6. Художественная деятельность
Важнейшей проблемой философии искусства является вопрос о сущности художественной деятельности, которая включает в себя такие составляющие как художественное творчество и личность художника, художественное произведение и образ, эстетическое восприятие и эстетический вкус.
Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.
Художественное творчество носит также интуитивный, бессознательный характер, отличается наивысшей степенью свободы, носит заинтересованный, ценностный характер, и тем отличается от творчества научного, которое стремится быть объективным и нейтральным.
Субъектом художественной деятельности является художник – носитель таланта, способный выразить свой внутренний мир в форме произведения искусства. Последнее представляет собой единство содержания и формы: в ходе его создания художник, используя в качестве материала различные выразительные средства – слова, краски, звуки и др., оформляет некоторое идейное содержание в чувственно-наглядной форме. Главными качествами произведения искусства, кроме чувственно-образной формы, являются также целостность и открытость для различных интерпретаций.
Другим видом художественной деятельности является эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие зависит от жизненного опыта субъекта, его эстетического вкуса и ценностных ориентаций.
В отличие от эстетического творчества восприятие движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведения искусства) к заложенной в нём идее, от явления (видимости) к сущности, от формы к содержанию. Однако, хотя эстетическое восприятие доступно каждому человеку, оно, тем не менее, представляет собой сложный, активно-деятельный процесс со-творчества и со-участия воспринимающего субъекта. В ходе эстетического восприятия происходит не только познание мира, но и самопознание и самосовершенствование человека, в частности, актуализируются его эстетические способности и развивается эстетический вкус - способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений.
Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
- Вопросы для повторения
- Занятие 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- Занятие 4. Философия древней греции
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления современной западной философии
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел III. Основы философского понимания мира
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- Занятие 11. Формы существования материи
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.
- 3. Особенности живой природы.
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел IV. Современные проблемы философской антропологии
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- Отражение и информация как философские категории
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- 1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- 1.Аксиология – философская наука о ценностях
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Социальная дифференциация
- Проверьте себя!
- Раздел V. Гносеология
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- Занятие 24. Истина как главная цель познания
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Продукты постижения истины людьми
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- Занятие 26. Методология науки
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Определение религии. Происхождение религии
- 2. Сущность и признаки религии
- 3. Структура религии
- 4. Функции религии
- 5. Религия в системе духовной культуры
- Вопросы для повторения
- Занятие 31. Философия искусства
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Эстетика и философия искусства
- 2. Природа искусства
- 3. Предназначение искусства
- 4. Морфология искусства
- 5. Классическое и романтическое в искусстве
- 6. Художественная деятельность
- Вопросы для повторения
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философия морали и этика
- 2. Сущность и происхождение морали
- 3. Структура морали
- 4. Функции морали
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 10. Объект окружающего мира, значимый для человека, социальной группы, общества в целом, называется…