3. Современная наука о строении и свойствах материи
Материя условно делится на три структурных уровня: мега- , макро- и микромир.
Мегамир - часть материального мира, в которой познание доступно астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию;
макромир - часть материального мира, в которой живет и действует человек и возможно познание путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств человека;
микромир - часть материального мира, в которой для человека невозможно познание путем непосредственного наблюдения.
Деление мира на три структурных уровня проведено в науке для упорядочения количественных характеристик знания. Поскольку количество качественно, то с изменением его масштабов меняются и его свойства. Вместе с тем, между структурными уровнями нет жестких границ, отличия в познавательной деятельности для них чисто методологические и приборные. Следует полагать, что поскольку информационное пространство Вселенной едино, то и знания, получаемые на каждом уровне познания, объединяемы, дополняемы и взаимосвязаны.
Мегамир
Вселенную в целом изучает наука, относящаяся к естествознанию и называемая космологией (от греч. cosmos - Вселенная).
Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.
Целью космологии является поиск законов устройства и функционирования нашего «большого мира» - Вселенной. Предполагается, что поскольку Вселенная едина, то открытые в космологии законы позволят многое понять на Земле. Изучение Вселенной сегодня производится исходя из трех постулатов:
• законы, открытые в физике, действуют во всей Вселенной;
• данные астрономических наблюдений с Земли справедливы для всей Вселенной;
• соблюдается антропный принцип, согласно которому устанавливается зависимость существования человека как сложной живой системы и космического существа от физических параметров Вселенной, в частности, и от фундаментальных физических постоянных, открытых на Земле.
На сегодняшний день существует несколько моделей образования Вселенной.
1. Модель Большого Взрыва. В начале ХХ века российский ученый А.А.Фридман (1888—1925) предложил модель расширяющейся Вселенной. В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл (1889—1953) открыл наличие так называемого красного смещения в спектрах галактик и сформулировал закон, позволяющий установить скорость движения галактик относительно Земли и расстояние до этих галактик.
В 1960 г. был получен и проанализирован спектр радиогалактики, которая, как оказалось, удаляется от нас со скоростью 138 тысяч километров в секунду и находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет. Изучение галактик привело к выводу о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик. Данная модель выделяет свойства Вселенной: однородность (свойства одинаковы во всех точках), изотропность (свойства одинаковы во всех направлениях), горячая, расширяющаяся, скорость света в модели принята неизменной.
Согласно этой модели, в расширяющейся Вселенной на ранней стадии ее развития и вещество, и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение в результате Большого Взрыва привело к постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем, в результате гравитационной конденсации (уплотнения, сгущения) образовались протогалактики (первичные галактики, т.е. образовалась непрерывно-дискретная форма существования материи), галактики (галактика - звездная система), звезды (светящиеся газо-плазменные шары, подобные Солнцу) и др. космические тела.
Сегодня модель, основанная на теории Большого взрыва, выглядит следующим образом:
Событие Космическое время
1. Большой взрыв - начало вечного расширения
Вселенной 0 (10-18 млрд.лет назад)
в бесконечное пространство
2. Аннигиляция протон-антипротонных пар, аннигиляция 1 с (после Б.взрыва)
электрон-позитронных пар
3. Ядерный синтез гелия и дейтерия 1 мин.
4. Возникновение вещества во Вселенной 10 тыс. лет
5. Образование галактик 1-2 млрд. лет
(10 млрд. лет назад)
(наша Галактика называется Млечным путем и состоит из 150 млрд. звезд, ее размеры -100 тыс. световых лет; в настоящее время мы наблюдаем 1011 галактик, среди них туманность Андромеды - ближайшая к нам, Магеллановы Облака, Кассиопея, Лебедь и Центавра с числом "ярких" звезд более 150, Большая и Малая Медведицы и т.д.)
6. Сжатие протогалактик, образование звезд 4 млрд. лет
7. Образование Солнечной системы 15 млрд. лет
(5 млрд. лет назад)
8. Образование Земли 16 млрд. лет
(4,7 млрд. лет назад)
9. Зарождение микроорганизмов 17 млрд. лет
(сине-зел. водоросли) (3 млрд.лет назад)
10. Появление клеток с ядром (амебы, инфузории) 700 млн.лет назад
11. Появление многоклеточных организмов, 350 млн.лет назад
накопление кислорода, распространение растительности.
12. Морской планктон и рыбы (возрастание сложности) 250 млн.лет назад
13. Первые млекопитающие, птицы, хвойные растения 185 млн.лет назад
14. Первые обезьяночеловеки 500 тыс.лет назад
15. Неандерталец 200 тыс.лет назад
16. Человек разумный 40 тыс.лет назад
Проблемы теории Большого Взрыва
1. Что было до Большого Взрыва?
2. Возможно ли возвращение мира в исходное состояние?
2 вариант. Вселенная в целом, возможно, вообще не имела первоначальной космогонической сингулярности (не было происхождения Вселенной в традиционном смысле). Известный физик А.Д. Линде в книге "Физика элементарных частиц и инфляционная космология" (М., 1990. С. 35) писал: "…Мы имеем дело с нескончаемым процессом взаимопревращения фаз, в которых малы или наоборот велики квантовые флюктуации метрики". Возможно, Вселенная имеет ячеистую структуру, как соты. Какие-либо изменения в одной ячейке не могут уничтожить или создать Вселенную. Вселенная вечна.
Макромир
Познание на уровне макромира как бы выделяет из природы то окружение, которое находится в непосредственном контакте с человеком. Именно этот практический контакт с природой прежде всего определяет мировоззрение человека, его систему взглядов на мир и собственное место в мире.
Микромир
Конец XIX — начало XX в. стал временем крутой ломки представлений о мире — временем, когда была преодолена механистическая картина мира, господствовавшая в естествознании в течение двух столетий.
Одним из важнейших событий в науке стало открытие английским физиком Дж. Томсоном (1856—1940) электрона — первой внутриатомной частицы с массой более чем в 1800 раз меньше, чем масса самого легкого атома, атома водорода. Открытие такой маленькой частицы означало, что «неделимый» атом не может рассматриваться в качестве последнего «кирпичика мироздания».
Первая модель атома, созданная Томсоном, получила шутливое название «пудинг с изюмом». Пудингу соответствовала большая, массивная, положительно заряженная часть атома, тогда как изюму — мелкие, отрицательно заряженные частицы — электроны, которые, согласно закону Кулона, удерживались на поверхности «пудинга» электрическими силами. Вскоре ее вытеснила модель, соответствовавшая новым экспериментальным данным. Это — планетарная модель Э. Резерфорда (1871—1937). Ядро и электроны, так же как звезды и планеты в Космосе, занимают ничтожную часть объема. Масштабные соотношения геометрии атома можно представить, например, так: две миллиметровые булавочные головки, одна из которых играет роль ядра, а другая электрона следует разнести на расстояние примерно в 100 м. Таким образом, большая часть вещества в атоме сосредоточена в микроскопических сгустках, разделенных огромными расстояниями: в веществе в обширном пустом пространстве между очень тяжелыми ядрами двигаются легкие электроны, составляя электронные квантовые оболочки атомов, определяющие материальные свойства тел и обеспечивающие необходимые связи при образовании молекул и молекулярных структур.
В 1911 г. Резерфорд открыл атомное ядро. В 1919 г. он подверг бомбардировке альфа-частицами азот и открыл новую внутриатомную частицу, ядро атома водорода, которую он назвал "протоном".
Физика вступила в новый мир — мир атомных частиц, процессов, отношений. И сразу же обнаружилось, что законы этого мира существенно отличаются от законов привычного нам макромира. Для того чтобы построить модель атома водорода, пришлись создавать новую физическую теорию — квантовую механику. Отметим, что за короткий исторический срок физики обнаружили большое количество микрочастиц. К 1974 г. их стало чуть ли не вдвое больше, чем химических элементов в периодической системе Менделеева.
В поисках основ классификации такого большого количества микрочастиц физики обратились к гипотезе, согласно которой многообразие микрочастиц может быть объяснено, если предположить существование новых, субъядерных частиц, различные комбинации которых выступают как известные микрочастицы. Возникла гипотеза о существовании кварков. Ее высказали почти одновременно и независимо друг от друга в 1963 г. физики-теоретики М. Гелл-Ман и Г. Цвейг.
Одна из необычных особенностей кварков должна состоять в том, что у них будет дробный (если сравнивать с электроном и протоном) электрический заряд: или -1/3 или +2/3. Положительный заряд протона и нулевой заряд нейтрона легко объяснимы кварковым составом этих частиц. Правда, следует заметить, что физикам не удалось ни в эксперименте, ни в наблюдениях (в частности, и в астрономических) обнаружить отдельные кварки. Пришлось разрабатывать теорию, объясняющую, почему сейчас существование кварков вне адронов невозможно.
Мечта человечества "найти элементарные частицы - частицы неделимые и составляющие первооснову материи" на сегодняшний день привела ученых к следующему заключению: вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомы из электронов и адронов, адроны состоят либо из трех, либо из двух кварков; электроны и кварки – не имеют структур. Все частицы, составляющие атом, представляют собой динамические структуры, имеющиеся скорости, близкие к скорости света. Эти динамические структуры существуют не в виде самостоятельных единиц, а в виде неотъемлемых компонентов непрерывной сети частиц и античастиц, в которой происходят их взаимодействия со взаимопревращением частиц, рождением новых, аннигиляцией (уничтожением) старых частиц в непрерывных полях. Устойчивыми частицами в атомах являются только четыре: электрон, протон, нейтрон и фотон. Все остальные существуют как бы виртуально, возникая из поля, заполняющего физический вакуум, и превращаясь в поле. Т.о., материя существует в двух основных формах: вещество и поле.
В соответствии с представлениями, принятыми для субатомного мира, бессмысленны такие понятия, как "элементарная частица", "материальная субстанция" и "изолированный объект". Вселенная сегодня должна представляться как подвижная сеть связанных энергетических процессов. Квантовая теория утверждает, что частицы в атоме - это не трехмерные объекты, похожие на бильярдные шары, а четырехмерные динамические структуры в пространстве и времени. Пространственный аспект придает им характеристики объектов, а временной - характеристики энергетических процессов.
Эти динамические структуры можно представить в виде силового (энергетического) поля, заполняющего внутренний объем атома, включая область физического вакуума. Таким образом, атом - часть пространства, в котором постоянно пульсируют силовые поля с рождением и аннигиляцией устойчивых и виртуальных субатомных частиц. У этого процесса красивое название - "танец энергии". Причем энергии, участвующие в подобном танце, столь велики, что и при описании мегамира. В субатомном мире, как и везде во Вселенной, действуют фундаментальные принципы симметрии и законы сохранения энергии, массы, заряда, импульса.
В природе лишь немногие атомы существуют поодиночке. Они вступают в химические реакции, образуя молекулы, в которых электроны обобществлены и атомы теряют свою "химическую индивидуальность", переходя в состав молекул. Молекулы, в свою очередь, объединяясь, образуют вещества в виде физических тел. Свойства веществ зависят от одномерных параметров соединенных молекул (длина химических связей, величины углов между цепочками молекул) и от многомерных параметров (например, известны циклические и нециклические соединения).
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
- Вопросы для повторения
- Занятие 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- Занятие 4. Философия древней греции
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления современной западной философии
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел III. Основы философского понимания мира
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- Занятие 11. Формы существования материи
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.
- 3. Особенности живой природы.
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел IV. Современные проблемы философской антропологии
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- Отражение и информация как философские категории
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- 1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- 1.Аксиология – философская наука о ценностях
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Социальная дифференциация
- Проверьте себя!
- Раздел V. Гносеология
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- Занятие 24. Истина как главная цель познания
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Продукты постижения истины людьми
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- Занятие 26. Методология науки
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Определение религии. Происхождение религии
- 2. Сущность и признаки религии
- 3. Структура религии
- 4. Функции религии
- 5. Религия в системе духовной культуры
- Вопросы для повторения
- Занятие 31. Философия искусства
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Эстетика и философия искусства
- 2. Природа искусства
- 3. Предназначение искусства
- 4. Морфология искусства
- 5. Классическое и романтическое в искусстве
- 6. Художественная деятельность
- Вопросы для повторения
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философия морали и этика
- 2. Сущность и происхождение морали
- 3. Структура морали
- 4. Функции морали
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 10. Объект окружающего мира, значимый для человека, социальной группы, общества в целом, называется…