logo search
Obshestvoznanie_uchebnik_Vazhenin

Мораль как регулятор социального поведения

Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Соци­альные нормы конкретно предписывают, какие поступки долж­ны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социаль­ной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведе­ния имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.

Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении на­рушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения лю­дей выражаются в определенной, понятной для большинства, фор­ме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также про­исходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай при­ветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжела­тельно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, стано­вились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед со­бой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии об­менивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, орга­низовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей ос­нованы на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами поведения стали и семейные нор­мы правила взаимоотношений в семье. Они могут очень разли­чаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.

Политические нормы создаются на основе правил взаимоотно­шений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политиче­ских партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организа­ции могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обя­занности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.

Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хо­чешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского еписко­па (IV в.) сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их назы­вают нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека.

С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окру­жить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к пре­красному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.

Давно доказано, что отступления от правил культуры поведе­ния ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Сред­ние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли ра­зобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидо­вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

В систему социальных норм входят и нормы права правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отли­чаются от других социальных норм формальной определенностью (они записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказал­ся в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нрав­ственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творче­ства сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные систе­мы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а дру­гой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помо­гал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Пра­вила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют мо­ральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нор­мы одинаковы.

В области морали, в формировании новых ценностей огром­ную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Магомет и другие, обладав­шие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде мо­ральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Маго­мет — арабской, Конфуций — китайской), предложив собствен­ную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, са­мобытность этих культур.

Практика показывала, что человек, не делающий добра, жи­вет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им изба­виться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.

Одна из привлекательных особенностей характера человека — вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела.

К нравственным категориям относятся понятия долга, совес­ти, гуманизма. Долг это необходимость выполнения нравствен­ных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обла­дающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть это спо­собность соотнесения своих поступков с общепринятыми норма­ми морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те каче­ства, которые объединяют людей.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравствен­ных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество прибли­зиться ко всеобщей гармонии.