, вокруг себя он видит наглядную историю своих предков».

С тотемистическими представлениями связаны легенды о браках женщины и зверя, от которых произошел данный род. Богини изображаются со зверятами, их детьми: змеями, леопардами. Животные в тотемизме реальны, а не фантастичны. Они изображаются на эмблемах рода – чурингах. Чуринги хранятся в тайниках, которые являются святыми местами. По выражению С.А. Токарева, «тотемизм – это фантастическое отражение раннеродовой организации в сознании людей».

Фетишизм – поклонение предметам, наделявшимся чудодейственной силой. Как правило, это были предметы, игравшие большую роль в жизни и труде человека. В эпоху патриархата было развито поклонение оружию, например у ираноязычных скифов и кавказских алан фетишем был меч. Анимизм – представления об одушевленности природных явлений и вообще всех предметов окружающего мира. На базе таких представлений сформировалась вера в духов ветра, огня, моря и т.д. Человек стал обращаться к ним с просьбами, молитвами. Иногда простых обращений было недостаточно. Магия – совершение специальных обрядов и ритуальных действий с целью повлиять на природные явления или ход событий человеческой жизни. В самой форме обрядов сказалось неосознанное стремление вызвать какие-либо явления путем подражания им. Например, имитировался желаемый для полей дождь.

С первобытными верованиями связаны культовые архитектурные сооружения из крупных камней, назначение которых пока полностью не раскрыто. Их называют мегалитическими сооружениями. Выделяют «менгиры» – отдельно стоящие камни, «дольмены» – сооружения в виде навеса из трех камней и «кромлехи» – круговые выкладки. Мировую известность имеют кромлехи в Стоунхэндже (Великобритания).

Сформировались различные погребальные обряды. Погребения известны с эпохи среднего палеолита. Наиболее древним способом было трупоположение (ингумация), вначале даже без захоронения в землю. Однако постепенно сформировался комплекс действий, целью которого было достойно проводить умершего в другой мир. Несколько позже возник обряд трупосожжения (кремация), свидетельствующий о зарождении веры в загробный мир. Перед вступлением в него человек должен был очиститься огнем.

Важным моментом в жизни первобытного человека был обряд инициации, когда юноша становился взрослым, полноправным членом племени. После этого он охотился наравне со взрослыми мужчинами и мог выбрать себе невесту. Сформировались и брачные обряды, которые часто принимали форму охоты или погони за невестой. Соблюдение обрядов было условием счастливой жизни.

Человек пытался ответить и на более общие, основные вопросы. Его интересовало не только то, откуда пошел его конкретный род, но и как возник человеческий род вообще, как возникла сама жизнь, каковы ее законы. Что было в самом начале? Создание первой картины мира принимает форму мифологии. Мифология – это определенная систематизация знаний и представлений о мире, для нее характерно стремление логически объяснить происхождения явлений, интересующих человека.

Миф вбирает в себя тотемистические, анимистические представления и магию, но все это подвергается переработке. На смену прежним тотемистическим культам приходит культ предков, в роли прародителей народов выступают либо сложные фантастические существа, либо люди – герои и богатыри. Например, скифы считали, что их прародителем был Геракл. На смену многочисленным «духам», вселявшимся в статуэтки и предметы, мифология создает богов. Существуют системы богов (египетские «великие девятки»), у каждого бога свой определенный облик, атрибуты и функции. Как правило, боги человекообразны. Древние иранские боги, возможно, были зооморфны. В Месопотамии в роли богов выступают крылатые фантастические существа.

Мифологическая картина мира основана на конкретно-образном символичном мышлении, поэтому она не научна. Путь к символу идет от сравнения. Колесо сравнивается с солнцем и символизирует его; конь символизирует солнце, потому что на коне можно проскакать от края до края земли, аналогично тому как солнце идет от края до края неба. Для мифологических символов характерна многозначность. Индра изображался в виде антропоморфного бога, барана, коня, козла. Языческим богам приносятся жертвы (людей, животных, предметы).

Мифологические представления многих народов сходны. Представления скифов, живших в южно-русских степях в VII–IV вв. до н.э., находят параллели в текстах Ригведы и Авесты индусов и иранцев XVIII–X вв. до н.э. Многие мифологические системы дошли в виде отрывочных частных записей: сказаний, гимнов, описаний ритуалов. Мифы включают несколько основных тем. Пожалуй, главная из них – сотворение мира (космогония) и рождение людей. Вселенная, животный и человеческий мир в мифах связываются. Согласно египетским солярным культам, солнечное дитя родилось из лотоса, возникшего в начале времен. Египетский бог солнца Ра был золотым теленком, рожденным небом. Тотемистические культы обычно возводили происхождение мира от животного, птицы, яйца, семени: сначала существовал Хаос, в нем возникло некое Гнездо с Яйцом великого Гоготуна. Отсюда и пошла жизнь.

Другой темой была борьба доброго и злого начал. В мифах это отражено как победа мирового порядка над хаосом, света над мраком, тепла над холодом, жизни над смертью, влаги над засухой. Бог Индра у индусов – драконоубийца – он борется с драконом за освобождение сил плодородия Земли. Мысли о развитии были воплощены в мифах в идее древа жизни. Дерево наглядно изображает идею роста, это символ, созданный самой природой. Он символизирует развитие и стремление к добру. Корни, ствол, ветви – это словно движение от подземного мира к земле и небу. Движение по вертикали, по стволу может пониматься и как движение от подземного зла через промежуточный человеческий мир к добру.

В мифах нашли отражение и представления о государстве. Источником их были древние культы вождей, а затем царей. Культ правителя получил в мифологии разработку и обоснование. Возникает связь небесных и государственных символов. «Ра утвердил царя на земле … на срок вечности и бесконечности. Он (царь) вершит суд между людьми и умиротворяет богов». Главной задачей индо-иранских богов является поддержание мирового порядка (Митра – бог договора или порядка). У скифов существовало поклонение атрибутам царской власти – золотому ярму, секире и чаше.

К эпохе верхнего палеолита относится возникновение искусства. У первобытного человека не было досуга, поэтому первое искусство стало частью жизненной практики. Создание произведений искусства часто имело конкретную цель. Необходимо было произвести магические обряды перед охотой, такие обряды происходили около наскальных изображений животных. На некоторых рисунках изображены внутренности животных: сердце, хребет; ученые называют это «рентгеновским стилем». Но нельзя забывать об эстетической потребности, которая была в человеке уже в первобытную эпоху и позволяла ему наслаждаться красотой, самостоятельно создавать ее, творить художественную форму, украшать свою жизнь. Можно выделить несколько основных видов первобытного искусства.

1. Наскальная живопись. Основным персонажем изображений был зверь. В 1789 г. испанский археолог Марселинио де Саутуола открыл наскальную живопись в пещере Альтамира на Севере Испании. Если быть точным, росписи обнаружила его 11-летняя дочь, осматривавшая пещеру в то время, когда отец занимался раскопками палеолитической стоянки. Изображения находились на уровне роста девочки. Фигуры бизонов были настолько жизненны, что сначала ученый мир не признал открытие, оно утвердилось в науке уже после смерти Саутуолы, когда был открыт целый ряд пещер с наскальными изображениями на Севере Испании и Юге Франции.

Контур рисунков гравировался сильными кремневыми резцами, фон покрывался слоем оранжево-красной глины, как краской. Фигуры зверей не связаны общей композицией и сюжетом, каждая находится в своем измерении. Не соблюдается и реальный масштаб, крупнее изображается более важное. Движение, внутренняя динамика животных, переданная первобытным живописцем, восхищает нас сейчас, и эта творческая вершина делает первобытных людей ближе к нам. Наиболее известными местонахождениями наскальной живописи являются пещеры Альтамира в Испании, Ляско во Франции, Капова пещера на Урале.

2. Первобытная скульптура. Основным персонажем скульптурных изображений была женщина. Скульптуры женщин делались из камня или глины, их называют «первобытными венерами»: фигура обнажена, гипертрофированно подчеркнуты полнота и женские половые признаки. Изображена женщина-мать, прародительница. Такие скульптуры имели культовый характер и связываются с эпохой матриархата. Они выражают идеал красоты первобытной эпохи: полнота означала достаток и благосостояние. Наиболее известным произведением является Венера Вилленсдорфская, найденная в Австрии.

Известны и скульптурные изображения животных, например, медведя из пещеры Монтеспан. Шедевром считается скульптура обернувшегося назад бизона из пещеры Ла Мадлен во Франции.

3. Орнамент и украшения. Первые ритмические насечки на кости относятся даже к среднему палеолиту. В последующее время возрастает количество орнаментированных предметов. На лопатках мамонтов известен довольно сложный густой орнамент. Человек украшал и свою одежду. На стоянке Сунгирь под г. Владимиром найдены костяные подвески к ожерелью в виде птичек. В Алтайских курганах найдены аппликации из кожи и войлока, сохранившиеся благодаря условиям вечной мерзлоты. Таинственными знаками покрыта пластинка из слоновой кости, найденная на стоянке Мальта в Сибири, некоторые видят в них календарь.

Памятники культуры: наскальная живопись пещер Альтамира и Ляско, Каповой пещеры на Урале, Тасселин-аджер; скульптуры: медведя из пещеры Монтеспан, Венеры из Вилленсдорфа; бляха-календарь из Мальты на Ангаре; кромлехи Стоунхенджа, дольмены, могильник в Ньюгрендже, менгиры.