2. Психофизические проблемы сознания
Не менее, а может быть и более сложными выступают проблемы, связанные с деятельностью мозга, функцией которого является сознание. Предположение, что сознание есть функция мозга, не произвольно. Оно основывается на большом числе наблюдений и исследований в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге. Исследования нейрофизиологии подтверждают, что мозг – результат длительного исторического развития, что и структурно, и функционально мозг многолик. Достаточно сказать, что он вмещает около 100 млрд. нервных клеток, нейронов, каждый из которых может иметь тысячи связей с другими нейронами. Каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает около 100 млн. единиц информации. Второй фактор избирательности информации связан с существованием волн, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секунду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответственно реагирует на них. Уникальной особенностью мозга человека является кора больших полушарий. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном виде кора заняла бы площадь примерно 3400 см2. Благодаря такому сложному строению полная поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает часть нейронов, которые не используются в осуществлении тех или иных психических процессов. Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ примерно лишь к 4% своих нейронов. Остальные нервные клетки, неиспользованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для жизнедеятельности человека его реакции взаимодействия с миром.
Мозг не источник, а орган сознания, поэтому первопричина функционирования сознания находится вне мозга — в объективном мире, в общественно-исторической практике человечества, в личном образе и стиле жизни человека.
На сегодняшний день науке известны глубинные процессы, происходящие в мозге человека, выявлены различные очаги значимых возбуждений (учение Павлова о рефлексах головного мозга, Ухтомского о доминанте, Сеченова о нейрофизиологии). В 1869 г. французский врач П. Брока открыл асимметрию деятельности мозга, а в 1981 г. английскому ученому Сперри была присуждена Нобелевская премия за многочисленные исследования, в том числе и за исследования функциональной асимметрии мозга. За последние годы этой проблеме посвящена обширная литература, в которой раскрывается функциональная специализация больших полушарий (правого и левого) мозга человека. При почти полной химической и анатомической идентичности эти полушария различаются функционально.
«Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающий непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая картина мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках. Это является условием социального общения.
«Правополушарное» (пространственно-образное) мышление создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой, - затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.
В норме оба полушария функционируют во взаимосвязи. Согласованность деятельности полушарий обеспечивает получение адекватной индивидуальной непротиворечивой картины мира. Действительно, правое полушарие образными средствами «схватывает» ситуацию, а левое аналитическими средствами анализирует ее отдельные фрагменты. Психологически необходимой предпосылкой двухполушарного мышления является терпимость человека к различным мнениям, в том числе и к инакомыслию.
В процессе, например, профессиональной деятельности человека могут преобладать логические или образные задачи. Это приводит к формированию доминантного (ведущего) полушария и возникновению эффекта «латерального (бокового) торможения». Этот эффект проявляется в том, что, независимо от типа жизненной ситуации, доминантное полушарие не позволяет включиться в мышление другому полушарию, быстро отключает его. Результатом являются довольно неприятные последствия. Человек с доминантным левым полушарием может утратить ориентацию в сложной образной ситуации: мощный логический аппарат анализирует несущественный, произвольно выбранный фрагмент реальности. Напротив, человек с правым доминантным полушарием часто не способен решить простую логическую задачу.
Возможно, неодинаковое развитие двух полушарий обусловливает интеллектуальное различие между людьми. Если у одних проявляются вербальные способности, то у других доминируют механические, пространственные способности. Или для западной культуры характерным является логическое мышление, чтение и вербальная обработка информации, для Востока же постижение бытия основано на созерцании, интуиции, инсайте.
Левое полушарие | Правое полушарие |
установление хронологического порядка | фиксация текущего времени, синхронного с физическим |
чтение карт и схем | ориентация на местности и в конкретном пространстве |
деформация временной шкалы (растяжка и сжатие) | синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами |
запоминание имен | узнавание лиц |
запоминание слов | запоминание образов |
видение мира эйфорическое | видение мира эмоционально-мрачное |
речевая активность, чувствительность к звукам | восприятие эмоционального состояния людей, интонаций |
восприятие деталей | целостное, образное восприятие |
математические способности, логическое мышление и принятие решений | восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии |
По-видимому, будет справедливым рассматривать структуру мозга как лабиринт, в котором нет ни центра, ни периферии. Так, память не суммируется в каких-либо определенных участках мозга, а сеть нейронов позволяет образовываться некоторому подобию голограммы. Нейронная сеть управляется законами самоорганизующихся сложных систем. Процессы, совершающиеся в мозгу, есть «детерминистический хаос».
Весьма популярными в последние десятилетия стали компьютерные модели мышления и работы мозга и в зарубежной философии и науке, и в отечественной. Безусловно, этот путь открывает некоторые новые перспективы в исследовании деятельности мозга, однако вряд ли в принципе можно отождествлять работу машины (компьютера) и деятельность человеческого мозга. Любая вычислительная модель мозга выглядит слишком оптимальной и точной, что вряд ли соответствует идее биологической эволюции, которая совершается большей частью методом проб и ошибок. И уж совсем не целесообразно рассматривать сознание, мышление человека в битах информации, в алгоритмах.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
- Вопросы для повторения
- Занятие 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- Занятие 4. Философия древней греции
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления современной западной философии
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел III. Основы философского понимания мира
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- Занятие 11. Формы существования материи
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле.
- 3. Особенности живой природы.
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Раздел IV. Современные проблемы философской антропологии
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- Отражение и информация как философские категории
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- 1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- 1.Аксиология – философская наука о ценностях
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Социальная дифференциация
- Проверьте себя!
- Раздел V. Гносеология
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- Занятие 24. Истина как главная цель познания
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Продукты постижения истины людьми
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- Занятие 26. Методология науки
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Определение религии. Происхождение религии
- 2. Сущность и признаки религии
- 3. Структура религии
- 4. Функции религии
- 5. Религия в системе духовной культуры
- Вопросы для повторения
- Занятие 31. Философия искусства
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Эстетика и философия искусства
- 2. Природа искусства
- 3. Предназначение искусства
- 4. Морфология искусства
- 5. Классическое и романтическое в искусстве
- 6. Художественная деятельность
- Вопросы для повторения
- Основные понятия
- Тематика докладов и рефератов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Философия морали и этика
- 2. Сущность и происхождение морали
- 3. Структура морали
- 4. Функции морали
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 10. Объект окружающего мира, значимый для человека, социальной группы, общества в целом, называется…