logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

4. Объективный, единый смысл жизни человека

Истинный, единый для всех смысл жизни заключается в выработке в себе человека, в воспитании себя человеком во все возрастающей степени. Быть все более человеком – значит раскрывать и взращивать в себе основные родовые качества человека. Их максимально возможная в данную эпоху реализация в своем развитии и есть работа очеловечивания. Предназначение человека – воплощение в себе лучших качеств, добытых человечеством, пополнение собой потенциала человечности на Земле. Это повседневная работа, иногда тяжелая, часто увлекательная работа и всегда благодарная, не имеющая себе равных по эффективности результатов.

Предлагаем обоснование изложенной концепции смысл жизни.

1. Существо, родившееся в человеческом обществе, имеет очень ограниченный выбор вариантов дальнейшего движения по жизни – всего из двух возможностей. Либо осуществляя родовое предназначение становиться человеком во все возрастающей степени, либо деградировать во все возрастающей степени, опускаясь на недочеловеческий уровень. Вплоть до того состояния, которое в русском языке обозначается страшным словом «нелюдь». Таково негативное обоснование – почему нельзя обойтись без усилий по выделке себя в человека. Но есть еще позитивное обоснование.

2. Обратимся к вопросу, что дает работа по очеловечиванию? Один из простых и коренных двигателей жизни вообще и человеческой в частности – это стремление к благополучию, счастью, любви, радости. Человек – высшее в этом мире существо, способен получать все радости жизни – высшие и по количеству и по качеству, недоступные и неведомые миру животных. Их многообразие, полнота и сила нарастают по мере очеловечивания. Человек живет все более содержательно, интересно, насыщено, разумно.

3. Почему работу по очеловечиванию можно считать определяющим объективным смыслом жизни? По той простой причине, что без его осуществления все прочие человеческие смыслы и цели просто не могут быть поставлены и реализованы как человеческие.

Чем интенсивнее процесс очеловечивания, тем осмысленнее жизнь, тем более всесторонне и сильно раскрывается человеческий потенциал, тем интенсивнее и интереснее процесс очеловечивания.

Человек может выдумать для себя смысл жизни, далекий от объективного. Но это гораздо опаснее, чем выдумывать ложные цели – можно потерять себя как человека, потерять жизнь задолго до физической смерти.

Наш выдающийся психолог А.Н. Леонтьев в актовой лекции, обращенной к студенчеству, говорил, что вершина сотворения себя – вырасти в «человека Человечества» и пожелал достичь этой вершины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. В чем сущность проблемы смысла жизни?

  2. Каковы варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии?

  3. Соотнесите понятия «цель» и «смысл жизни».

  4. Можно ли предложить универсальную концепцию смысла жизни? Каковы ваши смысложизненные ориентиры?

Занятие 20. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ

  1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии.

  2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей.

  3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла.

Основные понятия

Аксиология, ценности, антиценности, идеал, оценивание, добро, зло.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 603-614.

Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. – М., 2003. Т.1. Ч.2. Гл. 4.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. С. 310-331, 484-488, 525-533.

Дополнительная литература

Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

Островский Э.В. История и философия науки. М., 2007. Гл. 14.

Философия. Под ред. В.И.Кириллова. М., 1997. Ч. 2.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989.