4. Вненаучное знание
Вненаучное знание само по себе также многообразно и содержит такие виды, как непосредственно опытное, жизненное знание человека; практически-профессиональное знание и навыки; стиль, нормы, образцы и отношения поведения и деятельности; духовно-религиозное знание, искусство и духовно-чувственные представления, эстетические и нравственные ценности и идеи.
Основным источником многообразия вненаучных форм знания являются историко-культурные архетипы, которые проявляются в образах этнической и общечеловеческой мифологии и помогают человеку занять психологически непротиворечивое положение в общей картине мира.
Характерной чертой всякого вненаучного знания является его невербализуемость. Поэтому для его передачи более пригодными оказываются символические конструкции, непосредственные контакты с его посетителями, что активно практикуется во всякого рода эзотерических школах, тайных обществах и т. п. Уже в античности мы постоянно сталкиваемся с тем, что великие мудрецы (Пифагор, Платон, Аристотель и др.) излагали свои учения в виде рационалистических представлений (тексты т. д.), предназначенных для всех, и одновременно эзотерически, сопровождая изложение мистериальными действиями. Последнее предназначалось только для посвященных.
Многие механизмы передачи вненаучного невербализованного знания до сих пор остаются для нас загадочными, хотя на практике они широко используются (в йоге, некоторых культах, преимущественно восточного происхождения и т. п.) Аналогичные феномены можно наблюдать и в области обыденных представлений. Скажем, в ремесленном производстве, в художественных и даже в некоторых научных школах "секреты" мастерства передаются невербально через непосредственные, часто довольно длительные контакты учителя и ученика и в принципе не могут быть выражены рациональными, вербальными средствами.
Научное и вненаучное знание отличаются друг от друга способами их передачи. Если наука обычно стремится к большей ясности, логичности и однозначности в обобщении эмпирических наблюдений и формулировании законов, то вненаучное знание принципиально многозначно. Это хорошо можно показать на примере библейских текстов и произведений искусства. Хорошо известно, что религиозное знание передается в виде притч, о чем в частности свидетельствуют многочисленные буддийские тексты, Новый Завет и пр.
Христос действительно постоянно излагал свое учение в форме притч. В подавляющем большинстве случаев он их не расшифровывал, давая возможность каждому человеку интерпретировать их в соответствии с уровнем своего духовного развития. Однако иногда он все же делал исключения. При этом постоянным рефреном идет утверждение "имеющий глаза, да видит; имеющий уши, да слышит". Этим напоминается слушателям, что излагаемое не ограничивается буквальным смыслом. Еще Ориген указал на то, что в интеграции Библии, особенно Нового Завета, можно выделить три уровня толкования: буквальный, символический и эзотерический.
Нечто аналогичное можно сказать и по поводу искусства. Но здесь речь уже идет о передаче собственно не духовного знания, а о передачи образно-эмоционального мира личности, своеобразного "наглядно-чувственного знания". Это можно хорошо проиллюстрировать на примере портрета. Скажем, картину И. Е. Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" можно воспринимать и как изображение конкретного исторического события и как духовно-психологическую драму, определяющую судьбу людей. Эту мысль подчеркивал Гегель, который говорил о том, что одна и та же религиозная заповедь будет звучать совершенно по-разному в устах молодого человека и в устах старца, прожившего богатую и долгую духовную жизнь. Или возьмем другой пример. Картину В. Ван-Гога "Хижины" можно воспринимать и как простое изображение бедных покосившихся домиков в конкретной местности, но можно в ней ощутить и бренность человеческого бытия.
Во вненаучном знании ведущую роль играет непосредственный опыт человека, то есть "опытное знание". Это знание является базовым для каждого человека, как опыт человеческого общения и его личностных контактов с миром. Это живое опытное знание может существовать на различных уровнях, среди которых следует указать индивидуальный, народно-этнический, групповой, общечеловеческий.
Каждый данный уровень аккумулирует свой специфический опыт, часто проявляющийся в определенных нормах и образцах поведения, отношений или деятельности. Так, например, общечеловеческое "опытное знание" может выражаться в общечеловеческих моральных нормах, в эстетических образцах, в веротерпимости и т.п. Групповое опытное знание может иметь различную направленность (половозрастную, профессиональную, общественно-политическую и пр.).
Все способы передачи опытного знания проектируются на индивидуальный опыт человека. Эта проблема была детально проанализирована в работах С. Л. Франка. Он подчеркивал, что "живое знание или знание-жизнь есть всегда непосредственное знание индивидуального как такового. Связь, соединяющая мое прошлое с моим настоящим, проходит через пребывающее единство моей личности, которая, как целое, присутствует в каждом отдельном моменте своего развития, во всей временной цепи моих частных переживаний. Живое знание есть приобщение своей жизни к жизни всеобщей, как переживание самого Бытия как невыразимого целого, ибо всякая погруженность в миг настоящего есть вместе с тем потенциальное бытие в вечности".
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
- Вопросы для повторения
- Занятие 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- Занятие 4. Философия древней греции
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления современной западной философии
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел III. Основы философского понимания мира
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- Занятие 11. Формы существования материи
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.
- 3. Особенности живой природы.
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел IV. Современные проблемы философской антропологии
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- Отражение и информация как философские категории
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- 1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- 1.Аксиология – философская наука о ценностях
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Социальная дифференциация
- Проверьте себя!
- Раздел V. Гносеология
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- Занятие 24. Истина как главная цель познания
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Продукты постижения истины людьми
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- Занятие 26. Методология науки
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Определение религии. Происхождение религии
- 2. Сущность и признаки религии
- 3. Структура религии
- 4. Функции религии
- 5. Религия в системе духовной культуры
- Вопросы для повторения
- Занятие 31. Философия искусства
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Эстетика и философия искусства
- 2. Природа искусства
- 3. Предназначение искусства
- 4. Морфология искусства
- 5. Классическое и романтическое в искусстве
- 6. Художественная деятельность
- Вопросы для повторения
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философия морали и этика
- 2. Сущность и происхождение морали
- 3. Структура морали
- 4. Функции морали
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 10. Объект окружающего мира, значимый для человека, социальной группы, общества в целом, называется…