logo search
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Цель и смысл жизни человека

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у че­ловека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может воз­никнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремить­ся? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чув­ство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизнен­ный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стре­мится достичь определенных результатов к концу своего жизнен­ного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю­дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове­дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лично­сти тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, талан­ты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопро­са люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», со­здающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каж­дого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула­том о загробной жизни, истинной жизни после физической смер­ти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отно­шению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе по­иска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физи­ческое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле­ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встреча­ются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой дея­тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача вся­кого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично­сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз­ни общества, человечества в целом, который реализуется посред­ством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодина­ковым в разные исторические периоды и определялось ценно­стью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. На­против, в демократическом обществе, где признается индивиду­альность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жиз­ни связано с пониманием социальной природы человека. Поведе­ние личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биоло­гической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про­ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача­ла он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успеш­ное выполнение служебных обязанностей способствует карьерно­му росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановить­ся на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родите­лей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему обра­зование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существо­вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче­ством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном бла­ге, о своей известности среди современников и потомков любой Ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар­темиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в исто­рии. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетво­рением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В ис­тории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взгля­нуть на проблему продолжительности человеческой жизни, воз­можности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увели­чение нормальной социальной продолжительности жизни стано­вится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества яв­ляется индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации ор­ганов. Тем не менее, проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испыты­вает физические страдания. Часто это сопровождается психиче­скими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функциониру­ет, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей меди­цины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Не­сомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зави­сит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать це­лью науки, общества и самого человека, а именно развитие бо­гатства человеческой природы, степень участия личности в кол­лективной жизни человечества.