logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла

Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противопо­ложность: свобода - в анархию, истина - в разрушительную силу, добро - в зло, любовь - в ненависть и т. п. В свою оче­редь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству. И, наконец, усложняет эту противоречивую ситуа­цию и то обстоятельство, что в реальной жизни все ценности и антиценности как бы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Рассмотрим это диалектическое переплетение на примере основополагающих нравственных ценностей: добре и зле. Добро это ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту или сам этот стандарт; это все то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Как и любая нравственная категория, добро социально и культурно детерминировано, т. е. зависит от господствующих в данную эпоху мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, стремлений и потребностей разных социально-профессиональных или поло-возрастных групп, существующих типов личности.

История изобилует примерами, когда преступники одной эпохи становились героями других эпох. Приговоренный к смерти за аморализм, Сократ уже более двух тысячелетий считается образцом моральности. Сожженный за опасный для общественных нравов еретизм Дж. Бруно стал символом человеческой самоотверженности. Еще больше можно привести свидетельств того, как с течением времени герои превращались в злодеев (идеологи инквизиции, Наполеон Бонапарт).

Поня­тие зла незамедлительно является нам вслед за добром.

Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу); это все, что безнравственно, заслуживает осуждения, противоречит интересам и жизненным потребностям человека и человечества. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить.

Религиозно-философское учение манихеев (III-XI вв.) по­следовательно утверждало равноправие двух начал мироздания: света и тьмы, добра и зла. В мире и в людях они смешиваются в разных пропорциях, а потому беспрерывно борются между со­бой, но к финальной победе предопределено добро. В древнеки­тайской классической "Книге перемен" мир также объясняется через диалектику двух начал: ян (светлого, доброго, творческо­го) и инь (темного, злого, пассивного). Как их ни расценивай, одно из них не сильнее другого. Оба полюса имеют смысл отно­сительно друг друга. Зло - не нечто ужасное, а лишь оборотная сторона добра, и наоборот. "Свет - левая рука тьмы, тьма - пра­вая рука света".

Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений:

- Добро и зло познаются в единстве, одно через другое.

В одной китайской притче рассказывается о юноше, мечтавшем узнать, что такое истина, добро. Мудрец предлагает ему прежде познать, что есть зло, чтобы было с чем сравнить. Одного понимания зла недостаточно. Само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай.

- Добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро можно понять только как активное сопротивление злу. Действительное добро – это деяние добра, добродетель.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение аксиологии.

2. Назовите центральные проблемы аксиологии.

3. Дайте определение ценности. Приведите свои примеры пар «ценность-антиценность».

4. Какую роль играют ценности и антиценности в жизни человека?

Занятие 21. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

  1. Понятие общества в философии и социологии.

  1. Общество как саморазвивающаяся система.

  1. Подсистемы общества и типы деятельности.

  2. Социальная дифференциация.

Основные понятия

Общество, общность, социальная система, человеческая деятельность, структура, общества, социальная дифференциация, социальная группа.

Темы рефератов и докладов

1.Этничность: объективный или субъективный феномен?

2.Элиты и массы в структуре современного общества.

3.Возрасты и поколения; проблема “отцов и детей”.

4.Диалектика пола — мужчины и женщины.

5.Семья как социальный институт и малая социальная группа в современном обществе

7.Что значит – быть интеллигентным человеком?

8.Личная зависимость как характеристика отношений между людьми в традиционном обществе.

9.Массификация в индустриальном обществе?

10.Массовая культура: "за" и "против".

11.Свобода как базовая ценность индустриального общества.

12.Рационализм и индустриализм.

13.Отличительные особенности информации как ресурса общества.

14.Демассификация в перспективе постиндустриального общества.