logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Продукты постижения истины людьми

Истина и мнение,

истина и правда

В греческой философии истина устойчиво проти­вополагается мнению. Платон в своих диалогах пока­зывает, что мнение есть знание субъективное, полное психологических и разного рода иных предрассудков. В мире мнений причудливо перемешаны истина и ложь. Но даже если мнение и истинно, то это всегда — ис­тина в себе, т. е. необоснованное и крайне проблема­тическое знание. Мнение же, перешедшее из ранга ис­тины в себе в ранг истины для нас, представляет со­бой знание доказанное, т. е. удостоверенное в качестве независимого от наших субъективно-психологических особенностей и домыслов.

Мнение можно созна­тельно формировать и не только у отдельного челове­ка, но у целого общества или его части. Благодаря, например, современным средствам массовой инфор­мации создается своеобразный мир мнений, в котором доказательство подменено психологическим убеждени­ем и даже целенаправленным внушением.

Истина и правда близки, но не тождественны. Если истина – это максимально объективная информация, то правда – субъективно воспринимаемая как истина, личностно значимая информация, с большой примесью веры в истинность. Т.е. истина по какому-то вопросу может быть одна-единственная, а вот правд относительно него же — несколько, множество.

Истина и ложь,

истина и заблуждение

Поиск истины неотделим от заблуждений и появ­ления разного рода ложных представлений. Афорис­тичное выражение подобной позиции можно найти у русского писателя Леонида Андреева, обронившего фразу, что «истина — это ложь, которую еще не успе­ли доказать». Однако между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница.

Ложь представляет собой преднамеренное возве­дение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана отдельного человека, со стороны какой-то особой со­циальной группы используется специальный набор знаний и технических средств. От лжи и дезинформации следует отличать заблуж­дение. Под заблуждением можно понимать непредна­меренную трактовку истинного знания как ложного, а ложного — как истинного, что вытекает как из слож­ности и неисчерпаемости объекта, так и из историчес­кой ограниченности субъекта познавательной деятель­ности. Ложь следует непримиримо дезавуировать, а от заблуждений терпеливо и методично избавляться, зная, что они воспроизведутся вновь. Без заблуждений не­возможно нахождение истины и ее кристаллизация.

Ошибка — личная неосведомленность в том, что вообще-то хорошо известно. Это, к примеру, когда вместо нужного препарата провизор по невнимательности, халатности выдает вредный данному пациенту.

После этих замечаний мы можем уточнить данное выше определение истины. Истина это такое объективное содержание наших знаний, которое удо­стоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходum за границы своей применимости и не претенду­ет на окончательный и завершенный характер.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Однозначно ли понимание истины в философии?

2. Как истина одновременно может быть объективной и субъективной?

3. Объясните, что истина – не только результат познания, но и процесс ее получения.

4. Какие существуют способы проверки информации на истинность?

5.Сравните понятия: истина и правда, правда и мнение, ложь и заблуждение, заблуждение и ошибка.

Занятие 25. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Наука, ее цели, предмет. Многомерность науки. Сциентизм и антисциентизм.

2. Специфика научного познания, его уровни. Критерии научности.

3. Функции научного знания.

4. Основные формы научного знания. Понятия научной проблемы, факта, идеи, принципа, гипотезы, закона.

5. Теория как высшая форма организации научного знания. Структура и типология научных теорий.

Основные понятия

Философия науки, наука, критерии научности, научный факт, научная проблема, идея, принцип, гипотеза, закон, теория, типы научных теорий.

Темы рефератов и докладов

Возникновение науки и ее основные этапы развития.

Логический позитивизм о понятии и назначении науки.

Методология исследовательских программ Имре Лакатоса.

Парадигмальная философия науки Томаса Куна.

Герменевтическая методология гуманитарных наук.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 508-516.

Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины. – М., 2005. С. 101-127.

Дополнительная литература

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007. С. 7-38.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. - М., 1977.