logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Проверьте себя!

  1. Какой критерий истины является ведущим в свете её априористской концепции:

а) объективность;

б) полезность;

в) общезначимость;

г) доопытность.

  1. Чем заблуждение отличается от ошибки:

а) тяжестью последствий;

б) юридической ответственностью;

в) коллективным характером;

г) степенью искренности.

  1. Укажите, какой из критериев истины научным не является:

а) непротиворечивость;

б) одобряемость большинством;

в) воспроизводимость;

г) интерсубъективность.

4. Определите логическую основу метода моделирования:

а) дедукция;

б) аналогия;

в) идеализация;

г) абстрагирование.

  1. Укажите основную форму эмпирического знания:

а) идея;

б) гипотеза;

в) закон;

г) факт.

6. Как правильнее соотнести понятия “интеллект” и “мышление”:

а) первое относится и к животным, а второе только к людям;

б) мышление – это интеллект в действии;

в) интеллект решает стандартные задачи, а мышление любые;

г) это одно и то же.

7. Укажите термин, не относящийся к основным формам мышления:

а) понятие;

б) представление;

в) суждение;

г) умозаключение.

8. Какая концепция истины ближе всего к религии:

а) корреспонеденции;

б) когерентная;

в) прагматическая;

г) конвенциональная.

9. В чем состоит конкретность истины:

а) в краткости изложения;

б) в учете условий применения выводов;

в) в ее трактовках разными людьми;

г) в ее историческом развитии.

  1. Укажите отличие индуктивных умозаключений от дедуктивных:

а) вероятностный характер выводов;

б) более частный характер выводов;

в) более общий характер выводов;

г) достоверный характер выводов.

КЛЮЧ: 1г, 2в, 3б, 4б, 5г, 6б, 7б, 8г, 9б, 10а.

РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ДУХА

Религия, искусство, мораль – важнейшие формы духовной культуры общества, каждая из которых выступает особым способом духовно-практического освоения мира, его познания и преобразования. Осваивая реальность с разных сторон, используя различные подходы и средства, в совокупности они наполняют жизнь человека смыслом и содержанием, даруют радость существования и ощущение полноты бытия, причастности к его глубинным первоосновам. В отличие от науки и техники, которые нацелены на преобразование мира внешнего, религия, искусство и мораль ориентированы на изменение внутреннего мира человека, устремлены к его душе: не только к разуму, но также к чувствам и совести, к интуиции и ценностям, целям и смыслам. Возникнув вместе с человеком как нечто цельное, эти способы освоения мира первоначально нераздельно развивались в едином синкретическом «теле» первобытной культуры и только на рубеже перехода от варварства к цивилизованности начинают постепенно отделяться друг от друга, обретая автономность и в то же время становясь богаче, сложнее, глубже. С точки зрения современной философии, религия, искусство и мораль являются неотторжимыми атрибутами существования человека, его «вечными спутниками» в «хождениях по мукам», средоточием «человеческого в человеке». Забвение любой из этих форм духовной жизни неминуемо оборачивается потерей человечности, ведет к деградации личности и общества, разрушению цивилизации и культуры. Каждый из этих способов духовного освоения мира своеобразен и неповторим, не сводим и не выводим из других, а потому нуждается в отдельном рассмотрении, специальном философском анализе.

Занятие 30. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

  1. Определение религии. Происхождение религии.

  2. Сущность и признаки религии.

  3. Структура религии.

  4. Функции религии.

  5. Религия в системе духовной культуры.