3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противоположность: свобода - в анархию, истина - в разрушительную силу, добро - в зло, любовь - в ненависть и т. п. В свою очередь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству. И, наконец, усложняет эту противоречивую ситуацию и то обстоятельство, что в реальной жизни все ценности и антиценности как бы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Рассмотрим это диалектическое переплетение на примере основополагающих нравственных ценностей: добре и зле. Добро — это ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту или сам этот стандарт; это все то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Как и любая нравственная категория, добро социально и культурно детерминировано, т. е. зависит от господствующих в данную эпоху мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, стремлений и потребностей разных социально-профессиональных или поло-возрастных групп, существующих типов личности.
История изобилует примерами, когда преступники одной эпохи становились героями других эпох. Приговоренный к смерти за аморализм, Сократ уже более двух тысячелетий считается образцом моральности. Сожженный за опасный для общественных нравов еретизм Дж. Бруно стал символом человеческой самоотверженности. Еще больше можно привести свидетельств того, как с течением времени герои превращались в злодеев (идеологи инквизиции, Наполеон Бонапарт).
Понятие зла незамедлительно является нам вслед за добром.
Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу); это все, что безнравственно, заслуживает осуждения, противоречит интересам и жизненным потребностям человека и человечества. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить.
Религиозно-философское учение манихеев (III-XI вв.) последовательно утверждало равноправие двух начал мироздания: света и тьмы, добра и зла. В мире и в людях они смешиваются в разных пропорциях, а потому беспрерывно борются между собой, но к финальной победе предопределено добро. В древнекитайской классической "Книге перемен" мир также объясняется через диалектику двух начал: ян (светлого, доброго, творческого) и инь (темного, злого, пассивного). Как их ни расценивай, одно из них не сильнее другого. Оба полюса имеют смысл относительно друг друга. Зло - не нечто ужасное, а лишь оборотная сторона добра, и наоборот. "Свет - левая рука тьмы, тьма - правая рука света".
Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений:
- Добро и зло познаются в единстве, одно через другое.
В одной китайской притче рассказывается о юноше, мечтавшем узнать, что такое истина, добро. Мудрец предлагает ему прежде познать, что есть зло, чтобы было с чем сравнить. Одного понимания зла недостаточно. Само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай.
- Добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро можно понять только как активное сопротивление злу. Действительное добро – это деяние добра, добродетель.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Дайте определение аксиологии.
2. Назовите центральные проблемы аксиологии.
3. Дайте определение ценности. Приведите свои примеры пар «ценность-антиценность».
4. Какую роль играют ценности и антиценности в жизни человека?
Занятие 21. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Понятие общества в философии и социологии.
Общество как саморазвивающаяся система.
Подсистемы общества и типы деятельности.
Социальная дифференциация.
Основные понятия
Общество, общность, социальная система, человеческая деятельность, структура, общества, социальная дифференциация, социальная группа.
Темы рефератов и докладов
1.Этничность: объективный или субъективный феномен?
2.Элиты и массы в структуре современного общества.
3.Возрасты и поколения; проблема “отцов и детей”.
4.Диалектика пола — мужчины и женщины.
5.Семья как социальный институт и малая социальная группа в современном обществе
7.Что значит – быть интеллигентным человеком?
8.Личная зависимость как характеристика отношений между людьми в традиционном обществе.
9.Массификация в индустриальном обществе?
10.Массовая культура: "за" и "против".
11.Свобода как базовая ценность индустриального общества.
12.Рационализм и индустриализм.
13.Отличительные особенности информации как ресурса общества.
14.Демассификация в перспективе постиндустриального общества.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
- Вопросы для повторения
- Занятие 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- Занятие 4. Философия древней греции
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления современной западной философии
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел III. Основы философского понимания мира
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- Занятие 11. Формы существования материи
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.
- 3. Особенности живой природы.
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел IV. Современные проблемы философской антропологии
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- Отражение и информация как философские категории
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- 1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- 1.Аксиология – философская наука о ценностях
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Социальная дифференциация
- Проверьте себя!
- Раздел V. Гносеология
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- Занятие 24. Истина как главная цель познания
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Продукты постижения истины людьми
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- Занятие 26. Методология науки
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Определение религии. Происхождение религии
- 2. Сущность и признаки религии
- 3. Структура религии
- 4. Функции религии
- 5. Религия в системе духовной культуры
- Вопросы для повторения
- Занятие 31. Философия искусства
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Эстетика и философия искусства
- 2. Природа искусства
- 3. Предназначение искусства
- 4. Морфология искусства
- 5. Классическое и романтическое в искусстве
- 6. Художественная деятельность
- Вопросы для повторения
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философия морали и этика
- 2. Сущность и происхождение морали
- 3. Структура морали
- 4. Функции морали
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 10. Объект окружающего мира, значимый для человека, социальной группы, общества в целом, называется…