logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Истоки русской философии

В условиях традиционного общества может сложиться протофилософия. Что касается философии, то она становится реальностью только при определенных условиях. Поэтому вряд ли право­мерно датировать возникновение русской философии эпохой языче­ской культуры мифа, хотя и есть смысл проследить ее истоки, ухо­дящие корнями в это время. Философская мысль, реализуя пред­посылки, складывается в процессе христианизации духовной жизни Руси. Она носит нравственную направленность, обеспечивая возможность "уразуметь невежество свое" и формировать достой­ное поведение.

В становлении русской философии внесли свой вклад митропо­литы: Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. "Слово о законе и благодати" - одна из первых попыток рассмотреть соот­ношение права и закона. С точки зрения Иллариона право сопря­жено со свободой человека, а закон — "с суетой земных страстей". Закон закрепляет рабство, право утверждает свободу. В Ветхом завете доминирует Закон, в Новом завете - Право (благодать). Ветхий завет сменяется Новым заветом, закон - правом, рабство - свободой. И в этой смене есть суть развития истории человечества.

Позицию равновесия светской и духовной власти отстаивал ду­ховный наставник Владимира Мономаха - Никифор Грек. Человек представляет не только небесную и тленную, божественную и тварную сферы, но и объединяет их. Через человека эти сферы сооб­щаются друг с другом. Посему светская и духовная власть должны не противостоять, а дополнять друг друга, находиться в состоянии равновесия.

Рассматривая соотношения разума и чувства, Климент Смоля­тич отдает предпочтение разуму, ибо чувства - опора души, а ум - ее руководитель.

Русское философствование - это рациональная форма освоения мира, но в ипостаси, отличной от классического, европейского рационализма, уходящего корнями в схоластику средневековья. Этот рационализм тяготеет не столько к академизму, сколько к практике. Возможно, это — одно из объясне­ний того, что в лоне русской философии зародились концепции различной направленности, но не сложилось ни одной законченной философской системы, за исключением философии всеединства В. С. Соловьева.

Развитие русской философской мысли проходило в противо­стоянии двух тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. Первоначально эти тенденции проявляются внутри духовенства, которое раскалывается на иосифлян (сторон­ников централизации и упрочения светской власти) и нестяжате­лей, ратующих за духовное обновление русской церкви на пути укрепления духа, а не усиления отвлеченного рассудка. Разум должен быть не средством достижения истины, а способом возвы­шения чистой веры (Нил Сорский).

Позже противостояние отмеченных тенденций нашло свое вы­ражение в противоборстве славянофилов и западников.