logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

4. Время в философских концепциях

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое существует в воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем.

Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.

Другая концепция - статическая - не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение "раньше - позже".

Время в самом широком смысле этого понятия представляет собой последовательное существование сменяющих друг друга состояний некоторого материального процесса; необратимая последовательность и длительность отдельных событий при существовании материальных систем.

Время имеет следующие свойства:

- длительность;

- одно­направленность (от прошлого к будущему), и, потому, по сути, необратимо;

- размеренность — так, что физико-математическое (во многом условное — календарное, эталонное) время, причем опять-таки в масштабах макромира, монотонно, не знает перерывов, измеряется в одинаковых единицах отсчета; тогда как астрофизическое и квантово-механическое, тем более биологическое и социальное времена могут менять ритм, ускоряться или замедляться, даже прерываться;

- вечность.

Немецкий математик Г. Минковский, анализируя теорию относительности, пришел к выводу, что следует вообще отка­заться от представления о пространстве и времени как отдель­но друг от друга существующих характеристиках мира. На самом деле, утверждал Минковский, есть единая форма суще­ствования материальных объектов, внутри которой простран­ство и время не могут быть выделены, обособлены. Поэтому нужно понятие, которое выражает это единство. Но когда дело дошло до того, чтобы обозначить это понятие словом, то нового слова не нашлось, и тогда из старых слов образовали новое: пространственно-временной континуум.

Это пространство-время, выступает как единое четырехмерное многообразие: три координаты, характеризующие простран­ство, и одна координата, характеризующая время, не могут быть отделены друг от друга. А в целом свойства пространства и времени определяются совокупными воздействиями одних событий на другие.

Следует выделить общие свойства пространства и времени:

- объективность, то есть пространство и время существуют неза­висимо от воли и сознания людей;

- абсолютность пространства и времени, то есть не существует материального объекта вне пространственно-временных характери­стик;

- относительность пространства и времени означает зависи­мость их существования от свойств движущейся материи, то есть, нет пространства и времени как таковых, а речь должна идти о конкретных пространствах и временах, каждое из которых конеч­но, относительно и преходяще;

- противоречивость пространства и времени выражается в единстве протяженности (непрерывности) и дискретности (прерыв­ности) пространственной структуры. Время есть единство длитель­ности и мгновенности. Мгновенность есть момент "сейчас", лишен­ный длительности, а длительность - продолжительность существо­вания, его сохранение.

Некоторые авторы убеждены, что к общепринятым атрибутам следует добавить структурность материи, информацию и отражение и др. Рассмотрим некоторые из них.

Структурность. Структурность выражает устойчивый мо­мент материальных и духовных процессов. Сохранение во време­ни процесса изменения, полагают одни философы, обусловлено структурой этого изменения. Другие философы, наоборот, осно­вой структуры полагают время (время - основа структурности). Третьи философы в основе мира видят идеальное бытие (Платон, Г. Лейбниц, Н. Гартман). Основываясь на структуре идеального бытия, материальный мир является одним из возможных миров. Мир идеального - это структура всей полноты возможного для реального материального мира. Структурность материи выводима из структурности идеального (духовного) бытия.

Г. Гегель полагал любую структуру как продукт развития, а в ее основе усматривал внутреннее противоречие. Каждый атрибут представляет собой противоречивое единство, или целое состоящее из противоположностей, поскольку в одном отношении он выступа­ет как один атрибут, а в другом как прямо противоположный. То же касается атрибутов устойчивости и изменчивости, непрерывно­сти и дискретности. Таким образом, структурность может быть рас­сматриваема как атрибут материи поскольку она выражает связь между атрибутами самой материальной субстанции.

Отражение и информация. Отражение проявляется как результат взаимодействия любых материальных систем и означает воспроиз­ведение свойствами одной системы свойств другой системы. Оно является всеобщим свойством, атрибутом материи. По­скольку отражение тесно связано с формами движения и взаимо­действия, оно также образует ряд соответствующих форм: физиче­ское, химическое, биологическое, психологическое и социальное отражения. В процессе взаимодействия и отражения происходит передача информации от одной системы к другой. Информацию можно определить как меру упорядоченности (Н. Винер). В про­цессе взаимодействия и отражения мера упорядоченности одной системы воспроизводится другой системой в той или иной степени изоморфности (одинаковости). Вряд ли можно отыскать исключе­ние в мире материальных взаимодействий, где бы не совершались информационные процессы. Информацию наряду с отражением некоторые считают всеобщим свойством материальных систем. А. М. Мостепаненко, например, писал, что "информационные процессы име­ют столь же широкую степень общности как и энергетические (в живой и неживой природе). Любая энергетическая связь предпола­гает какую-то передачу упорядоченности элементов и структур в пространстве и во времени".

5. Философский принцип материального единства мира лежит в основе представлений о единстве физических законов, действующих в нашей Вселенной. Это побуждает искать такие фундаментальные связи, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явле­ний и процессов. Вскоре после создания общей теории относи­тельности Эйнштейн поставил перед собой задачу объедине­ния электромагнитных явлений и гравитации на некоторой единой основе. Проблема осложнилась тем, что в ходе исследо­вания микромира выявились новые, прежде неизвестные вза­имосвязи и взаимодействия.

Современному физику приходится решать задачу объединения четырех видов взаимодействий:

- сильного, за счет которого нуклоны стягиваются в атомное ядро;

- электромагнит­ного, отталкивающего одноименные заряды (или притягиваю­щего разноименные);

- слабого, регистрируемого в процессах ра­диоактивности;

- гравитационного, определяющего собою взаимодействие тяготеющих масс.

В настоящее время в институте высших исследований в Принстоне (США) Эдвард Уиттен, со­здал теорию, преодолевающую серьезные теоретические трудности, с которыми до сих пор сталкивались квантовая тео­рия и общая теория относительности. Сделать это ему удалось за счет присоединения к известному и наблюдаемому четырех­мерному пространству-времени еще шести измерений. Эта теория получила название теории струн.

Таким образом, получился необычный, десятимерный мир, свойства кото­рого определяют собою весь известный нам мир элементар­ных частиц и гравитацию, а, следовательно, и макромир обычных для нас вещей, и мегамир звезд и галактик. Дело за «малым»: надо найти способ, выражающий переход от 10-мер­ного к 4-мерному миру. И поскольку пока эта задача не решена, многие физики рассматривают теорию Уиттена как игру вооб­ражения, математически безупречную, но не соответствующую реальному миру. Хорошо сознавая всю сложность и не­обычность, Уит­тен говорит, что теория струн — это часть физики XXI в., кото­рая случайно попала в XX. По-видимому, именно физика XXI в. вынесет свой приговор теории струн, так же как физика XX вы­несла его теории относительности и квантовой теории.

Наука в XX в. продвинулась так далеко, что многие теории современных ученых, подтвержденные практикой, показались бы просто фантазиями ученым XIX века и представляются фан­тастическими большинству людей, которые не связаны с нау­кой. Это относится и к общефизическим теориям, описываю­щим пространство, время, причинность в разных сферах мате­риального мира, на разных ступенях структурной организации материи и на разных этапах эволюции Вселенной.