logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Раздел V. Гносеология

Познание — это способ воссоединения человека с миром. Поэтому после онтологии и антропологии в составе философии обязательно выделяется теория познания - гносеология (от греч. “gnosis” — знание, познание).

Гносеология пытается понять, как, какими средствами человек познает мир? Насколько эти средства адекватны? Что точнее передает информацию: органы чувств или наши размышления?

Современная гносеология значительно расширила сферу своих интересов. Если раньше считалось, что наиболее верные знания дает наука, и, прежде всего, естественные науки, то сейчас в гносеологии рассматриваются и обсуждаются такие темы, как интуиция, религиозный опыт, магия, ясновидение и другие. Задача гносеологии здесь – “отделить зерна от плевел”, т.е., понять, можно ли доверять познающему субъекту, если наука не в состоянии известными способами проверить его опыт.

Итак, в наиболее общем плане гносеология – философское учение об истине и путях ее достижения.

Занятие 23. ПОЗНАНИЕ

1. Гносеология — философская теория познания. Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики.

2. Субъект и объект познания, способы их формирования.

3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления.

4. Направления познавательной деятельности.

5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования.

Основные понятия

Гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, скептицизм, агностицизм, субъект познания, объект познания, предмет познания, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, мышление, здравый смысл, рассудок, разум, понятие, суждение, умозаключение, интуиция.

Темы рефератов и докладов

Различные теоретико-познавательные доктрины (пессимистические, конструктивные, натуралистические, праксеологические и др.)

Воображение и творчество. Знание как единство явных и неявных компонентов.

Знание и вера.

Искусственный интеллект как основа будущего развития информационной деятельности.

Виртуальная реальность и ее философская интерпретация.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.357-362.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. с.284-305.

Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины. – М., 2005. С. 355-360.

Дополнительная литература

Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблем в свете современной науки. – М., 1986.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007. С.116-124.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Философия / Под ред. В.И.Кириллова и др. – М., 1998. Ч.2.

Щавелев С.П. Основы философии. Электронный учебник. –Курск, 2006.

1. Гносеология — философская теория познания.

Спор о возможностях человеческого познания в истории философии:

оптимисты, скептики и агностики

Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, что такое познание и какова природа знания; что такое истина и ее типы; взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ познавательных возможностей человека; разработка наиболее общих правил и принципов познания.

Поэтому первый важный вопрос - это вопрос о самой возможности познания как достоверного отражения и проектирования действительности; о пропорции объективного и субъективного, чувственного и рационального, интуитивного и экспериментального, истины и заблуждения при получении и использовании наших знаний. Проблема состоит в том, насколько достоверны наши знания? Способны ли они передать объективную сущность вещей? Или же в действительности есть в принципе непознаваемые стороны? В состоянии ли люди разграничить истину от заблуждения по коренным вопросам науки и практики? Разные философские школы приводят различные доводы в пользу своих концепций.

Гносеологический оптимизм утверждает, что человеческое познание достаточно точно отражает окружающий мир. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку — логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объединенные общим названием “Органон” — инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над животными.

Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skeptikos — рассматривающий, познающий) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнения в надежности наших органов чувств (дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди — где гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопоставить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воздерживаться от суждений?).

Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Иногда агностицизм понимают неверно, как позицию, отрицающую возможность познавательной деятельности вообще. Так, английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”. В классической форме агностическая установка выражена И.Кантом, утверждавшим, что мы можем познавать лишь явления (феномены) вещей, поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта. Каковы же вещи сами по себе, о том может знать лишь Господь Бог.

Избегая крайностей скептицизма и агностицизма, отметим, что представители этих доктрин предупреждают нас от наивной веры в простоту и автоматичность познания, формируют знание о собственном незнании, что есть важнейший стимул развития познавательной деятельности человека.

Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сделать примерно такие:

· познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности;

· в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других субъективного;

· знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной верой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью необосновываемые;

· наконец, стоит признать, что справиться со все новыми и новыми проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и достижениями познания) можно только одним путем — продолжения и усовершенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.