logo
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

5. Классическое и романтическое в искусстве

Дуализм классического и романтического пронизывает всю историю европейского искусства, начиная с античности и заканчивая XX веком. Поэтому их можно понимать как два фундаментальных типа искусства, радикально отличающихся друг от друга мироощущением, и вследствие этого, использующих разные выразительные средства. При этом не следует отождествлять классическое и романтическое с классицизмом и романтизмом как художественными стилями в истории искусства. Первые по отношению ко вторым выступают как более широкие категории, относятся как целое к части.

Классическое искусство характеризуется ясностью и законченностью форм, симметричностью и статичностью, аппелирует к разуму человека. Романтическое искусство, напротив, отличается такими чертами, как игривость, таинственность и изысканность, для него характерны асимметричность и динамичность, и воздействует оно, прежде всего, на мир чувств человека. Впервые различия между классическим и романтическим были осознаны в конце XVIII века немецкими романтиками, этой дихотомии также соответствует введенное Фридрихом Ницше (1844 – 1900) противопоставление "аполлоновского" и "дионисийского" начал в истории культуры и искусств. В своей ранней работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше противопоставил светлое, разумное, созерцательно-упорядочивающее "аполлоновское" начало бытия темному, чувственному жизненно-оргиастическому "дионисийскому" началу.

Чередование этих начал, их борьба друг с другом и попеременное господство составляют, по нашему мнению, основной закон эволюции искусства. Здесь действует диалектический закон отрицания отрицания, или закон маятника – романтическое сменяет классическое, но затем снова вытесняется классическим, но уже на новом витке развития искусства. Например, античная классика сменяется романтически окрашенным искусством эпохи эллинизма, в Средневековье - ясно-уравновешенный (даже тяжеловесный) романский стиль сменяется возвышенно-романтической готикой, затем готика вытесняется классикой Высокого Возрождения (ярчайший пример последней – Собор Святого Петра, возведенный по проекту Микеланджело), а она, в свою очередь, упраздняется близким к романтизму стилем барокко и т.д.

В истории культуры классическое в целом оценивалось более высоко, чем романтическое. Известен афоризм И. Гёте, который определил классическое как здоровое, а романтическое как больное. Возможно, возвеличивание классического связано с тем, что оно нередко служило интересам государства, воспитывало высокие гражданские добродетели (прежде всего, патриотизм), тогда как романтическое обращалось к теме страданий, одиночества, неразделенной любви, т.е. к внутреннему миру личности, возвышало её, пропагандировало ее свободу, право на творческую самореализацию, т.е. было потенциально опасно для государства.